Первое, что важно отметить относительно этой французской драмы, касается перевода названия Le tourbillon de la vie. Вольный перевод “Путешественница во времени” может дать ложное ожидание того, чего в сюжете нет.
Оригинальное французское название дословно переводится как “Вихрь жизни”. В какой-то момент Джулию подхватывает “вихрь” и теоретически меняет ход её истории.
Это не научная фантастика, когда главная героиня Джулия Фейнман будет перемещаться через вселенные, через временные пласты, пока не найдёт пункт своей жизни с роковой ошибкой, которую она, путешествуя осознает, а обнаружив её, исправит, и заживёт впоследствии, что называется, долго и счастливо. Таких квантовых скачков тут нет.
Второе, что тоже очень важно: “Путешественница во времени” – это первый полнометражный проект режиссёра и сценариста Оливье Тренэр (Olivier Treiner). До него в фильмографии Тренэра было два короткометражных фильма и одно шестиминутное видео. А по первому образованию он и вовсе актёр. Для полнометражного дебюта получилось неплохо.
Сюжет
Фильм охватывает 63 года жизни Джулии Фейнман – с её 17 до 80 лет (на которых заканчивается только фильм, но не её жизнь).
А начинается с того, что француженка Джулия Фейнман, проходящая обучение в Амстердаме, – очень талантливая студентка академии, она подаёт большие надежды, чтобы стать великой пианисткой. Её юность совпадает с периодом, когда была разрушена берлинская стена, и ей пришла в голову спонтанная дерзкая идея рвануть в Берлин, чтобы поучаствовать в сломе стены. Сокурсники подхватывают идею, и договариваются на три дня сбежать на это грандиозное событие небольшой компанией.
Вот тут и возникают варианты развития событий.
Джулия не заметила, что паспорт лежит на полу, когда выбегала с лучшей подругой из комнаты на автобус. Её подруга могла обнаружить, что паспорт валяется на полу и подать Джулии. И они бы уехали в Берлин на три дня, и Джулия бы осталась там, получила бы вид на жительство и вышла бы замуж за немца.
Но Джулия могла бы сама обнаружить, что паспорта нет в сумке и вернуться за ним в комнату. И её бы остановили, и друзья бы уехали без неё.
Паспорт в сумке – один вариант жизни.
Вернулась за паспортом – множество вариантов развития событий.
Разбор драмы
Здесь нет никакой фантастики, здесь одна и та же душа не перерождается в других телах в разных эпохах, здесь у героини нет возможности сделать шаг назад в пластах времени на благо себе, эта драма является сторонним рассуждением на тему того, что было бы, если бы что-то случилось так или иначе, но сводится к тому, что жизнь одна – и произойдёт то, что должно произойти. Открывающая сцена намекает на широту и масштаб жизни, потому что несколько минут на экране зритель видит маленькую девочку, неуклюже прогуливающуюся по пляжу у кромки моря. И не видно края, всё кажется очень просторным особенно относительно маленького ребёнка. Но эта сцена попутно иллюстрирует, что человек всю жизнь как песчинка – зачастую он оказывается бессилен перед вихрем жизни, как и песчинка – перед морским потоком, набегающим на пляж.
Хотя голос главной героини и звучит пару раз за кадром, задаваясь вопросом, как же в нашей жизни всё складывается, по итогу она никаких выводов не делает опять же потому, что история тут не о том, как делать выводы, а о том, что хватает мелочи, чтобы появилось два варианта развития событий – и это может произойти на любом этапе жизни. Если “развилка” не появилась, когда тебе было, например, 17 лет, она может появиться через три года.
Это не масштабная концепция как у Жако Ван Дормеля в “Господине Никто” (2009, Mr. Nobody), хотя и есть иллюстрация вариантов жизни Джулии Фейнман, но она их не выбирала как это мог делать Немо. Она могла стать великой пианисткой и путешествовать по всему миру, вызывая зависть своей подруги, замученной бытом и придумавшей себе понятие “гламура”, видя собранную и элегантную подругу. Джулия могла выйти замуж за аспиранта Поля Сореля, который ради неё стал работать аналитиком финансовых рисков, чтобы она могла посвятить себя музыке. Эти сценарии тоже имеют вариации, раздваиваясь, “споткнувшись” о какое-либо событие.
Это не “Эффект бабочки” (2004, The Butterfly Effect) Эрика Бресса и Джонатана Макки Грубера, в котором у Эвана Треборна была возможность с помощью дневниковых записей возвращаться в момент своей жизни, где он совершил ошибку, как ему казалось, и исправить её. По итогу приходя к худшим результатам, потому что его поправки калечили судьбы тех, кто имел к нему то или иное отношение. В Le tourbillon de la vie виновников как таковых нет. Так сложились обстоятельства, и как можно их винить!?
Это не стильное фэнтази Питера Хауита “Осторожно! Двери закрываются” (1998, Sliding Doors), где гораздо проще, чем в Le tourbillon de la vie, но и не менее интересно, проиллюстрированы два варианта развития событий – могло быть так, а могло быть иначе. Но у Хауита есть “остринка”. У него остаётся действительно один вариант, он ставит точку. Режиссёр Le tourbillon de la vie Оливье Тренэр, который выступил и соавтором сценария, даёт право на существование всем вариантам Джулии, но акцент ставит всё же на одной из них. В финале вихрь времени поэтично распускает разных Джулий во все стороны, а камера оператора останавливается на одном варианте, который в контексте этой истории считается настоящим.
Но что объединяет все эти фильмы – это иллюзия выбора вариантов жизни. Опыт достаётся благодаря движению вперёд и слишком дорого, но его нельзя приобрести без совершения ошибки и последующего сожаления, а также злости на себя, что был слеп, выбирая тот или иной путь, который на тот момент кажется верным. Потому всё, что происходит, оно происходит здесь и сейчас, а будущее – не настоящее. Эта игра слов относительно данной темы звучит как нигде актуально. У человека есть возможность последовать новым для себя путём – опять же правильным на том основании, потому что он выглядит таковым в данном контексте.
Драма “Путешественница во времени”, или “Вихрь жизни”, даст возможность и стекла поесть, растрогавшись в нескольких сценах, и порассуждать о своих траекториях, приведших в ту точку, с который этот фильм посмотрен. Но, если честно, мне ближе к концу хотелось, чтобы эта история уже закончилась. Слишком уж перегрузили событиями сценарий, что порой становилось сложно отслеживать, какая ветка сейчас раздваивается и развивается.