Нелегальная миграция – это один из самых серьезных вызовов сегодняшнего дня, причем не только в России, а во всем мире в целом. Разные страны избирают разные пути в борьбе с этим явлением. В нашей стране противодействие нелегальной миграции на сегодняшний день становится одним из актуальных направлений работы миграционных органов и смежных государственных структур, активно издаются новые законы и вносятся поправки в старые. Глядя на последние изменения в миграционном законодательстве, можно заметить, что к ответственности за нарушения стали относиться еще строже. И в этой статье эксперты ЦенТрМиг рассмотрят само понятие нелегальной миграции и расскажут, какая ответственность грозит за ее организацию.
Что такое нелегальная миграция?
Итак, согласно определению, нелегальная миграция — это противозаконное проникновение в чужую страну с целью осуществления трудовой деятельности и временного или постоянного проживания.
В РФ существует Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., она содержит специальный раздел, посвященный основным направлениям противодействия незаконной миграции:
· совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции;
· совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
· создание и совершенствование системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий;
· совершенствование системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации;
· противодействие организации каналов незаконной миграции, в том числе за счет повышения защищенности паспортно-визовых и иных документов, позволяющих идентифицировать личность;
· создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;
· совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;
· разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий;
· усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.
Еще одним направлением противодействия незаконной миграции, отраженным в Концепции, является регулирование ответственности лиц за совершение фиктивных действий для получения иностранными гражданами прав на въезд в РФ, пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности и приобретение гражданства. Одним из самых распространенных нарушений здесь является постановка иностранного гражданина на фиктивный учет. В соответствии с федеральным законодательством под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в РФ в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.
Ответственность за организацию незаконной миграции
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за данные незаконные действия. Статьей 322.1. УК РФ предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы сроком до 7 лет за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в России или незаконного транзитного проезда через территорию РФ.
Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания, жительства в жилом помещении в РФ, или иностранного гражданина, лица без гражданства по месту жительства (ст. 322.2 УК РФ) предусматривает ответственность в виде лишения свободы сроком до 3-х лет.
Совершение действий по фиктивной постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в России (ст. 322.3 УК РФ) также может грозить лишением свободы на срок до трех лет.
В соответствии с примечанием к ст. 322.2 УК РФ и 322.3 УК РФ лицо, совершившее такое преступление может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.