Найти тему
Особый жанр

Маленькая деталь на портрете через 100 лет вернула его героине

Портрет красавицы аристократки, хранивший свою тайну более 100 лет, был написан в конце XIX века.

Красивая молодая женщина в роскошном вышитом платье сидит в кресле, снисходительно повернувшись вполоборота к зрителю. Спокойный, слегка надменный взгляд направлен "поверх голов", как будто героиня портрета еще не решила, стоит ли обратить на нас свое внимание.

Небрежно брошенная на кресло мантия из горностая, веер в руках и дорогие украшения, среди которых фрейлинский шифр на голубом банте, сообщают, что перед нами не просто дворянка, а представительница высшего сословия и фрейлина императрицы. Светлый сияющий облик контрастирует с темным фоном и намекает на титул прекрасной дамы.

Фре́йлина — младшее придворное женское звание в России. Давалось представительницам знатных дворянских фамилий. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь.

Даже авторство портрета говорит о статусе его героини: он написан Константином Маковским. Известный своим талантом и харизмой, обласканный самим Императором, который называл Маковского "мой живописец", Константин Егорович был самым модным и востребованным портретистом в Петербурге. И очень, очень дорогим!

Константин Егорович Маковский с женой. Фотограф - Андрей Осипович Карелин
Константин Егорович Маковский с женой. Фотограф - Андрей Осипович Карелин

"Блестящий Костя" не стеснялся брать баснословные деньги за свои картины: о его запросах в городе ходили анекдоты. Однако, заказчиков это не останавливало: иметь портрет кисти Маковского было настолько же престижно, насколько дорого.

«Маковский имеет пропасть работ — портреты, но слишком шикарит, впрочем, у него такая публика — все князья да бароны», художник Павел Джогин

Представители самых знатных дворянских фамилий — Строгановы, Шереметьевы, Юсуповы — охотно пополняли семейные галереи превосходными работами художника, позволяя сибариту и гурману Маковскому жить с «царственной роскошью».

Дама на портрете — тоже представительница княжеского рода. На протяжении советский эпохи и вплоть до последних лет картина называлась "Портрет Марии Михайловны Волконской". Именно под таким названием портрет выставлялся в экспозиции Музея изобразительных искусств им. Шалвы Амиранашвили в Тбилиси, публиковался в художественных альбомах и выставочных каталогах.

Атрибуция — определение подлинности произведения, принадлежности его конкретному автору и времени создания и т.д.

Вероятнее всего, полотно было реквизировано во время Октябрьской революции и передано музею в Тбилиси после создания Закавказской социалистической республики.

Естественно, что в бурные послереволюционные годы атрибуция произведений искусства не была главной задачей и проводилась достаточно поверхностно.

Видимо, было известно, что на портрете изображена "какая-то" Волконская. К тому же, картина была написана в 1884 году, сразу после того, как княжна Мария Михайловна Волконская была пожалована фрейлинским шифром императрицы Марии Федоровны, жены Александра III. Естественно было предположить, что портрет был заказан специально в честь этого события: голубой бант с приколотым к нему шифром — центральная деталь полотна, к тому же самая близкая к зрителю.

Фрейлинский шифр — золотой, украшенный драгоценными камнями знак отличия с монограммой императрицы, который носили придворные дамы в должности фрейлин.

Только век спустя исследователи вернулись к более тщательному изучению полотна и обнаружили роковую ошибку. Обе Императрицы, жены Императоров Александра II и Александра III, носили имя Мария. Соответственно, шифры двух Императриц содержали одинаковую монограмму — М.

Фото справа: фрейлинские шифры Императриц Марии Александровны и Марии Федоровны
Фото справа: фрейлинские шифры Императриц Марии Александровны и Марии Федоровны

Как видите, украшения похожи, но не одинаковы. Тщательное исследование позволило точно установить, что на картине изображен шифр Императрицы Марии Александровны, жены Императора Александра II. Такой шифр вручался до 1880 года и никак не мог принадлежать Марии Михайловне Волконской, которая стала фрейлиной в 1883 году. Таким образом, эта маленькая деталь побудила исследователей искать настоящую хозяйку портрета.

Ответ был найден благодаря фотографии из семейного архива Волконских, хранящегося в Эстонском национальном музее. Думаю, у вас тоже нет сомнений, что на фото и на портрете одна и та же женщина.

Фото справа: Вера Александровна Волконская (урожденная Львова) — придворная дама (ЭРМ Фк 1934:218); Эстонский национальный музей
Фото справа: Вера Александровна Волконская (урожденная Львова) — придворная дама (ЭРМ Фк 1934:218); Эстонский национальный музей

Итак, по прошествии более ста лет, с уверенностью можно сказать, что перед нами портрет Светлейшей княгини Веры Александровны Волконской, урожденной Львовой.

Вера Александровна в возрасте 36 лет, будучи уже матерью троих детей, сама заказала картину Маковскому в память о назначении на должность фрейлины.

Во время революции княгиня Волконская потеряла все. Небольшой особняк на улице Фурштатской в Санкт-Петербурге, где она проживала вместе с сыном Петром Петровичем был конфискован в 1918 году вместе с имуществом. Самого Петра сначала арестовали при попытке получить загранпаспорт, а потом в числе других невиновных граждан дворянского сословия взяли в заложники и поместили в концлагерь. Таков был ответ новой власти на убийство Урицкого и покушение на Ленина.

Благодаря усилиям жены и помощи Максима Горького, Петра Волконского чудом удалось спасти от расстрела и освободить. Семью приютила Анна Ахматова. А осенью 1920 года в товарном вагоне княгиня Волконская вместе с сыном покинула Россию, перебравшись в Эстонию практически без средств к существованию. В 1924 году Вера Александровна скончалась.

Не буду рассуждать о справедливости, и пути от роскоши к нищете и несчастьям, но есть что-то доброе и благое в том, что женщине, в одночасье потерявшей все, вернули хотя бы имя на портрете. Как вы думаете?