Сегодня человечество вступило в третье тысячелетие с грузом нерешённых проблем. Наибольшую опасность среди них представляют глобальные проблемы, которые угрожают самому существованию человечества и грозят прервать его историю уже в обозримом будущем. Экологическая, демографическая, сырьевая, продовольственная, угроза применения ядерного оружия и многие другие проблемы с особой остротой ставят вопрос – быть или не быть человечеству вообще? Можно ли решить эти проблемы, можно ли отвести или хотя бы ослабить угрозу, нависшую над человечеством? И что для этого надо делать? За последние 50 лет написано немало научных трудов на эту тему. В них предлагаются разные (порой взаимоисключающие) способы решения. Но красной нитью через большинство этих трудов проходит мысль – человек не сможет решить эти проблемы пока не разберётся в самом себе, в своей сущности и предназначении. А когда же человек разберётся в своей сущности? Когда же, наконец, будет разгадана Тайна человека? Тем более, что время, отпущенное на её разгадку, стремительно тает с нарастанием глобальных проблем современности.
Несмотря на обилие литературы по данной теме и на то, что эта проблема исследуется уже давно, вопрос о природе и сущности человека, о взаимодействии его различных сторон и составляющих пока ещё не получил своего окончательного разрешения. Некоторые авторы настаивают на «вечности» (т.е., имплицитно, на неразрешимости) этого вопроса, а иные отрицают саму возможность научного объяснения того, что же такое человек и в чём его природа и сущность. Анализ современного состояния проблемы изучения природы и сущности человека показывает, что в настоящее время научная и философская мысль находится на перепутье, выражаясь синергетической терминологией, в точке бифуркации. Дальнейшее развитие научной и философской мысли, в том числе, развитие антропологических представлений, может пойти различными путями и не все из них являются приемлемыми, с точки зрения объективных потребностей социума. Объективной потребностью выступает необходимость понять и научно обосновать сущность самого социума, и сущность человека. Без понимания последней невозможно постичь и природу социума, поскольку не бывает общества без человека (равно как и человека, без общества) – это «две стороны одной медали».
Экологический кризис нарастает во всех странах мира. Это позволяет сделать вывод о том, что его причины не сводимы только к классовым, культурным и социальным противоречиям, а имеют основания в глубинных ценностях, которыми руководствуется современный человек. Экологический кризис – внешнее проявление, за которым стоят противоречивые трансформации духовного мира человека, его мировоззренческие установки, отношение к себе, другим, окружающему миру, в т.ч. и к природе. Именно система антропологических ценностей выступает смысловым ядром всех негативных трансформаций окружающего мира. Поэтому для преодоления угрозы глобальной экологической катастрофы необходимо эти ценности выявить, сформулировать и наметить пути их изменения. Ценности, в конечном счёте, обусловливаются потребностями, а потребность – это определенная нужда человека в некоторой совокупности внешних условий его бытия, привязанная к внешним обстоятельствам, обусловленная его сущностными свойствами и природой. Потребность, не обусловленная природой и сущностью человека – является псевдопотребностью. Удовлетворение потребностей не было бы проблемой, если бы у человека не было желания расширить круг своих удовольствий, путём удовлетворения псевдопотребностей. Взамен удовлетворения жизненно необходимых потребностей возникает потребительство. Потребительство – преимущественная направленность на потребление в ущерб духу и душе, причём связанная с удовлетворением псевдопотребностей. Усиливающиеся деструктивные явления ещё раз показали необходимость очеловечивания человека. Дефицит духовности оборачивается преступлениями против человека и общества.
Таким образом, перспективы всего человечества сводятся к трём, взаимосвязанным факторам. Во-первых, удастся ли человечеству прорваться к подлинно интернациональной глобализации (а не к мнимой «глобализации по-американски»)? Станет ли общество более однородным? Будет ли преодолена вражда по расовым, национальным, религиозным и прочим признакам? Впрочем, следует заметить, что даже в однородном обществе нельзя исключить абсолютно всякую вражду. Более того её исключение (теоретически возможное) как раз было бы нерационально. Речь идёт о вражде между насильником и жертвой, грабителем и потерпевшим и т.п. На наш взгляд, без всяких натяжек сюда же укладывается и вражда между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Поэтому такая вражда должна оставаться, во всяком случае, до полного исчезновения насильников, грабителей и эксплуататоров. Во-вторых, найдутся ли социальные силы способные повести за собой всех остальных к решению глобальных проблем современности и к созданию такого однородного, справедливого и гуманного общества? В-третьих, будет ли преодолён самый главный кризис современности – духовный кризис? Удастся ли человечеству прорваться к вершинам духа? Нетрудно понять, что все три фактора имеют только комплексное решение, поскольку без каждого из них, неосуществимы и два других.
Многие исследователи отмечают: «Феномен человека на пороге ХХΙ столетия раскрывается, прежде всего, в измерениях гуманистической личности, гуманистической идеологии и гуманистического общества». Действительно, само общество должно быть устроено так, чтобы наличная социальность не провоцировала антигуманные настроения и проявления, а для этого следует всячески привлекать и способствовать усилению влияния на социально-экономические и политические процессы тех индивидов, у которых особо развито гуманное, духовное начало, а затем уже сама перестроенная социальность должна положительно влиять на всех остальных индивидов. Но, в то же время, утверждать, что уже сейчас феномен человека раскрывается в измерениях гуманистической личности, идеологии и общества, значит, торопить события и выдавать желаемое за действительное. Это задача на будущее, необходимо работать в данном направлении.
Таким образом, как это ни банально звучит, но перспективы человека –зависят, в первую очередь от него самого. Если люди в массе своей сумеют полноценно раскрыть свою природу и сущность, то есть сумеют достичь разностороннего и положительного развития своих биологических, социальных (последнее неразрывно связано с построением более гуманного и справедливого общества) и, особенно духовных качеств, сумеют направить их в позитивное русло, сумеют повсеместно воспитать в себе добрые эмоции, а также социально значимую креативность (творчество), то они скорей всего сумеют справиться с глобальными и прочими проблемами и продлить своё существование в перспективе до вечного. Это касается и человечества и индивида, многие серьёзные исследователи считают, что в будущем человека ждёт долгая (в пределе, и сегодня уже отнюдь не только абстрактно мыслимом – бесконечная) жизнь [см. Юдин Б.Г. Природа человека и его будущее / Б.Г. Юдин // Человек в современных философских концепциях: мат-лы Третьей междунар. науч. конф., г. Волгоград, 14–17 сентября 2004 г.: в 2 т. − Т. 1. − Волгоград: ПРИНТ, 2004. – С. 5-17.]. Но для того, чтобы долгую жизнь обрёл индивид, её сначала должно обрести общество, человечество. Это само собой разумеется. Поэтому чем больше людей будут сознательно заботиться об обществе, о человечестве, тем больше вероятность выживания и общества, и каждого человека. Такими видятся перспективы человека.