Хотя улица Садовая появилась на городских картах еще в 1839-м году, неторопливо застраиваться она начала только спустя полвека. Первая хозяйка дворового места с нынешним адресом Садовая, 105 самарская мещанка Акулина Матвеевна Храмова за двадцать лет обзавелась лишь деревянной избой, а в начале 1898-го наследники продали усадьбу запасному рядовому Архипу Христофоровичу Цеглееву. Поскольку новый собственник был в Самаре человеком пришлым, кроме имени о нем ничего не известно.
Кое-что все же может сообщить сама фамилия – редкая и имеющая, несмотря на русскую «патронимическую» концовку, армянское происхождения. Все Цеглеевы являлись уроженцами Ростовской губернии и потомками крымско-анийских армян, переселившихся в низовья Дона по приглашению Екатерины Второй и принявших российское подданство. Еще известно, что к 1907-му году Архип Цеглеев числился уже не запасным рядовым, а самарским мещанином и был человеком состоятельным и уважаемым, поскольку входил в высочайше утвержденные 03 июня 1907-г года списки выборщиков в Государственую Думу 4 –го созыва по Самарской губернии - правда, дальше первого этапа не продвинулся и в депутаты не прошел.
Но общественной деятельностью Архип Христофорович занялся позже, а в феврале 1898-го, сразу после покупки дворового места на Садовой, подал в городскую Управу прошение на строительство двухэтажного каменного дома с холодными службами. В марте 1900-го, когда уже поднялся первый этаж, А.Х. Цеглеев просил городскую Управу разрешить ему вместо каменного - «постройку второго этажа из дерева с обкладкою кругом в один кирпич на плашку с брандмауэром». Как видим, согласование требовалось при малейшем отступлении от утвержденного проекта!
К 1902-му году двухэтажный полукаменный дом по улице с пристроями со стороны двора был готов.Архитектурное решение небольшого особнячка причудливо сочетало черты традиционного «образцового» проекта в стиле провинциального классицизма с деталями народной архитектуры и элементами стиля модерн.
Главный фасад имел асимметричную двухчастную композицию – четырехосевую левую и одноосевую правую. Три оконных проема в левой части отделены пилястрами с вертикальными нишами с выкружками и декорированы рамочными наличниками с филенками и прямыми сандриками. Горизонтальное членение фасада акцентируется, помимо разных материалов, междуэтажным карнизном и подоконным поясом с прямоугольными лежачими нишами.
В уровне второго этажа деревянные стены обшиты тесом и обильно декорированы элементами пропильной резьбы. Окна второго этажа оформлены окрашенными в белый цвет ажурными фартуками «модерновых» очертаний и деревянными наличниками с "народными" накладными орнаментами. Свесы кровли украшают подзоры, широкий венчающий карниз так же щедро декорирован ажурной резьбой.
В правой части раскрывается прямоугольная проездная арка, обрамленная широкими рустованными пилястрами, а над аркой в уровне второго этажа вывешен эркер, перекрытый шатровой крышей со слуховыми окнами, маковкой и шпилем. Эркер так же обшит тесом и и украшен понизу широким кружевом пропильной резьбы, но главным элементом фасада, придающим образу дома шарм и пикантность, его делает большое «модерновое» окно – круглое, трехчастное, с прямой частью по центру и сегментами круга по бокам.
Чуть позже Архип Цеглеев возвел во дворе своей усадьбы одноэтажный деревянный флигель, погреб и дровяник. Согласно подворной карточке Всероссийской переписи насаления 1917-го года, на участке бывшего запасного рядового имелось три жилых здания, в которых размещались девять жилых квартир и одно «нежилое торгово-промышленное помещение», то есть хозяйская лавка. После революции лавку прикрыли, а усадьбу в 1923-м муниципализировали.
В настоящее время «полукаменный» дом запоминающегося облика по-прежнему остается жилым. Здесь находятся 4 квартиры, причем каждая – с отдельным входом. Что касается оценки его экстравагантной внешности – мнения горожан диаметрально противоположно. Кто-то возмущается стилистической мешаниной, непропорциональностью элементов и именует здание «колченогим кошмаром». Оппоненты восхищаются и необычным эркером, как бы связывающим два соседских дома воедино, и башенкой с пикой – для отвода плохой энергетики от дома и его жильцов. Считают, что именно "наивный" особнячок придает улице особое очарование .
Добавляет очарования улице и самарская частушка 20-х годов прошлого столетия:
Улица Садовая - нэпманская новая,
Блещет магазинами, модными витринами.
Улица Садовая - нэпманская новая.
Зажила по прежнему, словно за границею,
По ночам ту улицу стережет милиция.
Стережет, старается, но бандит внимательный,
Шубку с вас на улице снимет обязательно.
Хотя это больше не об улице, а о тех уже далеких смутных временах.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете