Известный философ М. Хайдеггер как то сказал, имея в виду историческое прошлое человечества: «Человек слишком много действовал и слишком мало мыслил». С этим можно согласиться, но только после необходимых уточнений. И мысли, и действия бывают разные, как разумные, так и "не разумные". Конечно, любые мысли – разумные. Так же как и действия. Именно разумность отличает действия человека от "действий" животного. Оппозицию «разумные – не разумные» мысли, можно интерпретировать исключительно в переносном смысле, но именно в этом смысле можно говорить о «не разумных» мыслях, как о тех мыслях, которые способствуют не разрешению, а усугублению негативных тенденций, в т.ч. в области экологии. Для того чтобы действия были разумные, в их основе должны лежать разумные мысли, без них действия могут иметь только отрицательные последствия. А вот здесь как раз должны внести свой существенный вклад учёные и философы. Именно они должны мыслить (разумеется, мыслить должны не только учёные и философы, но и политики, рабочие, крестьяне и все остальные люди. Но для учёных и философов это не только необходимость, но и первейшая обязанность, причём их мысли, тем более, должны быть «разумны». Поэтому вызывает не только удивление, но и негодование не вполне адекватный тезис некоторых из них, о том, что никаких глобальных кризисов вовсе нет, или о том, что опасность этих кризисов сильно преувеличена) и в результате размышлений выработать ясную и чёткую программу и для преодоления глобальных кризисов и для совершенствования внутреннего духовного мира человека (лучше, если это будут не две различные программы, а одна и та же, поскольку без второго не может быть и первого, а без первого второе теряет всякий смысл – зачем развитый духовный мир покойникам, которые вот-вот собираются лечь в коллективную братскую могилу?). Но одних программ мало, поэтому практическими действиями по реализации этих программ должны руководить профессиональные управленцы – политики, которые должны сорганизовать самих себя и всё человечество на практическую реализацию этих программ. Учёные и философы сами по себе этого сделать не могут, по самому характеру своей деятельности они должны заниматься теорией, а воплощение теории в практику – задача профессиональных управленцев, прежде всего – политиков, государственных деятелей. До тех пор, пока теория будет оторвана от практики, а практика от теории, человечество не сможет преодолеть глобальные проблемы и угрозы стоящие перед ним.
Конечно, даже политики и другие «сильные мира сего» не смогут сделать того, к чему не имеется объективных оснований. История творится не по произвольному желанию, а в соответствии с внутренними закономерностями исторического процесса, описываемыми законами исторического материализма. Но в том то и дело, что объективные основания созрели – мир находится на грани катастрофы и веление времени – решительные действия по кардинальному изменению сложившейся ситуации. Но время, как и история, само по себе ничего не делает, поэтому к сложившимся объективным предпосылкам необходимо добавить субъективный, человеческий фактор – сознательные, целенаправленные, решительные действия по реализации объективной возможности преодоления глобальных кризисов в объективную действительность. В противном случае возможность может быть упущена и человечество ждёт ужасная гибель.
Объективные предпосылки сложились, а субъективные меры запаздывают. Политики должны инициировать не только собственно политические, но и экономические меры, способствующие переориентации экономики, во-первых, с удовлетворения псевдопотребностей на удовлетворение только разумных потребностей, на использование природосберегающих технологий, на экологическую чистоту, а, во-вторых, с отчуждения, обезличивания и оболванивания человека на личностное развитие, на совершенствование внутреннего духовного мира, сознания, души, духа, на раскрытие резервов психики и других резервов человеческой природы. Это станет возможно только тогда, когда преамбула экономики изменится с извлечения максимальной прибыли, да ещё и любой ценой, на извлечение оптимальной прибыли и одновременно на поощрение высокоинтеллектуальных, творческих работников, у которых высокий интеллект и творческая активность обязательно должны быть соединены с выдающимися душевными качествами. Разумеется, ждать добровольной переориентации экономики от владельцев предприятий, особенно от частных собственников – утопично, поэтому они должны быть принуждены к этому (впрочем, частных собственников, очевидно, легче будет ликвидировать (как класс), чем принудить к тому, что выгодно всему остальному обществу, но лично для них малорентабельно) путём соответствующего административно-правового давления, с помощью соответствующих законов, не только принятых, но и исполняемых неукоснительно, следить за этим – задача профессиональных управленцев, политиков, а также профсоюзных организаций. Поскольку, как пишет мой друг А.П. Лазуткин: "Как правило, люди желают жить в разумном и нравственном обществе и потому часто размышляют о наилучшем для себя и для всего мира общественном устройстве. О том, кто конкретно и как именно должен этим устройством управлять, размышляют реже. Если же всё-таки размышления о наилучшем общественном устройстве доводятся до уровня конкретики, строгой научной основы они под собой чаще всего не имеют. Есть множество книг, авторы которых, раскритиковав какое-либо общественное устройство за его неразумность и безнравственность, не дают научных разъяснений по поводу того, кто и как должен брать на себя ответственность за те или иные улучшения. Нередко такие авторы заканчивают свои размышления констатацией, что улучшение общественного устройства - это прерогатива государства. Таким нехитрым способом делается прямой или косвенный вывод о том, что институт национального государства, поддерживаемый системой насильственного налогообложения, как раз и является оплотом нравственности и разумности. Строго говоря, подобные выводы идут вразрез с научной логикой, поскольку содержат в себе элементы мистификации возможностей государства", -
(Подробнее см. здесь):
постольку, надежды только на государство (государства) и только на политиков весьма эфемерны и наивны, их самих надо к этому принуждать, а вот это задача институтов гражданского общества и, в первую очередь, профсоюзов, которые на современном этапе развития человечества просто обязаны существенно расширить свои функции и заниматься уже защитой не только узко корпоративных интересов своих членов, но, в первую очередь, защитой их жизненных интересов, а они, на современном этапе у всех одинаковы - главный жизненный интерес - решение глобальных проблем и выживание всего человечества, всех и каждого конкретно!