Последнее время все чаще можно встретить историю того что бывшие подростки, недовольные системой образования, выросшие и заимевшие своих детей, начинают задавать вопросы о том, чему учат их детей. Расхожее выражение "мне эти тангенсы в жизни не нужны". Сам родитель - плод образования и в нем есть обида. Я, как бизнес-тренер, прекрасно понимаю что обида на обучение берется от непонимания целей. По большому счету, когда речь касается мотивационной части для многих все упирается в "надо" или "ну все так делают". Отсюда в обществе и непонимание.
Многие учителя тоже не всегда могут понять: для чего же знать материки, если есть гугл карты, или как на будущего взрослого повлияет информация о цвете штор в стихе Пушкина. На самом же деле все лежит куда глубже, чем на самом деле. Особенность в тренировках мозга и умении перестраиваться. Так что, если вдруг вы не знали какой предмет учить, чтобы научиться справляться со структурированием своих задач, если вы испытываете большую проблему с доверием то вот сейчас мы и сможем разобрать какие навыки на самом деле качают школьные предметы.
Русский язык
Самый популярный предмет школы, который учит расставлять запятые. Сразу обозначим что "память" развивает каждый предмет и упоминать это постоянно не хочется. Аккуратность: правильно держать ручку - развитие мелкой моторики, не выступать за линии - понимание пространства в письме. Саморефлексия: редкий навык, но часто можно заметить что "перечитай и найдешь ошибку сам" действительно работает. Это доносит мысль что пока ты делаешь действие и уверен в его правильности - не значит что будешь так же уверен потом. Перфекционизм: использовать родной язык мы начинаем раньше, чем его изучать, а поэтому очень много напряжения идет от тех, кому принцип перфекционизма не близок. Казалось бы, я и так умею этим управлять, так зачем учиться? Чтобы делать это еще лучше!
Математика
Объединим алгебру с геометрией в общие скилы. Пространственное мышление: представьте треугольник с прямым углом и углом 62 градуса, каким будет третий угол? Представили? Вот и славно, а дальше можно представлять и то как стол в квартире поставить и в какой район лучше переехать. Сортировка информации: в алгебре это действует очень легко, когда иксы в одну сторону, цифры в другую и так пока не отсортируем до решения. В сортировке важно уметь видеть общее и подводить результаты. Усидчивость и поиск решений: знаете, почему иногда хочется все взять и бросить? Вам математика не нравилась! В математике ярче всего можно увидеть как ребенок, столкнувшись со сложной задачкой сидит и перебирает известные ему теоремы и, найдя нужную, радуется что получил решение.
Литература
С литературой всегда меньше всего проблем и ощущение что навыки лежат практически на поверхности. Образное мышление: ну конечно же оно в первую очередь развивается именно литературой. Представляются дворцы, сады, развивается фантазия и воображение. Очень полезные в жизни навыки для тех кто принимает решения. Умение видеть вторые смыслы: а вот и мемные занавески желтого цвета. Именно в литературе вам прямым текстом говорят что не всегда то что вы видите истина и что вполне себе существуют скрытые смыслы, которые можно искать. Плюрализм мнений: может показаться что это больше для истории, но в истории больше фактов, в литературе мотивов и переживаний. Именно здесь ученик узнает что не все в мире устроено как у него в семье, что были и есть разные проблемы и ситуации, а также иные точки зрения.
История
История, в основном благодаря политике, становится все популярнее. Что же кроме "гордости за отечества" нам дает ее изучение? Стратегическое мышление и стрессоустойчивость: это в первую очередь. Понимание того что проигрыш здесь и сейчас может привести к победам в будущем, умение не ставить все на кон и более спокойное отношение к событиям внешнего мира, ведь есть знание что этот мир уже пережил и как. Контр-эгоизм и понимание последствий: история во многом показывает не события в вакууме, а их причины, путь и исход. Это тренирует оценивать и события своего мира не только с позиции "я хочу", но и с позиции "хотят другие", как минимум для того, чтобы оценить последствия для себя.
География и Биология
В тиктоке очень много видео того, как представители одной страны не могут ответить элементарных географических знаний. А зачем они нужны? Реализм: если в литературе есть образное мышление, то география и биология это самые конкретные предметы. С их изучением приземляется фантазийность на реалии мира, становится яснее: что возможно, а что почти нет. Кропотливость: внимательность к мелочам и умение их использовать в своей выгоде помогает развить именно знание географии с биологией. Разобраться в строениях страны, областей полезных ископаемых и строениях животных полезно как развитие навыка. Контр-радикализм: многие подростки особенно проникаются различными радикальными позициями. Увлечение географией и биологией, которые показывают сложность строения мира и его взаимосвязь помогают утихомирить подобные настроения. Как самые конкретные предметы они очень важны для детализации всей планеты.
Химия и Физика
В начальной школе каждый ждет что химия будет полна экспериментов, а на деле всего 1-2 в году. Зачем же еще ее изучать? Химия и физика являются вторым уровнем от математики, при этом не завершая первое. С точки зрения развития навыков же в них есть и некоторая самостоятельность. Понимание ошибок: эти 2 предмета дают не только учение того, как правильно, но и объясняют последствия ошибок. И важно что это не "страх" или "легкое принятие" ошибок, а именно их понимание. Да, они случаются и это нормально, но, когда они случаются, важно понять, получится ли разобраться с последствиями. Лабораторность: принцип, вытекающий из первого - для подростка порой очень тяжело, найдя решение, придумав хорошую идею, не пускать ее в работу в ту же секунду, а подумать еще какое-то время. Учение физики очень часто говорит о том, что сначала идею можно опробовать в малых масштабах. Работа в команде: для творческих и открытых подростков как "поражение" и "уловка" воспринимается невозможность решить что-то самостоятельно. В этих двух предметах, порой и учителям тяжело что-то знать наизусть. Здесь спокойно можно работать не одному, перепроверять свое решение и искать совместные пути. Только используя чужие работы можно решить свои.
Обществознание и Иностранный язык
Эти предметы очень хорошо раскрывают уже упомянутую тематику плюрализма мнений и разницу культур, но что помимо? Терпимость: отличие от плюрализма - это факт того что при терпимости в принципе не требуется озвучивать чужую позицию. Это некоторое обозначение: мы живем в социуме, а значит сосуществуем. Умение поставить себя на чужое место: не секрет, что дети до 5 лет в принципе это не умеют делать, в их сознании подобное невозможно. Поучившись в школе становится проще представить себя на месте другого человека. Столько ролевых игр, как на уроке английского, никто не играет. Поведенческая гибкость: именно английский язык показывает что тот путь, которым ты можешь "объяснится" не обязательно является правильным. Уметь перестроиться в ситуации и найти иной подход и знать их (что есть в обществознании) - задача этих двух наук.
Предметы практической направленности: ОБЖ, Информатика, Физкультура, Труд
В школе еще остается очень много самых разных предметов и даже от школы к школе они могут отличаться. Подобные предметы используются главным образом для поддержания не только умственного развития, но и физического. Переключение активности как способ отдохнуть. Но помимо этого здесь достигается одна очень важная цель - Создание команды. Именно на таких "не нужных" предметах больше всего общения между учениками, больше всего взаимодействия, смеха и контакта. Именно так заводятся друзья и формируются связи, даже если у половины класса "разрешение не посещать физру" - сидение на одной скамье 45 минут уже очень поможет заведению крепкой связи.
Конечно же то, что упомянуто в статье, не последние аргументы и многим "Надо" останется куда полезнее, но подумайте сами, почему бы необходимый процесс не сделать приятнее? Вспоминаю свои годы троечника и достоверно знаю где зарождались мои нынешние навыки, а где могли бы зародиться. А как вы сами учились в школе? Какой предмет был любимым? Напишите в комментариях, подпишитесь на канал и слушайте наш подкаст!