Найти тему
@uspeh_rebenka

Как родитель с годами ослабляет мотивацию развиваться в реальном мире и толкает ребенка в сеть?

Уважаемые родители. В публикации соберем все знания, которые вы получили по теме "Личность моего ребенка". И создадим общую стратегию, которое поможет выстраивать динамику роста по всем направлениям жизни ребенка. При этом вы будете влиять на укрепление связей формирующейся личности с внешним миром, на интеграцию в сферах индивидуальных интересов.

В начальной школе, как правило, большинство сложностей связаны с особенностями развития ребенка и его адаптацией к школьной жизни. Вспомните как ваш сын или дочь интересовался школой еще будучи детсадовцем. Как его привлекал новый статус – школьник. Новый красивый рюкзак, учебники, друзья, практически неизведанный мир, в который так хотелось окунуться.

Но чаще всего это очарование, когда не знаешь, что тебя ждет и поэтому интересно, сменяется на полнейшее разочарование. А при дисфункциональной семейной системе, когда проблемы копятся, и не решаются, быстро переходящее в отторжение.

Мы взрослые, можем о таком положении дел даже не догадываться вплоть до подросткового возраста. Когда личность взрослеет, развивается психологическая автономия. И вот тут, чаще всего, семья сталкивается с тяжелой правдой – учиться ненавижу, все бесит, от меня отстаньте и дайте жить спокойно. Что подразумевает, конечно, сидеть в интернете, играть и тусоваться со своей компанией.

Любые проблемы во внешнем мире не решаются запретом экранного времени. В начальной школе родители чаще всего сталкиваются с гиперактивностью, неусидчивостью, неспособностью долго концентрироваться на предмете, особенно если ребенок младше семи лет начал обучение. У многих просто недостаточно развились отделы головного мозга, которые отвечают за данные функции.

Самый быстрый способ выбить мотивацию к обучению – наказывать за все подряд. Но более эффективно сыну или дочери помогать. Выявлять проблемные точки, обсуждать с учителем. В целом обратную связь от школы воспринимать не как стресс, а как возможность научиться чему-то новому, показать способ действия, который поможет изменить поведение.

Например, он/-а качается на стуле, вертится, грызет ручки. Сейчас очень много гиперактивных детей, это факт. Важно понять, что не специально они это делают, а потому что им пока что тяжело, не адаптировался еще младшеклассник, не наработал какие-то свои привычки.

Поэтому с какой бы проблемой вы ни столкнулись, рассматривайте их все отдельно. Например, учитель жалуется, что на перемене подрался, а на уроке отвлекается.

Надо просто сесть и спокойно проговорить эти ситуации отдельно друг от друга и запланировать новый способ действия.

Например, подрался, потому что кто-то сказал что-то обидное, а мальчик не справился с гневом, саморегуляции не хватило, ответил автоматически – кулаком в нос. При этом нужно докапываться до самого правдивой картины событий.

Мне как-то звонит учитель, что сын одел чужие очки, и разгорелся конфликт на этой почве. Как потом выяснили, разногласия были очень давно, две девочки подружки постоянно его как-то задевали, хотя скорее кокетничали, а ему это в один момент взбесило – он демонстративно надел чужие очки, нарушил чужие границы. Вот и вся история. Сели, обсудили, нашли решение – следующий раз не реагируй на них, потому что они просто с тобой общаться больше хотят.

В драке всегда есть зачинщик, который не справился с эмоциями, а потом все принимают какую-либо сторону. Детально разбирайте момент, когда и по какой причине он решил «ввязаться в бой». Какие мысли у него были перед этим? Что толкнуло? Когда вы детально выяснили текущее положение дел, то разворачивайтесь в будущее – планируйте, как лучше сделать следующий раз. И договоритесь попробовать новый план.

Невнимательность на уроке связано с неумением управлять своим произвольным вниманием, области, отвечающие за концентрацию, только развиваются. Выясните, в какой момент теряется контроль, когда ты начинаешь крутится, грызть ручку или отвлекаться?

И предложите ребенку свое решение, как замечаешь, что внимание переключается, начинай дышать просто, расслабься, успокойся. Часто это достаточно, потому что ребенок видит изменение в поведении, а значит, может сделать сознательный шаг, чтобы его изменить.

Застенчивым, неуверенным в себе детям я рекомендую собирать большой красивый ланч бокс с едой, которой можно поделиться со всеми. Ты достаешь, зовешь одноклассником, вот все уже с тобой и общаются, «преломляют хлеб», а значит, потихоньку ты начинаешь более близкое взаимодействие, которое может перейти в дружбу.

В средней школе проблемы уже совершенно другие. Развивающееся самосознание ищет смыслы – зачем вообще учиться? Зачем развиваться? Все равно, что ни делай результат один и тот же, накажут, наорут, гаджет заберут. Некоторые просто физически выбивают мотивацию, хотя избыточным давлением и отсутствием грамотной обратной связи мы ее душим так же быстро.

Помните, образ с необитаемым островом. Вот подросток, также как и взрослый, выполняет на этом острове какие-то ежедневные активности, что является его ведущей деятельностью. Он ежедневно наблюдает за примером взрослых, которые живут рядом, выполняя свои. Счастливы ли они, нравится ли им их дело, с удовольствием ли они двигаются по своему жизненному пути, или то и дело пытаются справится с собственным разочарованием, решая по их мнению нерешаемые проблемы, от которых сами бегут в зависимости, чтобы стало полегче? Если так, то откуда взрослеющей личности взять нормальные паттерны поведения?

Обсудим, как образуются и укрепляются связи с реальным миром. Как на этот процесс влиять.

Чаще всего дети формируются в парадигме: «Тебя ничего не интересует, лишь бы играть». Измените этот подход, перебирая не неудачи, обломы и косяки, а наоборот, собственные успехи.

В каждой сфере, по мере практики, возникают сложности. Которые возникают и со значимым взрослым обсуждается план, как сделать по-новому, чтобы получить другой результат.

Важный момент, изменяет свое поведение сам ребенок, это его результат, не лезьте, не сливайтесь с ним и не прилипайте к его достижениям со словами: «Нам было тяжело, но таки мы справились!».

Это он справился, а ваша задача просто видеть и подкреплять малейшие усилия, малейшие результаты, особенно, когда так трудно оторваться от экрана и направить произвольное внимание на уроки. Пусть практикует. Сам.

Конечно, все очень индивидуально, например я вижу, что устные уроки не идут самостоятельно. Поэтому учим что-то мы вместе, одновременно я передаю настрой, что можно все быстро выучить, сделать это хорошо. А потом с друзьями поиграть и все успеть.

Связи с реальным миром укрепляются, когда в результате мозг получает выброс дофамина. Пошел в школу, совершил усилие, тут же взрослый увидел, похвалил, закрепил. Школьник получил заряд положительной энергии, который помогает ему сделать с хорошим настроением еще один шаг – быть классным учеником и сыном или дочкой здесь, в реальном мире. Ребенок просто привыкает учиться, потому что в школе, в общем-то хорошо, и компания появилась, и учиться в целом не сложно. И время для игры есть, никто его не дергает и не скандалит из-за экранных увлечений.

По каждой ведущей деятельности у ребенка в целом должна быть динамика роста. Не ругайтесь, какой он плохой. Вспоминайте проблемы, над которыми вы работали, с которыми он справился, стал сильнее, увереннее в себе, значимей в иерархии сверстников, нашел друзей. Вот это эмоциональный капитал, невидимый рюкзачок, который висит у каждого за спиной. Внутренний мир, который должен состоять из собственных ежедневных побед над собой, над сложностями, с которыми пришлось столкнуться. Это очень хорошо понимают семьи, с детьми с ограничениями по здоровью. Тогда ты радуешься любому, маленькому продвижению, любым успехам.

Если вы каждый день будете напоминать, особенно подростку, что по всем сферам его жизни динамика отрицательная, и не давать конкретных решений, то будет развиваться зависимая часть личности. Это можно наблюдать в семьях, где в силу разных обстоятельств ребенком не занимаются, в результате решающую роль в формировании сознания раньше играла улица, а теперь интернет.

Подросток не должен учиться постоянно, не должен заниматься спортом большую часть суток, но в жизни должны быть ведущая деятельность, и при грамотном подкреплении личность интегрируется с ней. То есть человек начинает сам думать и совершать усилия, потому что нравится, потому что это тоже кайф и удовольствие.

Все усилия в семье должны быть направлены на то, чтобы было четкое расписание, и эти активности доставляли радость, удовольствие, тогда и заставлять не придется. При этом, конечно, всегда есть над чем работать, куда дальше расти. Взрослый всегда направляет туда внимание – на зону ближайшего развития и помогает сформулировать конкретные шаги, чтобы результат стал еще круче.

Поведение своих детей, в общем-то, мы формируем сами. Да, потом появляются авторитеты, начинается более сильное влияние сверстников и идей из интернета. Но если к этому моменту подростку нравится свое окружение, семья, школа, друзья, хобби, он знает о себе свои сильные стороны, развивает таланты, то нет потребности компенсировать напряжение или фрустрацию. Тогда инфокоммуникационных контескт не будет управлять личностью, появится внутренняя сила, чтобы управлять самостоятельно, так же, как и поведением, изменяться под текущие задачи. Но не потому, что мать требует, а потому что сам видишь эту связь между мелкими изменениями и последующими результатами.

Эта модель помогает решать проблему тотального инфантилизма. Когда человек никак не может осознать, что руль в его собственных руках, потому что всегда кто-то рядом со своими указаниями. И никак они не поймут, что не нужно превращать свою жизнь в вечное ожидание того счастливого момента, когда родители ослабят контроль, а они станут взрослыми. Ваш ребенок и так уже взрослый, передавайте власть, но власть это в первую очередь ответственность, в том числе за помои, которые вокруг себя начинаешь копить. Пока вы пытаетесь управлять взрослой детиной, все это напоминает ситуация, что вы воспринимаете его, как сидящего малыша в детском кресле на заднем сиденье автомобиля, а вы его все пытаетесь куда-то везти. И пока вы это делаете, он играет и ждет, когда повзрослеет. А потом часто ситуация складывается очень печальным образов, переоценив себя, такие дети не очень привыкли ориентироваться самостоятельно во времени и пространстве, поэтому просто улетают в обрыв.