Жил был мальчик. Его звали Федя, Леша, Дима ... Не важно. Так вот был этот мальчик очень живой и чувствительный. Упадет, ударится коленкой и горько плачет. Не получается важное детское дело, а он возьми и кааааак рассердись. Увидит радугу в небе и хохочет в голос. Вот такой эмоциональный был этот мальчик. Но взрослые дяди и тети, что растили и учили мальчика, все время подозрительно на него смотрели, шикали:
-"Ну чего развеселился так громко!Замолчи! Голова уже болит от тебя!"
- "Чего ноешь как баба! Мальчики не плачут!"
- "Нельзя злиться, не смей."
А потом топали сильно ногой и пугали мальчика. Тогда понял он - быть: злым, испуганным, радостным, грусным и вообще просто живым СТЫДНО. Ну нельзя и все тут. А вот можно хорошо учиться, слушать мамупапуучителя. И тогда человеком станет. А не вот это все. И стал мальчишка голову большую и умную отращивать. И такую умную голову отрастил, что ни в сказке сказать, ни строительным метром не обхватить. Вообщем очень думающим стал. И хорошо, не нарадоваться бы жизни такой, умной. Но нет же, стыд возьмет да и выползет в самый неподходящий момент. Да ещё как раз в то время, когда порадоваться, позлиться или загрустить захотелось. А стыд возьми да голосом родительским как заорёт:
- НЕЛЬЗЯ!!! Нет у тебя никаких переживаний, только успешный успех!
И вот тогда мальчик понуро потащил свою большую умную голову к психологу. Зашёл, жалуется:
- "Чего то не работает она совсем голова моя, мыслей много, но успешный успех не получается".
А психолог пристаёт:
- "А что в теле чувствуешь? А как эмоции твои там поживают?"
Мальчик отпирается, брыкается:
- "Зачем они мне эти эмоции и тело это зачем? Ещё буду заботиться о нем, вот ещё не хватало!!!"
А психолог в ответ:
- "Так не голова же одна на свет родилась, а ты весь, вот такой целый очень даже, с руками, ногами, переживаниями, чувствами. Куда делись то они у тебя?"
И стал тогда мальчик вспоминать и про разбитую коленку, и как боялся отцовского ремня или кулака, и как радуге радовался. Стал вспоминать... Заплакал сначала, а потом громко захохотал. Задышал глубже, всей грудью и голова вдруг щелк и заработала. А вместе с ней и тело ожило. Спали оковы стыда токсичного.
Комментарий:
Токсический стыд часто останавливает человека на пути к самореализации, движению к себе. Этот стаж наполнен многочисленными родительскими предписаниями о том, что можно и что нельзя.
Сам стыд формируется ещё в раннем детстве, месяца в 4. Когда ребенок учится отличать своих от чужих. А вот токсичным он становится уже по другим причинам. Например ребенок несет маме рисунок, а маме он не интересен.
Один раз, два, три что то подобное происходит и ребенок понимает, что он не интересен миру. А чтобы стать интересным либо надо сделать что то очень выдающееся, либо внутренний критик затюкает до смерти. Быть собой становится НЕЛЬЗЯ, стыдно.
Например можно быть только всегда со всем справляющимся, а та часть личности, которая не справляется, ошибается или нуждается в поддержке остается, как бы изолированной. И тогда вот такой лучшей версией себя (умной и идеальной) в контакт с миром можно, а дальше слабой, нуждающейся - нельзя.
И только обнаруживая себя разным: неидеальным, несовершенным, уязвимым и живым человек может начать движение в полную жизнь.
Стыд – это дорога к собственной уязвимости и живости. Токсический стыд - это дорога к несуществования себя.
Движение от переполненности стыдом к смущению - это тот инструмент, который помогает встрече с другим, тоже живым и несовершенным. Смущение можно переживать, а именно переживание рождает смыслы.
Автор: Ольга Уметская
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru