Найти тему
Старыми словесы

«ЖИР»-ные имена из новгородских берестяных грамот

В берестяных грамотах Древнего Новгорода зафиксировано много интересных дохристианских имен. Постепенно расскажу о всех, пока же напишу о тех, что были образованы от древнего слова «жир».

ЖИР КАК ДОСТАТОК

Существительное «жир» восходит к глаголу «жити» – жить (аналогично: «дар» – дати/дать, «пир» – пити/пить). Со временем значенНаие «нажитое/достаток в доме и пище» приобрело еще и оттенок «богатство, изобилие, роскошь». В «Слове о полку Игореве», повествующем о походе 1185 года князя Игоря Святославича, праправнука Ярослава Мудрого, читаем: «Ту немци и венедици, ту греци и морава поют славу Святославлю, кають (порицают) князя Игоря, иже погрузи жир во дне Каялы, рекы половецкия, рускаго злата насыпаша». То есть князь утопил в реке жир-богатство – золото. Также в «Слове»: «Тоска разлияся по руской земли; печаль жирна тече средь земли рускыи», то есть обильная, в значении «сильная» печаль. В «Словаре русского языка XI-XVII веков» приводятся еще значения и однокоренные слова: «жировное житие» – благополучная/спокойная жизнь; «жир» – пастбище/пажить; «жир»/«жира» – жилье, помещение (из источников XVII века); «жировати» – жить/пребывать в довольстве или же пастись/кормиться (из источников XVII века). Жир же как маслянистое, нерастворимое в воде пищевое вещество (гусиный жир, рыбий жир, растительные жиры) появился в словаре наших предков много позже. А вот прослойку в тканях человека в древности обозначало существительное «тук», образованное от глагола «тыти» – жиреть. Отголоски «тука» есть в прилагательном «тучный», одним из значений которого было «полный, дородный, толстый».

ДОМАЖИР

Имя Домажир, вероятно, давали мальчику с пожеланиями достатка/изобилия в доме/главенствующей роли в доме. Существительное «дом», кроме значения «строения для жилья» имело еще и значение «семья, хозяева с домочадцами». В берестяных новгородских грамотах имя Домажир встречается примерно с 1180-х годов; в I Новгородской летописи упомянут Домажир Торлинич, сражавшийся и погибший вместе с сыном в 1224 году на стороне Литвы, против которой выступили новгородцы. В XII веке имя фигурирует также среди галицких бояр (один из древнейших городов Киевской Руси Галич сейчас относится к Ивано-Франковской области Украины).

Прорись текста берестяной грамоты №705 с началом «поклон от Домажира Якову». Иллюстрация с сайта gramoty.ru
Прорись текста берестяной грамоты №705 с началом «поклон от Домажира Якову». Иллюстрация с сайта gramoty.ru
Прорись текста берестяной грамоты №726 с началом «от гостила к Домажиру». Иллюстрация с сайта gramoty.ru
Прорись текста берестяной грамоты №726 с началом «от гостила к Домажиру». Иллюстрация с сайта gramoty.ru

Слова с основой «доможир» были нарицательными. В 1137 году князь Святослав Ольгович (отец главного героя «Слова о полку Игореве») издал уставную грамоту, регулировавшую отчисления в пользу Новгородской епархии от судебных доходов князя. Князь гарантировал епископу из своих доходов поступление твердо зафиксированной суммы в «100 гривен новых кун». Сумма должна была выдаваться из сборов на землях-новгородских колониях в районах течения Северной Двины и Пинеги с их притоками. А ответственным за сборы в грамоте назван «домажирич» – уполномоченное князем лицо. Знаменитый филолог-славист Измаил Иванович Срезневский (1812-1880) в материалах для древнерусского словаря, составленного по письменным памятникам, приводил существительное «доможирьць» в значении «домочадец/член семьи».

Древний «доможир» фигурирует в «Словаре русских народных говоров». Так, в середине-конце XIX века–начале XX века «доможир» в говорах территорий по Северной Двине, Олонецкой и Пермской губерний был: а) домоседом; б) скопидомом, скрягой; в) запасливым, экономным человеком/рачительным хозяином. «Доможирой» в Олонецкой губернии называли дом со всем хозяйством, соответственно, «доможирить»/«доможировать» означало вести свое хозяйство/жить своим домом-хозяйством. В Каргопольском уезде Архангельской губернии, Белозерском уезде Новгородской губернии, Пошехонском уезде Ярославской губернии, Шадринском уезде Пермской губернии слово «доможирка» имело значение «хозяйка, главная женщина в семейной общине, назначающая других женщин на разного рода полевые работы и заботящаяся о порядке в доме»; а «доможирник» в Олонецкой губернии был домоседом, «доможирный» же человек – трудолюбивый, любящий свое хозяйство. В Мезенской уезде Архангельской губернии домоседа называли «доможирко».

Известен происходящий из Великого Новгорода русский дворянский род Доможировых, внесенный в дворянские родословные книги Московской, Нижегородской, Новгородской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Рязанской (рязанский род – ветвь тамбовского) губерний. Доможировых жаловал царь Иван IV Грозный; в XVII веке носители фамилии служили воеводами, стольниками, стряпчими. Еще был казачий и дворянских род Доможировых, происходивших из станиц Верхоуральской и Магнитной Оренбургского казачьего войска. По данным 2014 года в России зафиксирован 1561 Доможиров. Больше всего Доможировых – в Курганской и Свердловской областях; думаю, что это отголосок освоения Урала в XV-XVII веках переселенцами с Русского Севера.

Контр-адмирал Александр Михайлович Доможиров (1850-1902), портрет кисти В.Г. Степанова из собрания Центрального военно-морского музея
Контр-адмирал Александр Михайлович Доможиров (1850-1902), портрет кисти В.Г. Степанова из собрания Центрального военно-морского музея

Ойконим Домажир фиксируется в современной Львовской области Украины в XVI века. Кроме села Домажир в Львовской области есть еще и одноименная Домажир.

НАЖИР

Ученые полагаю: имя Нажир родственно словам «нажити», «нажива». Примерно в 1160-1670 годы некто Домажир и некто Судиша отправили берестяные грамоты (№233 и №235) Нажиру. Трудно сказать, был ли это один и тот же адресат. Также имя неоднократно встречается в Ипатьевской летописи – одном из древнейших источников по истории Киевской Руси. Например, в 1147 году упомянут Жирослав (об этом имени см. ниже) Нажирович – киевский боярин, воевода. В пространной редакции Русской Правды (начатом при Ярославе Мудром кодексе русского права) читаем: «а вот как постановил Владимир (Мономах)...созвав в Берестове свою дружину: Ратибора, киевского тысяцкого, Проко, белгородского тысяцкого, Станислава, переславского тысяцкого, Нажира, Мирослава, Иванка Чудиновича».

Прорись текста берестяной грамоты №233 с началом «от Домажира к Нажиру». Иллюстрация с сайта gramoty.ru
Прорись текста берестяной грамоты №233 с началом «от Домажира к Нажиру». Иллюстрация с сайта gramoty.ru

ДОБРОЖИР

С древности слово «добро» имело еще и значение «счастье»/ «что-то хорошее», а прилагательное «добрый» в значении «мягкосердечный, сострадательный, хороший» зафиксировано в источниках с XI века. Предположу, что в имени Доброжир было заключено пожелание хорошего достатка/счастливого житья.

В 1160-1190 годах некто Доброжир попал в записанный на бересте список должников. Кому-то должен был он полторы чего-то (денежная единица не указана).

Прорись текста грамоты №228 с именем Доброжир. Иллюстрация с сайта gramoty.ru
Прорись текста грамоты №228 с именем Доброжир. Иллюстрация с сайта gramoty.ru

ЖИРОСЛАВ

Древнее слово «слава» в значении «почетная известность, признание заслуг, общее одобрение» часто входило в состав дохристианских имен. И Жирослав – это богатый славой человек.

Жирославы часто встречались в Древнем Новгороде. Например, имя в грамотах №573 и №657 второй половины XII века можно предположительно соотнести с новгородским посадником Жирославом. В 1257-1264 годах известен тысяцкий Жирослав: вместе с князем Александром Ярославичем Невским и его сыном Дмитрием Александровичем он принимал участие в переговорах о мире и торговле новгородцев с представителями Готского берега, Любека и других городов. Есть Жирослав и в Ипатьевской летописи: в 1219 году галицкий боярин Жирослав был главой оппозиции против князя Мстислава Мстиславича (погибшего позже в битве при Калке праправнука Владимира Мономаха). Летописец весьма недружелюбно характеризовал Жирослава как лукавого льстеца и лжеца.

А вот берестяная грамота №67 1300-х–1310-х годов. «Поклон от Якова Василию и Васильевой жене. Иди, господин, к Тимофею: Жирослав бесчестит, да еще (?) дворян шлет».

Прорись текста берестяной грамоты №67 с именем Жирослав. Иллюстрация с сайта gramoty.ru
Прорись текста берестяной грамоты №67 с именем Жирослав. Иллюстрация с сайта gramoty.ru

ЖИРОВИТ

С эти именем начну издалека. С XI века в древнерусском языке известен глагол «витати» в значении «жить/обитать где-либо/получать приют», образованный от праславянского корня *vit-. Известно латинское vita («жизнь»), однако, честно я не знаю, является ли праславянский корень исконным, унаследованным из праиндоевропейского языка, или же заимствованным (в праславянском языке есть заимствования из разных языков, включая латинский). Приведу цитату из новгородской берестяной грамоты №502, написанной в середине 1160-х–1190-х середине годов: «Прашаи его кодь ти на господь витаеть». Перевожу. «Прашаи» – спроси, в значении «потребуй ответа»; «кодь» – кде/где; «ти» – усилительная частица к наречию; «господь» – слово «господа», которое имело еще и значение «жилище»; витаеть – обитает. То есть: «потребуй ответа, где он стоит на постое». Во второй половине XVIII века на первый план в значении глагола «витать» выходит библейский образ птиц, что отдыхают между ветвей. Постепенно «витать» превратилось в «носиться в воздухе»/«парить» и получило переносное значение «отвлекаться, отрываться от окружающего, мысленно/мечтой уноситься куда-либо». Отсюда – «витать в облаках/в эмпиреях», «витать между небом и землей», то есть пребывать, находиться в мечтательном состоянии, не замечая окружающего.

С начальным «вит» известны имена Витомир, Витослав. А вот Жировит – это пребывающий в богатстве, достатке. В гуляющих по интернету разных «списках славянских имен»/ «списках древних славянских имен воинов и воительниц» Жировита называют «побеждающим богатством». Даже комментировать подобное не буду.

Имя встречается в новгородской берестяной грамоте №246, которую датируют примерно серединой XI века. «От Жировита к Стояну. С тех пор, как ты поклялся мне на кресте (или: взял крест) и не присылаешь мне денег, идет девятый год. Если же не пришлешь мне четырех с половиной гривен, то я собираюсь за твою вину конфисковать товар у знатнейшего новгородца. Пошли же добром». После анализа текста учены сделали вывод: автор-Жировит происходит из Смоленска, или Витебска, или Полоцка.

Прорись текста берестяной грамоты №246 с именем Жировит. Иллюстрация с сайта gramoty.ru
Прорись текста берестяной грамоты №246 с именем Жировит. Иллюстрация с сайта gramoty.ru

ЖИРОЧКА, ЖИРЯТА, ЖИРКО

В Новгородской области есть деревня Жирово: указание на то, что основа «жир» в именах могла жить самостоятельно, как уменьшительная форма. Дам цитату из издания «Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1997-2000 годов, составленного В.Л. Яниным, АА. Зализняком, А.А. Гиппиусом. «В грамотах усадьбы Е встретилась также целая серия имен с начальным Жиро- (Жир-), из которых если не все, то хотя бы некоторые, вероятно, принадлежали одному и тому же лицу. В грамоте № 573 (а также в № 657 с соседней усадьбы Г) фигурирует Жирослав, а в № 851 – Жирочка. Автор грамоты № 879 – Жирята, грамоты № 824 – Жирко. Наконец, в грамоте № 806 упомянут человек, от чьего имени сохранилось только Жи, а грамота № 801+802 адресована человеку, от чьего имени сохранилось только Ж. Все эти документы относятся к середине – 2-й половине XII в.»

Грамота №879 с поклоном от Жиряты Радяте. Фото с сайта gramoty.ru
Грамота №879 с поклоном от Жиряты Радяте. Фото с сайта gramoty.ru