В начале ХХ века во многих российских городах можно было встретить татарских модников. Они носили костюмы "аля-франка" (европейского кроя), но не забывали и про свой каляпуш (татарский головной убор). Конечно, была такая мода и в Казани. Однако были тут и свои нюансы.
Определенное влияние на продвижение общеевропейской моды оказывало и то, что одежду можно было купить в магазинах готового платья, а не только специально заказывать у портных. Подобные магазины появились в начале XX века не только в крупных, но и в провинциальных городах. Кроме того, швейные услуги предлагали и в самих торговых заведениях. Например, в оптово-розничном магазине С.С. Шамгулова в Уфе принимались заказы на изготовление мужского, дамского и детского платья. Кстати, в здании его магазина в советские годы открылся ЦУМ (совр. ул. К.Маркса).
Такой бизнес был вполне успешным, т.к. для большинства татар имело большое значение, у кого покупать или заказывать платье. Поэтому даже если они носили европейские наряды, старались заказывать их у портных-татар, т.е. у единоверцев. Видимо, одежда от татарина-мусульманина считалась халяльной (разрешенной). Кроме того, дело было еще в особом крое. Такие пиджаки были чуть длиннее обычных.
Например, в рассказе татарского писателя Фатиха Амирхана «Как способствовать прогрессу нации» подчеркивается, что шакирд «надевал удлиненный пиджак, сшитый портным-татарином».
Молодой Ахмет-Заки Валиди (после 1917 года он станет основоположником Башкирской республики) жил в те времени в Казани, работал мугаллимом (учителем) в медресе "Касимия" (другое название - Апанаевское, Приозерное). Кстати, сохранилось здание этого старинного медресе, находится оно на набережной озера Кабан.
Ахмет-Заки эфенди подрабатывал также в одной татарской газете. Их в те годы в Казани было довольно много. Газета "Баянель-хак" считалась не самой интересной -там было слишком много рекламы. Но, видимо, авторов привлекали гонорары редакции. Очевидно, талантливый учитель медресе Ахмет-Заки Валиди проявил себя и в этой области очень хорошо. Ведь не зря, хозяин газеты - казанский купец Мухаметзян Сайдашев хотел заказать своему сотруднику даже "хороший костюм на татарский манер".
Однако, как писал в своих мемуарах Ахмет-Заки Валиди, он не стал дожидаться портного-татарина и купил на базаре по дешевке, готовый "русский костюм". Купец Сайдашев, увидев его в таком виде, не на шутку рассердился и перестал платить за работу в редакции газеты "Баянель-хак".