Третий период своего хобби я не зря называю Фристайл. Я ведь уже писал, что со спортивной частью авиамоделизма - как спортсмен я «завязал» с мая 2007 года. Хотя еще пару лет после этого, мне друзья моделисты несколько раз предлагали «составить компанию» и съездить на какие-нибудь соревнования. Но решение мною было принято окончательно и бесповоротно - со спортивным авиамоделизмом все закончено! Хотя, если уж быть объективным, это произошло гораздо раньше, еще осенью 1999 года...
По производственной необходимости, в 1999 году я уехал в длительную командировку - работать в московской коммерческой авиакомпании. Эта командировка затянулась на три года. А в дальнейшем, вплоть до ухода из большой авиации, я продолжил работать в Москве, в АК ЛИИ им. Громова вахтовым способом. Тут уж мне было не до моделей. Единственно, что у меня в Москве было "авиамодельного" - это иногда, в свободное время, я ездил на Ходынское поле (бывший Центральный аэродром), которое находится за Городским аэровокзалом.
Мне кто то из работников авиакомпании подсказал, что там, на этом поле, по выходным дням собираются московские авиамоделисты и летают на радиоуправляемых моделях (далее в тексте - "РУ модели" ). И правда, летали, - и народу там собиралось много, интересно было наблюдать за полетами РУ моделей самолетов и вертолетов. Мне там очень понравилось - каких же только там моделей я не увидел! По сути, этакое массовое "шоу" РУ моделей я видел впервые...
Но сразу было заметно, что большинство этих любителей, - а назвать их авиамоделистами-спортсменами (это конечно мое мнение), будет не совсем правильно, - летали они на моделях фабричного производства. По сути - запускали РУ "игрушки"... Но, эти модели (игрушки) были красивые, летали хорошо, и подавляющее большинство "пилотов" управляли этими моделями мастерски. Надо им отдать должное.
А в моем понятии, которое я усвоил еще с авиамодельного кружка Дворца пионеров, авиамоделист - это мечтатель, авиаконструктор, проектировщик, технолог, строитель, рабочий, механик и пилот в одном лице. Этому я приучен с детства, и тем, кто этим никогда не занимался хочу сказать - это безумно интересно! А какая палитра чувств и эмоций переполняет душу, когда видишь свое творение летящее в небе! Однако, от лирики перехожу все же к повествованию...
Прошло чуть больше года, как я ушел на пенсию, и мне представилась счастливая возможность попасть на работу в сервисный центр торговой фирмы "Pilotage" (Пилотаж), магазин которой открыли в конце 2007 года в Воронеже. Правда, меня несколько смущало то, что там мне придется заниматься сборкой, настройкой и ремонтом современных радиоуправляемых моделей. А ведь такую модельную технику раньше я видел только со "стороны".
И кроме того, - заниматься сборкой и ремонтом не только моделей самолетов, но и моделей вертолетов, автомобилей, яхт, катеров, подводных лодок, танков и прочего...
И надо было осваивать электрические и электронные модельные устройства различного назначения, литий-полимерные аккумуляторы - их эксплуатацию, зарядку и хранение, симуляторы, радиоуправление и многое другое - в общем много чего нового для меня. Но, как говорится не я первый, и не я последний - все постепенно освоил, или если выразиться современным языком - "въехал". Большим подспорьем в этом для меня оказалась недельная командировка в Москву, конкретно в офис фирмы Пилотаж.
Там меня определили на стажировку в один из сервисных центров при магазине "Pilotage" на Славянском бульваре. И в дальнейшем, когда я уже начал работать в Воронеже, больше месяца в нашем магазине работали двое представителей из Москвы, которые оказывали магазину, и мне в том числе, большую методическую и техническую помощь в организации налаживания работы Пилотажа в Воронеже. Так вот и начался третий период моего хобби, которому я дал название Фристайл. Однако, этот период, - Фристайл, - в одну главу уместить нельзя. И не потому что он какой то особенный. Нет, просто он, как и мой "спортивный" период, состоит из нескольких, отличающихся друг от друга, частей. И вот первую его часть можно смело назвать Pilotage...
Хотя, конечно, в смысле сборки, и настройки моделей для продажи, ни о каком для меня свободном стиле "фристайла", - не могло быть и речи. Все работы надо было выполнять быстро и качественно, и строго по утвержденным инструкциям и технологиям. И при этом хочу напомнить, что все, с чем мне приходилось там работать - стоило весьма больших денег. Иногда даже очень больших... Права на ошибку я не имел, ибо это очень дорого могло обойтись для магазина, а в иных случаях и для меня.
Само собой, поначалу все таки некоторые "косяки" у меня случались - куда же без них? Но все больше по "мелочам", и быстро и оперативно проблемы были решены. В свободное время, а у меня иногда его было в достатке, я учился "летать" на модельном симуляторе. И это было неплохой предварительной подготовкой к реальным полетам на "живой" радиоуправляемой модели. Поначалу, летая на симуляторе - "разбивал" я модели очень часто, особенно на посадке. Но постепенно некая уверенность в действиях появилась, - в общем все, как и в "большой" авиации. Мне ведь есть что сравнивать...
В первые же дни, как я начал работать в Пилотаже, по указанию руководства фирмы, мне пришлось начать сборку моделей для "витрины". И самым первым в сборке у меня была "электричка" (модель с электродвигателем) - отштампованная из ЕРР (пенопласта - для простоты изложения) РУ модель "копия" японского боевого самолета "Зеро" (Zero). Ничего примечательного в этой модели не было, за исключением того, что у нее было убирающееся шасси. Это для меня было в новинку. Ну, ничего, освоил, и шасси вполне сносно убиралось-выпускалось...
Довольно быстро я ее собрал, эта модель шла в продажу в полном комплекте - с аккумулятором, зарядным устройством и пультом управления. Как говорится - включай и лети!
Чтобы потом не возвращаться к этой модели, я считаю нужным немного рассказать о ее судьбе. На "витрине" она побыла не долго, вскоре ее купили.
Как я говорил, она была полностью готовой к полету, все на ней было отрегулировано и надежно работало. Я сейчас не помню покупателя (я ведь с ними напрямую не общался), но то, что это был взрослый и сознательный человек - это точно. И покупал он ее не в подарок кому то, а сам собирался на этой модели летать.
Ну, и вскоре эта модель вернулась "в зад", ко мне в мастерскую, - с ободранным "животом" фюзеляжа, с поломанным трехлопастным винтом ( от винта осталась только ступица и короткие огрызки всех трех лопастей. А так же и со сгоревшим и оторванным от места крепления электромотором. Причины произошедшего, надеюсь, читателям объяснять не надо?
Хочу только вставить свои "пять копеек", - как бортмеханик, пролетавший тридцать пять лет, и имеющим некоторый жизненный опыт. Шасси убирают после взлета и уверенного отхода от земли, и обязательно только на безопасной скорости и высоте...
Следом за Зеро, и тоже в полном комплекте, я собрал еще одну электричку, копию из ЕРР американского самолета Пайпер (Piper CUB J3). Потом было еще несколько подобных "копий" - копиями я их называю с натяжкой, если сравнивать эти модели с авиамоделями-копиями спортивными. Но, тем не менее - модели были яркие, похожие на настоящие прототипы.
В общем - довольно простые, красивые летающие игрушки с радиоуправлением. Были у меня в сборке и четырехмоторная "летающая крепость" В-17, и двухмоторный Мессершмитт Ме-262, истребитель Мустанг, штурмовик Корсар и некоторые другие. Так же , для "витрины" и рекламы, мною были собраны электропланер, электрическая модель-копия штурмовика Ил-2 с убирающимися шасси...
Была так же собрана большая классическая тренировочная модель с ДВС - Sky Raider Mach II, c низкорасположенным крылом. и с хвостовым колесом. Она была повешена на стене на самом видном месте, и рядом была прикреплена бирка "Товар дня". Почему я выделил то обстоятельство, что эта модель была с низкорасположенным крылом и с шасси с хвостовым колесом - да потому, что в ассортименте Пилотажа была еще одна тренировочная модель с ДВС -Trainer V.2, но она был выполнена по схеме "высокоплан", и с передней (управляемой) стойкой шасси, которая управлялась совместно с РН (рулем направления).
И вот как раз таких моделей (Тренер V.2) мне за время моей работы в Пилотаже довелось собрать более десятка. Они, модели этого типа, оказались наиболее востребованными среди любителей пилотажных тренировочных моделей с двигателем внутреннего сгорания (с ДВС). Согласно рекомендаций производителя, на нее устанавливался калильный двигатель "Thunder Tiger PRO 46" с рабочим объемом 7,47 см3.
Модель Тренер с таким двигателем, и в самом деле оказалась очень удачной в сочетании таких качеств, как относительная дешевизна и простота конструкции, при высоких летных характеристиках и надежности. Она прекрасно летала, была устойчивой и легко управлялась. И вполне соответствовала своему предназначению и названию - "Тренер". Правда, и ремонтировать разбившиеся модели этого типа тоже довелось немало. Но, причиной аварий и поломок были не недостатки в конструкции или аэродинамике модели, а в нещадной, иной раз даже выходящей за пределы разумного, эксплуатации моделей их хозяевами. Одно слово - "тренер", и похоже, на нем тренировались многие "от души"...
В ассортименте Пилотажа были и РУ танки времен второй Мировой войны, различные РУ автомобили - и с электро приводом, и с калильными двигателями внутреннего сгорания (ДВС), РУ катера и яхты, были и РУ мини подводные лодки, танковые бои, железные дороги и много всего другого. А также в большом ассортименте и различные запчасти, аксессуары, электроника для моделей, электродвигатели, ДВСы, топливо для ДВС, аккумуляторы, системы радиоуправления, симуляторы, сервоприводы, колеса, пропеллеры, клеи, - да всего и не перечислить. Это был модельный (и игрушечный) "клондайк"...
Однако, мое мнение по поводу этих "игрушек" - я имею в виду небольшие, в красивых упаковках, пенопластовые или пластиковые модели, - в большинстве своем, несмотря на яркую и красивую "обертку", они не стоили тех денег, которые за них надо было выложить. Да и летали (ездили, плавали, ныряли) большинство из них "не очень". А уж разбить, повредить или испортить такую сложную "игрушку" неопытному новичку, - а именно в руки таким и попадали подобные модели в качестве подарков, - было, как говорится "раз плюнуть". Это я могу утверждать со всей ответственностью, потому что мне неоднократно пришлось видеть растерянные лица вчерашних "счастливых" обладателей дорогой игрушки, и держать в руках то, что от этих игрушек осталось...
Я не собираюсь заниматься рекламой или антирекламой продукции торговой фирмы "Pilotage" - там было много товаров вполне достойного качества. И в первую очередь РУ авиамодели, которые были изготовлены по классическим авиамодельным технологиям с применением бальзы, тонкой фанеры, древесины, специальных композитных материалов, обтянутых легкими и прочными, ярких расцветок, пленками. Одной из них и был вышеупомянутый Тренер V.2 Мне эта модель очень понравилась - хорошая летающая "парта" для начинающих моделистов - РУ"пилотов"...
Хочу вспомнить забавный случай как раз с таким Тренером. Причем, этот Тренер был первым, который я собрал и подготовил к продаже. А история эта такова: в недавно открывшийся в Воронеже в наш "Pilotage" как то зашел молодой офицер, военный летчик. Это был веселый и разговорчивый человек - он сразу всем нам понравился. Сразу, "с порога" он заявил, что хочет купить радиоуправляемую модель самолета со всеми необходимыми к ней аксессуарами, простую, надежную и хорошо летающую. О себе коротко рассказал, что модели строил только в детские годы, а о радиоуправляемой модели мечтает еще со школьных лет. (Прямо, как и я тоже мечтал об этом долгие годы)
В данный момент он на несколько дней приехал в Воронеж в командировку, а служит он в Высшем Военном авиационном училище летчиков, летчиком-инструктором. В месте, где он служит подобного магазина нет, потому то он первым делом и заглянул к нам.
Наш магазин только недавно открылся, и на тот момент у нас еще продолжали работать представители торговой сети Pilotage из Москвы. И они сразу, со знанием дела, ему предложили купить этот "Тренер" - в принципе, для начинающего это был очень грамотный выбор.
Так же для этого Тренера были подобраны четыре стандартные сервомашинки (рулевые машинки), мотор Thunder Tiger PRO 46, пару пропеллеров, пластиковая "баклажка" емкостью в 1 галлон с калильным топливом, - специальное для самолетов (а в продаже было так же топливо и для автомобилей, и для вертолетов, и для спортивных моделей. Эти сорта топлива различались по содержанию и составу в них масла и специальных присадок).
Кроме того, этим летчиком были приобретены ручная помпа для заправки модели топливом, накал для свечи с зарядным устройством, запасная свеча, стартер для запуска мотора от автомобильного аккумулятора, система радиоуправления Sanwa VG 6000, - в общем весь необходимый "пакет".
Хотя весь этот набор был и не из самых "навороченных" и дорогих, а из доступных и стандартных составляющих, - заплатил тогда этот покупатель довольно внушительную сумму. По правилам торговой сети Пилотаж, если все приобретается в магазине Пилотаж, то сборка, настройка, обкатка двигателя и все прочее - делаются бесплатно. И как раз сервисным центром магазина, то есть мною...
Военный летчик оплатил свою покупку, срока мне дали два дня, и я тотчас приступил к сборке. А так как эта модель была для меня тогда первой (впервые я собирал большую РУ модель с ДВС) - заодно я прошел и неплохую "стажировку", - при методической поддержке и контролю специалистов Пилотажа из Москвы. Уже утром следующего дня практически все было готово, и я вышел в парк напротив магазина, и в укромном месте завел и обкатал установленный на модели двигатель. Затем отрегулировал малый газ и взлетный режим, проверил "приемистость". Все работало как часы. Кстати, сразу скажу про двигатель Thunder Tiger - сколько мне за эти годы не пришлось их заводить, обкатывать, регулировать, "летать" на них - никогда у меня не появилось никаких претензий к их качеству и работе. Прекрасные двигатели, очень надежные и безотказные. И заводились они все практически с первого "тычка". Тут реально надо отдать должное высокому качеству и заводским специалистам с Тайваня...
Через день пришел черед расставаться с "моим" первенцем. Я помог вынести и разместить в багажнике и салоне машины этого летчика его покупку, договорились, что он обязательно нам позвонит и расскажет, как прошли испытания и первый полет Тренера. Перед расставанием я предупредил его, - чтобы не "упасть" в первых полетах, надо очень внимательно пилотировать модель, особенно когда она отлетела далеко от пилота, и в первую очередь - когда она летит "на тебя". В таком положении очень часто неопытные моделисты интуитивно совершают одну и ту же ошибку - путают ориентацию, и ошибочными движениями стиков управления по крену и курсу не устраняют крен или разворот, а наоборот его усугубляют. А уж у профессионального летчика этот инстинкт (реакция ручкой в противоположную крену сторону - для его устранения) силен как ни у кого другого...
Летчик усмехнулся - ну еще чего, я ведь, мол, уже не первый год летаю, подготовил из курсантов не одного классного летчика, и уж что, что, а аэродинамику самолета знаю как "Отче наш"! (Я, кстати, аэродинамику тоже знаю довольно "сносно", а пролетал больше лет, чем этот летчик прожил на свете - если что...)
И все же, я порекомендовал ему в первых полетах далеко не отлетать, быть осмотрительным, и не забывать, что восприятие полета из кабины самолета - это одно, а управлять моделью самолета на расстоянии - это совсем другое. Так же посоветовал в первое время развороты выполнять с небольшим креном, и все время мысленно "сопровождать" модель как бы находясь на ее борту, и не на секунду не расслабляться. Как никак, а небольшой опыт полетов, иногда и печальный, на РУ моделях я уже приобрел...
Ждать звонка пришлось недолго. Через несколько дней в адрес магазина пришел телефонный звонок. Наш недавний покупатель, летчик-инструктор военного летного училища, радостным голосом с оптимизмом сообщил - я совершил свой первый полет на радиоуправляемой модели!!! Все работало отлично, мотор работал как часы, взлетел легко и без проблем. После взлета выполнил влево первый разворот, затем второй разворот, и полетел обратно ("на себя") Самолет немного накренился, я попытался убрать крен, а модель еще сильнее накренилась влево. Я, мол, пытаясь выправить модель, еще сильнее отклонил стик крена, чтобы вывести модель, а она вообще завалилась на крыло, совершила нисходящую "полубочку", и на большой скорости, с работающим на полном газу двигателе, почти отвесно врезалась в землю! И мой первый (и последний) полет продлился всего 45 секунд! Ну, а модель... При случае, если снова буду в Воронеже - можно привезти останки к вам в сервисный центр, может возможно будет отремонтировать?
Разумеется, можно. Только больше этот летчик к нам не приезжал... Потом был у нас еще один "уникум" - горе пилот. Он приобрел, со сборкой и настройкой, разумеется, РУ модель ЛК (летающее крыло). Такая модель, изготовленная из ЕРР, легкая, хорошо летает, и практически "неубиваемая". Как говорится - летай до отупения, только меняй или перезаряжай аккумуляторы. Ее практически невозможно разбить. Чтобы разбить такую модель надо еще очень сильно постараться.
А этот "пилот" свое ЛК и не разбил,- он его "отпустил" от себя далеко, и потерял. Ну, просто тупо потерял где то в небе, как говорится "посеял"...
Это же надо было так "залетаться", что даже примерного направление куда улетела модель не смог определить. Говорит - искали с напарником до ночи... Странная и какая то мутная история. Правда, этот горе-пилот пытался предъявить претензии к магазину и ко мне, как "гаранту" настройки и надежности его модели.
Наш менеджер, Виктор Довнорович, замечательный, опытный и деликатный человек, тогда принял очень грамотное решение - дал команду в кассу просто вернуть этому "растеряхе" деньги за саму модель, и ее начинку (две сервомашинки, бесколлекторный электродвигатель, регулятор скорости и аккумулятор) Как тогда сказал Виктор - такой тип людей, как этот "покупатель" судя по его поведению, может надолго стать нам всем бесконечной головной болью. Гораздо проще будет вернуть ему деньги, и больше не иметь с ним дел. Это подсказывает богатый жизненный опыт общения с подобными людьми...
И еще не могу не вспомнить одну забавную историю с тремя покупателями-пенсионерами. Они пришли в магазин втроем, и все трое выбрали и купили себе по РУ танку, - советский Т-34, и немецкие Тигр и Пантеру. Эти танки вполне подходили к категории "копия" - они и двигались, и издавали звук работающего дизеля, и звук выстрела из орудия и пулемета, башня вращалась на 360*, ствол поднимался и опускался. Все было как на настоящем танке. А в случае "попадания" в танк выстрелом из орудия другого танка - пораженный танк вздрагивал как реальный. Только что не горел. После нескольких попаданий танк автоматически выключался, и "глох" его дизель...
В общем, реализм функций этих танков был на очень высоком уровне. Стоил такой танк весьма дорого, но на мой неискушенный взгляд - все же достойная это была "игрушка". И варианты камуфляжа у них были различные, выбирай "что тебе по душе". Ну, эти пенсионеры, и как они сказали - в прошлом ветераны-танкисты, и выбрали себе по "игрушке". И даже рассказали, для чего. Оказывается, они на дачном участке у одного из них сделали настоящее "поле танковой битвы", - холмы, брустверы, макеты стен разрушенных домов, овраг, мост через него, и прочие атрибуты. И решили там, проводить между собой танковые "сражения"!
(Не сомневаюсь, что перед этим обязательно "приняв на грудь" фронтовые 100 грамм, не менее)
Я раньше думал, что таких как я - так и не "повзрослевших" людей, встретить можно не часто. А оказывается, их по жизни существует очень даже не мало. И не только среди авиамоделистов. Это и бывшие моряки, и железнодорожники, и "автогонщики", и вот как пример - эти танкисты...
И похоже, бои они там, у себя на даче, проводили не шуточные. Это я могу судить по тому, что через какое то время один из этих танков (Т-34) попал ко мне в сервисный центр в ремонт... У него, насколько помнится, стал временами отказывать поворот башни. С этим танком мне пришлось повозиться, но причина была найдена и устранена, и танк снова вернулся в строй.
В конце 2008 года фирма ДИОЛ, в которой я работал, по коммерческим причинам, прекратила сотрудничество с торговой фирмой Pilotage, часть товара была передана обратно Пилотажу, часть товара (только авиамодели), по договоренности, осталась на реализации у ДИОЛа. И сохранился сервисный центр по настройке и ремонту, теперь уже только авиамоделей, в котором я и продолжил работать. Наш магазин переехал в другое место, кстати гораздо ближе к моему дому. Так вот и закончился мой первый период "Фристайла", когда я работал в сервисном центре Pilotage, и занимался ремонтом, помимо авиамоделей, автомобилей, катеров, подводных лодок, автомашин и танков. Конечно, иногда и здесь, в ДИОЛе мне приходилось ремонтировать или настраивать и кое какие изделия не "самолетного" характера, но это скорее были исключения, чем правила...