Найти в Дзене

Что общего у сказки и текстиля?

До 10 декабря в «Новом крыле» Дома Гоголя проходит выставка «От и до: сказки на вырост». Я побывала на последних часах монтажа и пресс-показе проекта, пообщалась с куратором Эльмирой Минкиной о выставке, сказках и текстиле, как медиуме и части современного искусства.

-2

Сказка сопровождает людей испокон веков — это вечная тема. В последнее время интерес к ней только растет.

Можно вспомнить экспозицию в 2020 году в Третьяковской галерее «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» или совсем недавние проекты, например, «сказка непослушна птичке» студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ в РГБМ, «Сказки в предметах крестьянского быта» в музее Коломенском, которая идет до конца марта 2024 года или текущую выставку в «Новом крыле» Дома Гоголя «От и до: сказки на вырост».

Лиза Плакса, мини-сериал о представителях разных покалений семейства козочек, фрагмент, 2019
Лиза Плакса, мини-сериал о представителях разных покалений семейства козочек, фрагмент, 2019

Чем больше нестабильности вокруг нас, тем чаще люди ищут опору в чем-то знакомом, близком, вечном и понятном. Последнее остается под большим вопросом. В попытках разобраться, найти ответы на насущные вопросы художники создают работы, а зрители пытаются их для себя расшифровать.

Текстильная комикс, Anna Bat, вышивка, 2023
Текстильная комикс, Anna Bat, вышивка, 2023
Текстильная комикс, Anna Bat, вышивка, 2023
Текстильная комикс, Anna Bat, вышивка, 2023

Куратор Эльмира Минкина в выставке «От и до: сказки на вырост» соединяет сказки, к которым часто обращаются художники в поисках смысла, с текстилем. Про последний она рассказывает: «Текстиль — это медиум, который нельзя назвать новым. У него очень интересная судьба, как мне кажется. Можно сравнить с перформансом или современной фотографией, например. Все они задаются вопросом, как им быть представленными в музее, каким им быть?

Текстиль ведь очень пограничная, маргинальная среда. Это и вышивка картин по номерам, и рукоделие, и декоративно-прикладное искусство. Это все стоит разграничивать. Но и в сознании людей, и в сознании художников с этим разграничением есть вопросы. Я считаю, что у современного искусства потенциал критический — любая работа современного искусства ставит какие-то вопросы, проблемы, говорит на актуальные темы. Современное искусство, может и должно давать какую-то оценку происходящему. Это главное. Но еще я как зритель и как куратор, уделяю много внимания эстетической части произведений».

 Кирилл Манчунский «Король ночных мышей», 2021
Кирилл Манчунский «Король ночных мышей», 2021

Еще один важный аспект: часто текстиль ассоциируется с традиционными женскими практиками, домашним неоплаченным трудом. В проекте Эльмира раздвигает эти рамки. На выставке представлены работы художников – мужчин, например, «Король ночных мышей» Кирилла Манчунского и панно L’amour fou Родиона Китаева.

Текстильная книга «В темноте», Наташа Петрова
Текстильная книга «В темноте», Наташа Петрова

Выбор текстиля как основного медиума выставки был обусловлен несколькими факторами. Эльмира Минкина закончила магистратуру музея «Гараж» и ВШЭ, ее дипломным руководителем была Катя Иноземцева, главный куратор музея, а тема диплома касалась лоскутного шитья и печворка в художественной практике. Плюс партнером и инициатором выставки выступила галерея Textura в лице директора Анастасии Уткиной. Галерея объединяет и продвигает современных художников, которые выбрали для себя текстиль в качестве медиума. До настоящего момента Textura была онлайн-галереей, а в октябре они открывают небольшое пространство на ЦТИ Фабрика для проведения офлайн выставок.

Леся Парамонова, Башмачки к коллекции Pagans (Язычники), 2020. Ткань, перья, ручная работа, 25*10 см
Леся Парамонова, Башмачки к коллекции Pagans (Язычники), 2020. Ткань, перья, ручная работа, 25*10 см

Все это объединилось в выставку «От и до: сказки на вырост». На выставке есть и вышивка, и коллажи, панно, гобелен, фотопечать, дополненная вышивкой, тканевые книги, платье и объект - башмачки с перьями. Какие-то работы были сделаны раньше, а часть создавались под выставку.

Лена Ярулина, серия «Синяя птица», смешанная техника, 2023
Лена Ярулина, серия «Синяя птица», смешанная техника, 2023
Лена Ярулина, серия «Синяя птица», смешанная техника, 2023
Лена Ярулина, серия «Синяя птица», смешанная техника, 2023

К примеру, Инна Гришечкина показывает серию «Сказки на ночь», это четыре работы с вышивкой, четыре сказки про девочку, которая хотела стать художником. Для автора в целом важна тема материнства, а сказки на ночь для детей, ее неотъемлемая часть. Она решила это все совместить в своей работе.

Инна Гришечкина, серия «Сказки на ночь», вышивка, 2023
Инна Гришечкина, серия «Сказки на ночь», вышивка, 2023
Инна Гришечкина, серия «Сказки на ночь», вышивка, 2023
Инна Гришечкина, серия «Сказки на ночь», вышивка, 2023

Поделить работы на выставке по времени создания или по героям и сюжетам не получилось. И тогда куратор решила объединить их по размерам: большие, средние и маленькие. Прием, который часто используется в сказках. Алиса Льюиса Кэрролла то увеличивалась, то уменьшалась, Дюймовочка сама по себе была малышкой, а Питер Пен просто не хотел взрослеть. Сами художники тоже интересно работают с масштабами работ.

Родион Китаев, панно L’amour fou, 2021
Родион Китаев, панно L’amour fou, 2021

Например, «большая» работа Родиона Китаева – 95*121 см. Эльмира про нее говорит: «На ней все очень мелкое. Нужно действительно долго изучать его вышивки, чтобы там вычленить какие-то элементы. Я постоянно нахожу там что-то, чего я не видела раньше, просто потому что мой взор не может все это сразу идентифицировать».

Аня Гросицкая, серия «Сказочные силы», 2023
Аня Гросицкая, серия «Сказочные силы», 2023

О работах средних габаритов куратор говорит: «В целом это самый, наверное, большой зал и самый популярный среди художников размер. Это удобно в работе, и это коммерческий формат. Ведь не все покупатели могут позволить себе купить произведение большого размера». Здесь Аня Гросицкая в серии «Сказочные силы» через льняные салфетки с елецким кружевом и вышивкой ищет «В чем сила?», а Ольга Молявко через серию «Дальние родичи» ищет связь Мелюзины и Змея Горыныча. Тут Лена Ярулина соединяя холст, акрил, натуральные камни, коллаж и вышивку ищет «Синюю птицу».

Ольга Молявко, серия «Дальние родичи», текстильный коллаж, 2023
Ольга Молявко, серия «Дальние родичи», текстильный коллаж, 2023

В зале с «маленькими» работами Лиза Плакса показывает ручной вышивкой мини-сериал о представителях разных поколений семейства козочек. Наташа Петрова через платье и текстильную книгу рассказывает историю «В темноте», как можно заблудиться внутри себя и о поисках внутреннего источника света.

Наташа Петрова, платье
Наташа Петрова, платье
Наташа Петрова, платье, фрагменты
Наташа Петрова, платье, фрагменты

И не забудьте заглянуть в глазок закрытой двери в последнем зале. Возможно, именно там найдется ответ на ваш вопрос.

Что за дверью? Работа Алины Глазун, без названия, смешанная техника, 2023
Что за дверью? Работа Алины Глазун, без названия, смешанная техника, 2023

Выставка «От и до: сказки на вырост»: 12 октября — 10 декабря

Куратор: Эльмира Минкина

«Новое крыло» Дома Гоголя: Москва, м. Арбатская, Никитский бульвар, 7А

Время работы: Среда- воскресенье — 12:00–20:00, Пн, Вт — выходной.

Текст и фото: Ирина Паялина

Статья подготовлена для портала о современном искусстве ARTУзел.

#выставкивмоскве #кудапойтивмоскве #эльмираминкина #искусство #сказкинавырост #артузел #ARTузел #новоекрылодомагоголя #текстиль #современноеискусство