Взаимоотношения руководителя и подчинённых процесс сложный и имеет свои тонкости. Многое конечно зависит от стиля управления. При директивном стиле отношения проще, так как слово директора закон, и не обсуждается. При других стилях управления взаимоотношения руководства с подчиненными более гибкие и могут подразумевать учёт мнения сотрудника при принятии решений. А теперь представим ситуацию, когда руководитель во всём соглашается со своими подчинёнными. И соглашается не потому, что он с ними согласен, а потому, что боится их обидеть или потерять. У него есть страх. Такая ситуация чаще всего приводит к тому, что коллективом руководит не директор или начальник, а неформальный лидер коллектива или сотрудник, который «давит» своим авторитетом. Не редки ситуации, когда руководитель самоустраняется от принятия решений и поручает всю работу своему заместителю, на мнение которого опирается. И через время это приводит к тому, что в вопросах, где есть разногласия, не соглашаясь с предложением заместителя внутри себя, внешне такой руководитель говорит «ДА», потому что он уже просто не может сказать «НЕТ».
Для руководителей без «стержня» это нормально и они не видят в этом ничего плохого. Но есть руководители, которые за собой это замечают и хотят изменить ситуацию. И им приходится преодолевать тот самый страх, который ими управлял.
И всё-таки, что делать руководителю, который хочет сказать «НЕТ» своим подчинённым, но не может?
Изучайте и анализируйте
Всего знать нельзя, но для того, чтобы говорить «НЕТ» важно владеть ситуацией. Пришли к вам с договором, отчётом или другим документом - изучите его. Видите попытку давления - внимательно изучите, задайте вопросы, получите ответы. Ответы вас не устраивают или отсутствуют – говорите «НЕТ». Причём вы это слово сможете сказать очень легко. Работник ставит условия и угрожает увольнением? Посмотрите, как вы можете перераспределить его обязанности между другими сотрудниками, пока у вас будет открыта вакансия. После чего можете предложить остаться работать на прежних условиях или увольняться. Умение разбираться в вопросах и владеть ситуацией важное качество руководителя. Это говорит, что у вас всё под контролем и вы компетентны в вопросах управления. Это прочный фундамент, который позволяет решать все вопросы так, как нужно именно вам.
Не поддавайтесь на манипуляции и угрозы.
Никогда не идите на поводу у манипуляторов. Если согласитесь на их условия один раз, то это войдёт в систему. Ситуация: к руководителю приходит сотрудник и говорит, если вы мне не пересмотрите график работы, я уволюсь. Что делать руководителю? Слабый руководитель испугается, пойдёт на уступки и согласится с сотрудником. Даже найдёт аргументы в его пользу. Почему? Потому что им движет страх. Страх потерять работника, страх не найти замену, страх что рабочий процесс остановится и так далее. Но стоит ли этого бояться? Однозначно нет. Так бывает, что сотрудники увольняются. Ничего особенного в этом нет. Ещё один вариант, это когда ваш подчинённый угрожает пожаловаться на вас непосредственно вашему руководству (если оно есть). Слабый руководитель принимает решение согласиться с подчинённым. Лишь бы не жаловались. Это снова приведёт к тому, что такие действия будут носить системный характер и ваши подчинённые будут этим пользоваться, зная ваш страх. Какое решение? Просто сказать «НЕТ». Тем самым вы ставите этого сотрудника в положение, когда он вынужден или продолжить работать дальше на ваших условиях, но с осознанием того, что теперь он должен работать так, как нужно именно вам. Даже если он пожалуется, это будет лучшим выходом, чем согласие на его условия. Ведь далеко не факт, что вопрос будет решен в его пользу.
Боритесь со своими страхами
Мы ранее писали, что отказ руководителем сказать «НЕТ» движим в первую очередь разными страхами. И тут важно понимать, что эти страхи носят субъективный характер. Главное понять, что в случае вашего отказа далеко не факт, что эти страхи сбудутся, и всё будет развиваться в негативном ключе. Это только догадки и домыслы. Поэтому со страхами нужно бороться. Нельзя всю жизнь постоянно чего-то бояться. Но если не хватает духа принять волевое решение сразу, то тогда продумайте алгоритм ваших действий в случае отказа. Наличие плана позволит быть более уверенным и понимать, что делать дальше. Если вам нужно принять решение не спешите, возьмите паузу, обдумайте ответ (в первую очередь для себя) и продумайте план действий. На начальном этапе это поможет побороть страхи, а впоследствии вам будет проще говорить слово «НЕТ» в вопросах, где вы не согласны.
Наблюдайте за подчиненными.
Этот пункт помогает скорее избежать ситуаций, когда нужно говорить «НЕТ» и вступать в конфликт с сотрудниками. Знание проблем коллектива и запросов сотрудников помогает выявлять проблемные вопросы, которые можно разрешить до того, момента, когда они станут критическими. Поэтому руководителю важно знать, что происходит у его подчинённых и с какими проблемами они сталкиваются. Владение обстановкой помогает руководителю даже в случае возникновения спорной ситуации принять правильное решение. Так же заведите себе за правило: дружба дружбой, а служба службой. Если так получилось, что у вас имеются дружеские отношения с подчинённым, то сразу разделите личное и рабочее. Личные отношения не должны мешать работе, ведь в случае спорного вопроса «друг» будет давить на личное и пытаться этим манипулировать.
Помните! Вы начальник и вы принимаете решения!
Самое главное это осознание того что вы руководитель! На руководителе вся ответственность и за ним всегда последнее и решающее слово. Если сложно сказать «НЕТ» подчинёнными вспоминайте это и проговаривайте у себя в голове. За каждое принятое решение отвечать только руководителю, поэтому если есть сомнения или то, что вам говорят противоречит вашим внутренним установкам, то смело говорите «НЕТ» и ничего не бойтесь. Лучше сделать так, как считаешь нужным, чем ничего не сделать и сожалеть.
Что делать если не можешь сказать «НЕТ» своим подчинённым
13 декабря 202313 дек 2023
4
4 мин