Найти в Дзене

Сказки и мифы в новой выставке в Фонде Ruarts New Now

До 19 мая 2024 года в Фонде Ruarts проходит выставка New Now, показывающая приобретения в коллекцию Фонда с 2020 по 2023 год. На четырех этажах представлены 41 художник и 70 работ. Куратор выставки Катрин Борисов объединила их темой мифического и сказочного.

 Кирилл Михайлин из серии «Ловушка»
Кирилл Михайлин из серии «Ловушка»

Актуальная в последнее время тема сказок и мифов находит свое продолжение: до 10 декабря в «Новом крыле» Дома Гоголя идет выставка «От и до: сказки на вырост» и сейчас Фонд Ruarts подхватывает эту тему.

 Кирилл Михайлин из серии «Ловушка»
Кирилл Михайлин из серии «Ловушка»

Почти у входа посетителей встречает работа из серии «Ловушка» Кирилла Михайлина, в которое автор исследует грань обволакивания. Попав в нее, вы останетесь тут навсегда. Вы вошли в сказочный мир. Нужно совершить «ритуальное» восхождение по знаковой лестнице фонда Ruarts, чтобы попасть на следующий уровень.

Mare mediterraneum группы AES+F, 2018 и Нестор Энгельке Деревянная Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу», 2020
Mare mediterraneum группы AES+F, 2018 и Нестор Энгельке Деревянная Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу», 2020

Первый этаж называется «Ловушка мифов». И открывает выставку работа Нестора Энгельке Деревянная Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу», миф, который многократно изображали художники в разные времена.

Mare mediterraneum группы AES+F, 2018
Mare mediterraneum группы AES+F, 2018

Древнегреческая мифология плавно перетекает в средиземное море, которое по-латыни называется Mare mediterraneum, как произведение группы AES+F, объединяющие девять фарфоровых статуэток и видеоинсталляцию. Последняя показывает море, постоянно меняющееся между состояниями штиля и шторма. Серия исследует актуальные европейские социально-политические проблемы через фарфор, «традиционный» декоративный материал европейской буржуазии, показывая ближневосточных беженцев, мигрирующих в Европу через Средиземное море.

Ковер-панно Родиона Китаева из серии «Торжество, темные материи», 2020, «Без названия» Евгения Антуфьева, 2021 и Zoom «Причта о слепых», 2020
Ковер-панно Родиона Китаева из серии «Торжество, темные материи», 2020, «Без названия» Евгения Антуфьева, 2021 и Zoom «Причта о слепых», 2020

На этом же этаже ковер-панно Родиона Китаева из серии «Торжество, темные материи», посвященный древнегреческим мистериям, оммаж Питеру Брейгелю старшему в исполнении Zoom и работе «Причта о слепых», заставляющая задуматься куда мы идем и кто нас ведет, и тотемный столб «Без названия» Евгения Антуфьева из дерева и бронзы с мифологическими персонажами.

Zoom «Причта о слепых», 2020
Zoom «Причта о слепых», 2020

Немного отдельно сказочный «Оберег-II» из проекта «IMHO» Андрея Горбунова, «Черный клоун» Родиона Китаева и Дмитрий Цветков, объединивший поэзию и музыку в «Колыбельной» из серии «Песенка спета».

«Черный клоун» Родион Китаев, 2020
«Черный клоун» Родион Китаев, 2020
Андрей Горбунов «Оберег-II» из проекта «IMHO», 2010
Андрей Горбунов «Оберег-II» из проекта «IMHO», 2010

И совсем особняком показан проект Дианы Капизовой, состоящий из видео «Бесконечное эхо ракушки» о перемещение в иной фантастический мир, полете и перерождении, и керамических скульптур, дополняющих видеоряд.

Проект Дианы Капизовой
Проект Дианы Капизовой

Следующий этаж назван «Инстинкты», где метафорически «жесткое» пересекается с «мягким».

Никола Овчинников, «Березовый лес», 1992, Франциско Инфанте-Арана, артефакты из серии «Очаги искривленного пространства», 1979 и Анастасия Прахова, скульптура PRTs_complex, 2020
Никола Овчинников, «Березовый лес», 1992, Франциско Инфанте-Арана, артефакты из серии «Очаги искривленного пространства», 1979 и Анастасия Прахова, скульптура PRTs_complex, 2020

«Березовый лес» Николы Овчинникова с «Очагами искривленного пространства» Франциско Инфанте-Арана создают мифический искаженный лес.

Анастасия Прахова, скульптура PRTs_complex, 2020
Анастасия Прахова, скульптура PRTs_complex, 2020

На их фоне гипсовая скульптура Анастасии Праховой PRTs_complex кажется мягкой и пластичной, отсылая к опыту тактильных ощущений, чувственности и теме телесности.

Напротив — «маскулинный» ответ, сорокаминутный видео-арт «Наш каменный век» художников 0331с и Гриши. Это документация перформанса о быте и моде людей «каменного будущего», в процессе которого художники создавали серию одежды, ювелирных украшений и предметов интерьера из кристаллов и гранита.

Ирина Нахова «Друзья и знакомые», 1994
Ирина Нахова «Друзья и знакомые», 1994

О защите и уязвимости, границах работа Ирины Наховой «Друзья и знакомые» 1994 года, где поношенные пальто из комиссионки — современные скульптуры, вступают со зрителем в диалог. В прямом смысле этого слова: аккуратно заденьте их и послушайте, что они вам ответят.

Иван Чуйков «Программируемая картина», 1975-1989
Иван Чуйков «Программируемая картина», 1975-1989

За ними самая последняя покупка Фонда с Cosmoscow — графическая работа с женскими образами Ивана Чуйкова «Программируемая картина».

И завершающая работа на этом этаже видео-арт Александры Митлянской «Фонтан». Для куратора выставки Катрин Борисов эта работа символизирует воодушевление, победу духа и силы.

 Катерина Серьезная, «Тоска», 2018
Катерина Серьезная, «Тоска», 2018

Продолжает некое мифологическое путешествие героя на последнем этаже выставки – «Живой и ладно. Так тому и быть. Конец» с отсылкой к текущему моменту нашей жизни. И снова тема леса с березами и зеркалами в работе «Тоска» Катерины Серьезной пересекается с работами этажом ниже. Автор исследует природу национальной идентичности. В начале года в Фонде проходила персональная выставка художницы, о которой можно прочитать тут.

Кирилла Кто (Лебедев), «Без названия», 2020 и Михаил Мост, The Basic, 2017
Кирилла Кто (Лебедев), «Без названия», 2020 и Михаил Мост, The Basic, 2017

Не очень оптимистично встречают глаза-символы в работе «Без названия» Кирилла Кто (Лебедев), рядом Михаил Мост и одна из работ, давшая названию этому этажу «Живой и ладно» Димы Retro.

Сергей Шутов, без названия, 1988, Полина Борисова «Абстракция», 2023 и Олег Устинов, 2020
Сергей Шутов, без названия, 1988, Полина Борисова «Абстракция», 2023 и Олег Устинов, 2020

Из новых поступлений еще 3 работы: Полина Борисова «Абстракция» 2023, которая на самом деле автопортрет, Сергей Шутов, без названия, 1988 и работа художника-абстракциониста Олега Устинова. Все это некие параллельные миры, зазеркалье, узнаваемые образы, которые в какой-то момент ускользают и начинают меняться.

 Ирина Нахова, «Идеальный город», 1978, Оля Кройтер, Situation 62, 2022, Платон Инфанте, Nexus, 2019 и скульптура Владимира Немухина, 1993
Ирина Нахова, «Идеальный город», 1978, Оля Кройтер, Situation 62, 2022, Платон Инфанте, Nexus, 2019 и скульптура Владимира Немухина, 1993
Игорь Шелковский, из серии «Город», 2008-2009
Игорь Шелковский, из серии «Город», 2008-2009

«Идеальный город» Ирины Наховой, живописная работа 1978 года продолжает это путешествие в мир зазеркалья, его подхватывает Игорь Шелковский с работами из серии «Город», рядом Оля Кройтер с Situation 62 и Платон Инфанте с Nexus. Перед этими работами скульптура Владимира Немухина, как символическая лестница толи восхождение в возвышенный сказочный толи нисхождение в перевернутый мир.

 Юрий Шабельников, «Конец фильма»
Юрий Шабельников, «Конец фильма»

И завершает выставку работа Юрия Шабельников с говорящим названием «Конец фильма». Это некое пожелание всем нам выбрать свою роль в этом фильме: быть ли оператором, сниматься в нем или смотреть из удобного кресла кинозала. А возможно, просто не принимать все это всерьез.

-20

Выставка New Now до 19 мая 2024

Фонд Ruarts: Москва, м. Смоленская, Трубниковский пер. 6

Время работы: вторник- воскресенье — 11:00–20:00, Пн — выходной.

Текст и фото: Ирина Паялина

Нестор Энгельке Деревянная Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу», 2020
Нестор Энгельке Деревянная Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу», 2020

Статья подготовлена для портала о современном искусстве ARTУзел.

#выставкивмоскве #кудапойтивмоскве #фондruarts #искусство #музей #артузел #ARTузел #ruarts #newnow #современноеискусство