Найти в Дзене
Зашибизнес

С этого момента всё будет по-другому

Оглавление

Бизнес-задачка про звёзд в коллективе с благоприятным для всех финалом.

То самое чувство, когда ты понял, как теперь будете работать и вдохновлённо сообщаешь об этом
То самое чувство, когда ты понял, как теперь будете работать и вдохновлённо сообщаешь об этом

Сегодня консультировал клиента. Пусть он будет Вадим. У Вадима небольшая типография. На него работают два рабочих и один продажник. А сам Вадим выполняет функции маркетолога, директора, закупщика, наладчика - в общем, чемпион по всей фигне. Сегодня мы с ним занимались делегированием его функций, а вот пару месяцев назад замутили такую многоходовку...

Работники цеха у Вадима выполняли вполне исчисляемое количество операций. Иногда у них бывал брак, регулярно срывались сроки. Как от этого страдали рабочие? - никак. У них был оклад!

Отягчающее обстоятельство: один из них умеет работать только на трех станках из пяти, а второй на всех, и из-за этого никак не может сложить себе цену. Эту же цену никак не мог сложить и Вадим. Просто тратил на зарплату первого 60 тысяч, а второго - 90 и в кошмарных снах видел, как Саша - мастер пяти станков вдруг уходит.

Назрела необходимость изменений

Когда мы с Вадимом посчитали финмодель - выяснили, что типография в одни месяцы приносит 250-300 тысяч прибыли, в другие 50-100 тысяч убытка. Причины убытков - переделка брака и отказы клиентов по причине затягивания сроков, приводящие к простоям цеха. То есть пока все проблемы только в качестве работы операторов печатных машин.

Могут ли быть иные идеи по исправлению ситуации кроме изменения системы мотивации операторов? Чтобы установить для них привязку к прибыли, а соответственно, к качеству и срокам работы.

Вопрос в другом! Мог ли Вадим, имея опыт ведения бизнеса больше 10 лет, не видеть этого решения?

Почему же тогда до сих пор работники имели возможность портить сырьё и вынуждать клиентов уходить, тем самым перечёркивая все заслуги продажника, и лишая заработка и этого самого продажника и фирму?

Ответ не так очевиден.

Когда мы разработали систему мотивации для операторов, привязанную и к количеству выполненных операций, и к квалификации работника, и к браку, и к срокам, Вадим вдохновлённо стал меня благодарить... а потом резко сник...

- А если Саша не согласится на это?
- А как ты собираешься сказать ребятам о новой системе оплаты? - спросил я.
- Как-как? - сейчас пойду и скажу, что у нас из-за их косяков постоянно случаются простои и убытки, поэтому теперь будем привязывать заработок к количеству должным образом произведённого продукта.

Безусловно, любой Саша, который сидит на окладе, не станет соглашаться на условия, которые вынудят его работать с полной отдачей при условии, что он умеет работать на всяком печатном станке и может одним недовольным видом отменить любые решения собственника. А Саша и мог, и умел.

Для Вадима у меня было две новости, и обе плохие.

Первая - вводить изменения в правила нужно так, чтобы они исходили от тех, кто этим правилам будет следовать. То есть переход на новый способ оплаты лучше провести так, чтобы этот выбор сделали работники. В крайнем случае - подавать им идею так, чтобы они сразу увидели для себя однозначную выгоду от этого. При этом работники почему-то не всегда видят выгоду в возможности зарабатывать больше, работая ещё больше. Классная формула для объявления изменений - вводить их постепенно (по одному изменению за раз), начиная с фразы:

"Всё будет так же, как и раньше, только немножко лучше для вас...".

Вторая - Сашу придётся либо сделать автором и идейным вдохновителем новой системы оплаты либо уволить. Но в любом случае, нам надо забрать его козыри себе. То есть Вадиму придётся обучиться работе на этих двух станках, которые так и не освоил Сашин напарник. И за это в любом случае Вадиму придётся заплатить. Саша уже несколько раз категорически отказывался обучать работе на этих станках. Объяснял это тем, что они очень тонко настраиваются, и если что-то не так сделать - цех встанет на несколько месяцев, а он, как самый ответственный в мире сотрудник, такого допустить не может. Вадим понимал, что эта страшилка на самом деле - повод сохранить за собой монопольное право работы на суперстанках и то, что к нему прилагается: доплату, авторитет, возможность управлять собственником и зависимость всего коллектива от настроения Саши.

Соответственно, надо придумать, как сделать так, чтобы Саша сам предложил передать свои навыки Вадиму. И желательно так, чтобы Вадим неохотно и прямо снисходительно бы на это согласился. Причины, по которым взять и обучиться самостоятельно у производителей станков я описывать не буду. Они были вескими.

Мы придумали, а Вадим сделал!

Саше Вадим предложил пойти в оплачиваемый отпуск (уже почти год Саша отдыхал только во время непредвиденного простоя). Оговорили срок и выплатили по просьбе Саши отпускные заранее, чтобы купить билеты на семью. (Такого везения даже не ожидали! Продумывали несколько запасных вариантов на случай, если Саша заподозрит Вадима в чрезмерной щедрости после всех косяков).

И вот, когда билеты были куплены, а до отпуска оставалась всего неделя, я под видом VIP-клиента разместил у Вадима заказ, который нужно было срочно печатать и сдать через 2 недели. И само собой, что печатать этот заказ "надо было" в том числе на тех двух машинах, которыми не владел никто кроме Саши.

Вадим вместе с продажником стали умолять Сашу остаться в связи со служебной необходимостью, даже ссылаться на Трудовой Кодекс для пущей убедительности этого цирка. Вадим пошел ва-банк: обещал компенсировать стоимость билетов, выплатить за каждый день тройную!!! цену... Но Саша был непреклонен! Перспектива рассказывать жене, почему он не везёт её выгуливать вечерние платья, совсем его не вдохновляла.

А как ей объяснишь, что платьички ещё пару недель повисят в шкафчике?
А как ей объяснишь, что платьички ещё пару недель повисят в шкафчике?

Саша нашёл выход!

Он самостоятельно (чего и требовалось от всего этого спектакля) предложил обучить своего коллегу работе на этих станках. Вадим, не соглашался, сославшись на то, что Саша уже несколько лет своему напарнику не доверял работу с этими машинами. И предложил чтобы Сашу в отпуске не донимать, весь процесс обучения снять на видео. Теперь у Вадима бонусом готовы видеоуроки на случай найма новых работников.

Партия закончилась волшебно! Во время отпуска Саши, второму печатнику в связи с повышением его квалификации, Вадим предложил сдельную оплату, привязанную к качеству и срокам. И тот очень даже согласился! Ведь его заработок увеличивался при хорошем раскладе на 20-50 %!

Саша прекрасно отдохнул с семьёй, и вернувшись, сильно не сопротивлялся новым условиям оплаты. Тем более, что эти условия позволяли ему при должной осмотрительности зарабатывать и 100, и 120 тысяч в месяц. Чем он и занимается до сих пор. Только теперь гораздо добросовестней и не требуя от Вадима пажей с опахалами.

Это один из самых рискованных, но при этом удачных гамбитов, которые мы с клиентами разыграли для устранения звёзд. Без должного сценария при попытках действовать "в лоб" последствия обычно заставляют собственника сильно огорчаться и подумывать о закрытии бизнеса. Но об этом в следующей статье.

P.S.

Друзья, я пока начинающий полублогер. Пишите, пожалуйста, как вам заходит такой формат! Насколько вас цепляет мой проникновеннейший юмор, сквозящий из каждой строки или о таких вещах надо посурьёзней? Что больше нравится, решение психологических управленческих задачек или внедрение бизнес-инструментов?

#малыйбизнес #бизнес #управление #mba #предприниматель #маркетинг