Портрет красавицы аристократки, хранивший свою тайну более 100 лет, был написан в конце XIX века.
Красивая молодая женщина в роскошном вышитом платье сидит в кресле, снисходительно повернувшись вполоборота к зрителю. Спокойный, слегка надменный взгляд направлен "поверх голов", как будто героиня портрета еще не решила, стоит ли обратить на нас свое внимание.
Небрежно брошенная на кресло мантия из горностая, веер в руках и дорогие украшения, среди которых фрейлинский шифр на голубом банте, сообщают, что перед нами не просто дворянка, а представительница высшего сословия и фрейлина императрицы. Светлый сияющий облик контрастирует с темным фоном и намекает на титул прекрасной дамы.
Фре́йлина — младшее придворное женское звание в России. Давалось представительницам знатных дворянских фамилий. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь.
Даже авторство портрета говорит о статусе его героини: он написан Константином Маковским. Известный своим талантом и харизмой, обласканный самим Императором, который называл Маковского "мой живописец", Константин Егорович был самым модным и востребованным портретистом в Петербурге. И очень, очень дорогим!
"Блестящий Костя" не стеснялся брать баснословные деньги за свои картины: о его запросах в городе ходили анекдоты. Однако, заказчиков это не останавливало: иметь портрет кисти Маковского было настолько же престижно, насколько дорого.
«Маковский имеет пропасть работ — портреты, но слишком шикарит, впрочем, у него такая публика — все князья да бароны», художник Павел Джогин
Представители самых знатных дворянских фамилий — Строгановы, Шереметьевы, Юсуповы — охотно пополняли семейные галереи превосходными работами художника, позволяя сибариту и гурману Маковскому жить с «царственной роскошью».
Дама на портрете — тоже представительница княжеского рода. На протяжении советский эпохи и вплоть до последних лет картина называлась "Портрет Марии Михайловны Волконской". Именно под таким названием портрет выставлялся в экспозиции Музея изобразительных искусств им. Шалвы Амиранашвили в Тбилиси, публиковался в художественных альбомах и выставочных каталогах.
Атрибуция — определение подлинности произведения, принадлежности его конкретному автору и времени создания и т.д.
Вероятнее всего, полотно было реквизировано во время Октябрьской революции и передано музею в Тбилиси после создания Закавказской социалистической республики.
Естественно, что в бурные послереволюционные годы атрибуция произведений искусства не была главной задачей и проводилась достаточно поверхностно.
Видимо, было известно, что на портрете изображена "какая-то" Волконская. К тому же, картина была написана в 1884 году, сразу после того, как княжна Мария Михайловна Волконская была пожалована фрейлинским шифром императрицы Марии Федоровны, жены Александра III. Естественно было предположить, что портрет был заказан специально в честь этого события: голубой бант с приколотым к нему шифром — центральная деталь полотна, к тому же самая близкая к зрителю.
Фрейлинский шифр — золотой, украшенный драгоценными камнями знак отличия с монограммой императрицы, который носили придворные дамы в должности фрейлин.
Только век спустя исследователи вернулись к более тщательному изучению полотна и обнаружили роковую ошибку. Обе Императрицы, жены Императоров Александра II и Александра III, носили имя Мария. Соответственно, шифры двух Императриц содержали одинаковую монограмму — М.
Как видите, украшения похожи, но не одинаковы. Тщательное исследование позволило точно установить, что на картине изображен шифр Императрицы Марии Александровны, жены Императора Александра II. Такой шифр вручался до 1880 года и никак не мог принадлежать Марии Михайловне Волконской, которая стала фрейлиной в 1883 году. Таким образом, эта маленькая деталь побудила исследователей искать настоящую хозяйку портрета.
Ответ был найден благодаря фотографии из семейного архива Волконских, хранящегося в Эстонском национальном музее. Думаю, у вас тоже нет сомнений, что на фото и на портрете одна и та же женщина.
Итак, по прошествии более ста лет, с уверенностью можно сказать, что перед нами портрет Светлейшей княгини Веры Александровны Волконской, урожденной Львовой.
Вера Александровна в возрасте 36 лет, будучи уже матерью троих детей, сама заказала картину Маковскому в память о назначении на должность фрейлины.
Во время революции княгиня Волконская потеряла все. Небольшой особняк на улице Фурштатской в Санкт-Петербурге, где она проживала вместе с сыном Петром Петровичем был конфискован в 1918 году вместе с имуществом. Самого Петра сначала арестовали при попытке получить загранпаспорт, а потом в числе других невиновных граждан дворянского сословия взяли в заложники и поместили в концлагерь. Таков был ответ новой власти на убийство Урицкого и покушение на Ленина.
Благодаря усилиям жены и помощи Максима Горького, Петра Волконского чудом удалось спасти от расстрела и освободить. Семью приютила Анна Ахматова. А осенью 1920 года в товарном вагоне княгиня Волконская вместе с сыном покинула Россию, перебравшись в Эстонию практически без средств к существованию. В 1924 году Вера Александровна скончалась.
Не буду рассуждать о справедливости, и пути от роскоши к нищете и несчастьям, но есть что-то доброе и благое в том, что женщине, в одночасье потерявшей все, вернули хотя бы имя на портрете. Как вы думаете?