Психологизация населения, с одной стороны, подняла осведомленность, а с другой – увеличила необоснованное использование психологических понятий по поводу и без. Подливает масла в огонь и масс-медийная психология, впихивая свою аудиторию в треугольник Карпмана, выявляя нарциссов и пугая травмами, которые родитель наносит своему ребенку.
Но неужели любое наше действие травмирует детей? Давайте разбираться.
Травма – это повреждение. Вот идете вы по дороге, вдруг споткнулись, упали, ободрали колено. То есть нарушили целостность кожного покрова, проще говоря, получили травму.
Важным условием является сформированность того, что видоизменяется.
! Значит, чтобы травма случилась, нужно что-то повредить.
В рамках психологии изменения затронут психическую сферу: структуру образа Я, когнитивную модель мира, чувства и эмоции, память.
Если проще, то у человека нарушатся представления о себе, о мире, о порядке в нем. Он испытает страх, беспомощность, ужас, бессилие.
Главное содержание психологической травмы – утрата ВЕРЫ в то, что жизнь поддается контролю и в ней есть некий порядок и организованность.
Начиная с рождения, ребенок получает информацию о мире и о себе от родителей или замещающих их людей. Именно родитель задает вектор развития ребенка:
•хвалит или делает замечания,
•дает тепло или эмоциональную холодность,
•обозначает своей реакцией разрешенное и запрещенное,
•транслирует отношение к жизни и мироустройству.
Эти действия со стороны взрослого являются ФОРМИРУЮЩИМИ.
Да, дети могут вырасти «достигаторами», стремящимися заслужить любовь, либо быть холодными и отстраненными, с вполне устойчивой либо неустойчивой картиной мира, эмоционально лабильными или ригидными, с высоким или низким уровнем адаптивности, но все это само по себе не является патологией, требующей обязательной коррекции. Понятия «правильно» и «норма» обусловлены социально-культурным контекстом, а если еще у́же, то семейными укладом.
Травма же может возникнуть как реакция на кризисное событие:
- смерть близких (друзей или даже питомца),
- угроза жизни (землетрясение, авария, разрушения, нападение и т.п.),
- развод родителей,
- физическое (частое, повреждающее, изощренное),
- психологическое (постоянный крик, унижение),
- сексуальное насилие.
Почему может, а не возникает? Потому что реакция на психотравмирующий опыт сугубо индивидуальна. Кто-то справляется и твердо стоит на ногах, ему достаточно только поддержки близких, а кто-то ломается, замирает, теряет связь с реальностью и нуждается в помощи специалистов.
Зараннее предсказать, как поведет себя ребенок или взрослый в случае кризисной ситуации, нельзя.
✔️Важно проявить максимум внимания после события, чтобы заметить изменения в поведении:
▪️эмоциональные нарушения (возбуждение, страх, ужас, агрессия), ▪️дезадаптация,
▪️чувство вины – своевременное реагирование позволит оказать помощь и предотвратить фиксацию на травме.
И если в вашей семье нет деструктивных отношений, а окружающая обстановка относительно безопасна – успокойтесь и наслаждайтесь родительством.
Для ребенка важен устойчивый, надежный взрослый, с которого он возьмет пример.
Автор: Махнач Виктория Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru