Школы «группы риска» и, наоборот, школы-носители лучших практик могут появиться в скором будущем, то есть с плохим рейтингом учебные учреждения и с хорошим. Предлагается собирать анонимные данные через сервисы «Госуслуги» или «Моя школа» от школьников, которые смогут честно и открыто сообщать о случаях насилия, не боясь стать жертвой со стороны обидчиков.
С подобным новаторским призывом обратилась Анна Скрозникова, член комитета Госдумы по просвещению от партии «Новые люди».
28-летняя депутат зарекомендовала себя креативной чиновницей. Помните, весной этого года она предлагала материально поощрять отличников из федерального бюджета? Подняла тогда в Думе волну обсуждения. Больше на тот момент не нашла проблем в образовании!
В ноябре парламентарий обратилась к Думе уже с более актуальным и насущным предложением - проводить в школах анонимные опросы на предмет травли и буллинга, а затем на их основе вычислять «индекс дружелюбия». :
«Считаю необходимым рассмотреть возможность проводить в общеобразовательных организациях ежегодные анонимные опросы среди обучающихся о распространении травли и издевательств. На основе полученных данных будет возможно сравнивать общеобразовательные организации на основе индекса, выделять школы «группы риска» и, наоборот, школы-носители лучших практик».
В школы с плохим рейтингом предлагается направлять педагогов-психологов. Психологи, вроде бы, имеются в школах, но вот распознать травлю во всей школе одному психологу не под силу. Учителю, загруженному отчётностью и перегруженному уроками, порой тоже не остаётся времени и сил повнимательней взглянуть на детей. Родителям, к сожалению, не всегда хватает времени уделить внимание своему ребёнку.
В Интернете увидела такие признаки травли школьников:
Нежелание ребенка ходить в школу. Речь идет не о разовой ситуации, а о систематическом отказе посещать учебное заведение. ...
Нежелание разговаривать о школе. ...
Соматические проявления страха. ...
Снижение успеваемости. ...
Заниженная самооценка ребенка.
Спокойно поговорить с детьми, не осуждать, поддержать, подключить психолога, если нужно. А для этого учителям нужно позволить заниматься обучением и воспитанием, а не загружать их никчёмной отчётностью. А родителям необходимо почувствовать ответственность за воспитание детей, не перекладывая свои непосредственные обязанности на школу.
Помогут ли анонимные опросы детей в выявлении травли в школах? Ответить трудно. Доверят ли дети свои сокровенные проблемы сети, не появится ли множество разного рода фейков, непроверенных кляуз, доносов, наговоров. Когда правда ускользнёт и потеряется в потоке анонимной информации. Не уверена, что сервисы «Госуслуги» или «Моя школа» помогут выявить так называемый буллинг.
Опять-таки разделить школы на хорошие и плохие, определив их "индекс дружелюбности", - не совсем умная и здоровая идея. Лишние проверки и мониторинги - это то, что добавится в школы с так называемыми "группами риска".
Есть ли спасение для школ? Для учителей, родителей, детей? Да, оно есть. Но оно в нашей действительности становится маловероятным. А ведь нужно всего лишь платить учителям достойную зарплату за одну ставку!
"А как такое благо для учителей поможет решить вопросы травли детей?"- спросят некоторые.
Платить учителям достойную зарплату за одну ставку необходимо, чтобы у них освободилось время на общение со школьниками, чтобы они видели и понимали их проблемы, чтобы воспитание перестало быть формальным, чтобы оттаяли души и педагогов, и детей!
Однако, Год педагога и наставника подходит к концу, а обещанной С. Кравцовым понятной и прозрачной схемы начисления заработной платы учителям пока нет, одни рекомендации от Минпроса, в которых чёрт голову сломает, а не учитель что-либо поймёт.
Спасибо за внимание, уважаемые читатели, и за ваше мнение. Всем добра и благополучия!