Найти в Дзене
Новое видение

Ядро финансовой системы (внутренний контур)

Оглавление

Расчётные денежные единицы

Выражение «Время-деньги» следует понимать буквально, так как расчётной денежной единицей в границах Общности является «расчётный рубль» эквивалентный «человеко-часу». Если точнее, то календарному часу жизни одного гипотетического работающего на одной трудовой ставке человека при номинальной отработке, и имеющего средний по Общности размер заработной платы. Через размер дохода этого среднего работника размером 1 руб./час (календарный час) данное утверждение вполне определенно и однозначно наделяет расчётные денежные единицы свойством меры при товарноденежном обмене.

Средние подушевые доходы по остальным социальным классам/группам населения определяются через специфические для каждой из них (класса/группы обобщённо) групповые коэффициенты к доходу среднего работающего, то есть как доля единицы. Данные коэффициенты - это не объекты наблюдения, а объекты утверждения (фиксации) и неукоснительного соблюдения через коррекцию индивидуальных доходов лиц в автоматическом режиме. Таким образом создаются предпосылки для точного (не приблизительного) контроля за объёмом оборачиваемой денежной массы и постоянство во времени ценности её номинала. Описываемые ниже механизмы реализуют это, переводя только что сформулированное из теоретической плоскости в практическую.

Человек поставлен в центр внимания Системы и его время (время жизни) имеет неизменную ценность для Системы. Сегодня, завтра, через 10, 100, 1000 лет ценность времени человеческой жизни не изменится. Можно было бы возразить сказав, что мол эта оценка не объективна, а субъективна, то есть обусловлена точкой зрения индивида при его взгляде на окружающий мир и на себя в этом мире. Но позвольте, именно такие субъективные оценки определяют рыночные цены товаров и услуг, непосредственно реализуя функцию меры. Человек подспудно соотносит цены на товары и услуги со временем своей жизни. В голове проскакивает вопрос: Сколько времени мне нужно «пахать», считай прожить за то или иное материальное приобретение. Ценность времени человеческой жизни для Системы определяется её пользователями, то есть самими людьми. Расчётный рубль – не фиатная валюта по определению.

Физическая величина в размерности: произведение личности на её время (человеко-час) - это инвариант Системы. Пока стоит мир, и живёт и трудится человек, и существует время, как физическое понятие, будет твёрдо стоять расчётный рубль, это будет самой твёрдой, из всех возможных денежных единиц, с нулевой инфляцией по определению. Вопрос «Какая сейчас средняя заработная плата?» будет риторическим.

Очень хорошо то, что финансовая система обладает такой константой в отношении своих расчётных денежных средств, это позволяет строить долгосрочные схемы, открывает широкие возможности в применении новых финансовых инструментов, избавляет нас от необходимости периодического проведения «индексации», результат которой зависит от выбора способа её расчёта и проведения, и которая в глазах обывателя всегда выглядит произволом регулятора, результатом действия человеческого фактора, иными словами всегда является щекотливой темой и потенциальным источником социального напряжения. Нельзя не сказать больше, без этого инварианта описанные ниже механизмы были бы неосуществимыми.

Альтернативные часто предлагаемые варианты в виде золота, нефте-газо-валюты, киловатт-часа, все они, увы, не подходят ни в качестве расчётных средств, по причине нестабильности или ограниченности объёмов предложение, так и ни в качестве свойства меры, так как они лишь отдельные товары, ценность которых по отношению к остальным товарам и услугам не константа по определению, и может сильно варьироваться, тем самым разбалансирует финансовую систему. Средняя стоимость всех производимых товаров и услуг может быть мерилом, но тут есть проблема определения условной натуральной единицы измерения общественного продукта, да и по сути час жизни среднего работающего человека тождественен этой величине, так как он - среднестатистический работающий проживая свою жизнь производит все эти товары и услуги, весь общественный продукт и затем его потребляет: больше проживает один человек – пропорционально больше производит и потребляет, и наоборот, а также больше людей – пропорционально больше общие производство и потребление, и наоборот. Очевидна пропорциональность и взаимная тождественность условной натуральной единицы общественного продукта и часа жизни одного человека.

Из-за непрекращающегося научно-технического прогресса и внедрения новых технологий в производстве при прочих равных условиях прогнозируемо будет происходить постепенное падение потребительских цен во времени, обусловленное только увеличением производительности труда, то есть увеличением количества производимого, а значит продаваемого и потребляемого продукта, за один человеко-час (за 1 расчётный рубль). И это не будет являться дефляцией расчётных денежных единиц, а будет реальным снижением цен на товары и услуги, поскольку это будет происходить не из-за сокращения денежной массы, а из-за увеличения производства товаров и услуг. Падение цен от увеличения производительности труда не означает увеличение ценности номинала расчётной денежной единицы в глазах общества, это просто означает пропорциональное падение ценности условной натуральной единицы общественного продукта в глазах общества по простой причине пропорционального увеличения количества предлагаемых на рынке производимых условных натуральных единиц. Ценность номинала расчётных денежных единиц в глазах общества постоянна во времени. Другими словами, при потере одной и той же суммы расчётных денежных средств в разные времена среднестатистический человек будет горевать в равной мере, а при потере одной и той же условной натуральной единицы общественного продукта он будет горевать в меньшей мере в относительном будущем, где выше производительность труда.

Привязка к человеку обеспечивает автоматическую прямо-пропорциональную зависимость и регулировку объёма денежной массы от количества населения. Подушевая денежная масса стабильна по определению, поскольку она инвариант.

Выбор в пользу часа жизни, а не часа работы, объясняется именно привязкой к жизни человека в целом, а не только к его рабочему времени. Ведь жизнь человека не заключается только в его работе. Мы работаем, чтобы жить, а не живём что бы работать. Но даже если бездушно рассматривать этот вопрос именно с позиции работы как человеческой функции, то нельзя не признать факт того, что человеческий организм – это нуждающаяся в периодическом отдыхе и психической разгрузке био-машина, в том числе по причине необходимости поддержания высокой эффективности этой машины в её активное время – рабочее время. Отдых – это часть технологического процесса эксплуатации био-машины, который, по сути, происходит 24 часа в сутки, то есть в течении всего срока её эксплуатации – активной жизни.

Поэтому несмотря на то, что было сказано выше, и имея в виду относительное постоянство базовых потребностей среднего человека, технический прогресс позволяет нам сокращать рабочее время при обеспечении неизменного или умеренно растущего количественно-качественного уровня производства и потребления общественного продукта.

Речь идёт об отходе от господствующей в мире установки на максимизацию производства и потребления, элементарная суть которой сводится к тому, что бы работать максимально возможное количество времени (продолжительность рабочего времени максимально достижимая константа), производя максимально возможный объем общественного продукта. Производство и потребление имеет подчинённое значение от продолжительности рабочего времени и производительности труда. Технический прогресс и связанный с ним рост производительности труда обеспечивает нам непрерывный количественно/качественный рост подушевого производимого и, следовательно, потребляемого общественного продукта. При внимательном рассмотрении можно заметить то, что максимизация производства и потребления – это ничто иное как очередная крайность, в которую современный капитализм загнал наш мир.

Другой крайностью было бы жёстко увязать объем производства общественного продукта с удовлетворением постоянных базовых потребностей человека (подушевое производство и потребление минимально допустимая константа). В этом случае продолжительность рабочего времени при плановой экономике имела бы подчинённое по отношению к уровню потребностей, а значит к плану производства. В условиях роста производительности труда подлежала бы непременному снижению.

Предлагаемый подход – это гибкое гибридное решение, в условиях рыночной экономики не подразумевающее ни постоянную фиксацию объёмов производства/потребления, ни продолжительности рабочего времени. Законодательно и плавно (не ступенчато) регулируемая продолжительность рабочего времени по принципу обратной связи выступает в роли корректора подушевого производства и потребления. Объёмы производства и потребления с одной стороны, и продолжительность рабочего времени с другой как факторы равноценны по отношению друг другу. Таким образом возможно достижения баланса между желанием общества получать дополнительные блага и нежеланием того же общества дополнительно работать для обретения этих благ. Мы должны работать ровно столько, сколько нам необходимо для обеспечения того уровня жизни, который для нас приемлем и адекватен на текущий момент времени, опять-таки по нашим субъективным оценкам и при данном уровне развития технологий. В обстоятельствах увеличения производительности труда возможна комбинация увеличения количественно-качественного объёма производства и сокращения продолжительности рабочего времени. Выбор серединной точки на координатной оси между двумя приведёнными крайностями всецело зависит от нас как Общества.

Привязка денежной единицы к часу жизни в обстоятельствах снижения продолжительности рабочего времени не приведёт к изменению уровня потребительских цен. Цены будут стабильны, или так скажем, могут быть стабильны при проведении соответствующей политики регулирования объема производимого общественного продукта через продолжительность рабочего времени на фоне развития технологий и повышения производительности труда, при соблюдении баланса. Это ещё один немаловажный фактор стабильности Системы. К тому же при таком подходе изменение нормы продолжительности рабочей недели не будет приводить к номинальному изменению размеров заработных плат, что само по себе создаёт условия для безболезненного пересмотра самих норм.

Выбор в пользу привязки денежной единицы ко времени жизни именно среднего работающего человека на одной трудовой ставке при номинальной отработке объясняется тем, что работающий человек – это прежде всего основа экономики и её эталон (не в смысле идеала, а в смысле мерила).

Читать далее