53,3K подписчиков

Как выбрать профессию: истории, советы и реальные примеры для ищущих свой путь

252 прочитали

Случай в моей жизни, обозначивший актуальную и по сегодняшний день проблему: как выбрать профессию молодому человеку?

Как выбрать профессию: размышления на пороге взрослой жизни

Выбор профессии: кем стать? Авторские права на иллюстрацию принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Выбор профессии: кем стать? Авторские права на иллюстрацию принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Здравствуйте, уважаемые читатели! Давненько я не брался «за перо», как-то мысли новые не приходили, а писать о чём попало (как делают многие) не умею, не хочу и не буду. Но тут, вдруг, вспомнился случай из моей жизни и решил поделиться им с вами, да и порассуждать вокруг него.

Речь пойдёт об одном из самых сложных периодов жизни молодого человека. Он, как правило, наступает в последние школьные годы и сразу после их завершения — это выбор дальнейшего своего жизненного пути. Возникают вопросы. Пойти учиться дальше, но куда? Пойти сразу работать, но кем? Современная жизнь предоставила молодым людям уйму ответов на эти вопросы, но надо найти единственный, соответствующий твоему призванию. Не даром знаменитый российский педагог Д. М. Ушинский говорил:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».

(Д. М. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, выделял важность доступности образования для всех и развития личности. Его вклад значительно повлиял на образовательную систему, 1823-1870 гг.)

Выбрать профессию: не всегда получается с первого раза

К сожалению, не так-то много людей, для которых ответ на этот вопрос однозначный — я буду работать только по этой профессии. Показателен пример моей мамы. Она, по воспоминаниям её самой и моей бабушки, с самого детства мечтала быть только врачом. Все её игры были только в больницу. Кукол она выслушивала игрушечным фонендоскопом, смазывала их «ранки», перебинтовывала, а одну из них «прооперировала», заявив, что у неё болит живот. Так всё и получилось, она закончила медицинский институт и до пенсии проработала врачом. До сих пор (а ей уже 93) к ней приходят соседи за врачебным советом.

Но далеко не у всех проходит так гладко. В частности, у меня всё произошло сложнее. Не могу сказать, что с самого детства, но с класса 6-7 хотел стать инженером — изобретать, строить, ремонтировать… Поэтому в 9-ом классе пошёл в специализированный, физико-математический. Но попытка поступить в КИИГА была неудачной (об этом писал в статье «Три «несчастливых» случая на экзамене: я — абитуриент и я — преподаватель»). Пошёл работать на завод. И вот тут-то я и понял, что инженерство — далеко не моя стихия. После некоторых мытарств решил пойти по стопам отца — поступил в военное училище, при этом, в большей степени гуманитарного профиля (ЛВВПУ). Уволился в звании «полковник». За всё это время ни на мгновение не пожалел о своём выборе.

Выбор профессии: от мечты к реальности

А вот мой одноклассник и друг, Саша Колесников, наоборот, с детства мечтал стать военным. После школы поступил в высшее артиллерийское училище, успешно закончил его, а через пару лет уволился, устроился инженером на какое-то предприятие. Спрашиваю его: «В чём дело»? Его ответ: «Я армию знал в основном лишь по парадам — красивая форма, кортик на боку, пламенные взгляды девушек… А оказалось, что это тяжёлый и изнурительный труд».

Был знаком с парнем, который поступил в вуз по настоянию родителей. Отучился, некоторое время поработал по полученной специальности и уволился. Получить новую специальность не захотел и работал просто таксистом с высшим образованием.

Выбор профессии. Авторские права на картинку принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Выбор профессии. Авторские права на картинку принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Таких вариантов просто тысячи, все и не перечислишь. Современное же поступление в вуз на основе набранных на ЕГЭ баллов с моей точки зрения только усугубило эту проблему. В моём подъезде живёт хороший парень, закончивший в этом году школу. Спрашиваю:

«Ну, как дела»?

— «Отлично, дядя Олег! Баллов набрал много, направил документы в три вуза — политехнический, строительный и медицинский, авось какой-нибудь, да и примет».

— «Позволь, но это разные направления дальнейшей деятельности».

— «Ничего, лишь бы приняли куда-нибудь».

Вот и становится актуальным небезызвестный анекдот:

"Из МГУ заказывают пиццу с доставкой. Рассказывают доставщику как до них добраться. А он прерывает их, что мол не надо объяснять, я сам заканчивал МГУ".

Не существует универсального рецепта в выборе профессии

Я великолепно осознаю, что существует в наше время и другая проблема — при всём желании порой невозможно устроиться по специальности. Но это уже другая проблема. Так вот и возникает вопрос — а стоит ли тратить столько времени, да и денег (если не удалось пробиться на бюджет), чтобы потом работать разносчиком пиццы или таксистом? А это происходит чаще всего тогда, когда профессия выбрана не по своим интересам, способностям и возможностям или не самостоятельно, под давлением кого-то.

В 1971 г., когда я сдавал вступительные экзамены в КИИГА, ко мне приехали родители — морально поддержать. После каждого экзамена, а их было четыре, они водили меня обедать в ресторан «Метро». Это четырёхэтажный ресторан в Киеве, конечно не «Астория» и не «Метрополь», но очень приличный.

В одно из этих посещений ресторана нас обслуживал очень молодой парень примерно моего возраста. Всё было великолепно, его работа была на высшем уровне, значительно отличающаяся от работы других официантов. В ходе общения мы даже успели познакомиться и переброситься несколькими фразами. Всё на этом могло и закончиться, если бы через пару-тройку лет я не наткнулся на статью в «Комсомольской правде», в которой рассказывалось о молодом человеке — официанте, работающем в киевском ресторане «Метро». Я сразу понял, что это мой знакомый.

Выбор профессии. Официант-отличник. Авторские права на иллюстрацию принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Выбор профессии. Официант-отличник. Авторские права на иллюстрацию принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Оказывается, что он закончил школу с золотой медалью. Казалось, что двери всех вузов страны для него практически распахнуты, но он решил, что прежде, чем выбрать свою будущую профессию, должен познать людей, реальную жизнь, а потом уж… Поэтому и устроился официантом в ресторан.

Вот здесь у меня и возник вопрос. С одной стороны — хорошо (!), не бросился в омут необъятных возможностей, а решил испытать отличную от детства и юношества жизнь, а потом уже принять решение. А с другой, — почему именно официантом? С моей точки зрения на заводе, на стройке, в колхозе, в экспедиции и т. п. — реальная жизнь и люди познаются намного больше.

Как выбрать профессию: ваши мнения и советы

Впрочем, сколько людей, столько и мнений, поэтому надеюсь, что читатели выскажут в комментариях свою точку зрения.

Думаю, что от меня ждут каких-то конкретных предложений по решению данной проблемы. Нет, их дать просто невозможно. Каждый человек настолько уникален, что универсальный путь решения проблемы для всех — это просто из области фантастики. Именно поэтому выбор профессии должен быть индивидуальным. Родители, школа, друзья могут лишь помочь в этом молодому человеку, а не насаждать желаемое самими.

Выбор профессии. Склонность к слесарному делу. Авторские права на карикатуру принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Выбор профессии. Склонность к слесарному делу. Авторские права на карикатуру принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Автор: Рыжов Олег Алексеевич, пенсионер, доктор философских наук, профессор.

Хакнем расти 🌱
Хакнем расти 🌱

Читайте также: