Найти тему
ЭврикаХаб

Три "несчастливых" случая на экзамене: я — абитуриент и я — преподаватель

Оглавление

На электронную почту канала приходит много писем наших читателей с просьбой опубликовать статьи, заметки, научные работы и даже письма с историями из жизни. Сегодня публикуем письмо Рыжова Олега Алексеевича, доктора философских наук, профессора, преподавателя высшей школы.

«НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО»

Сейчас практически все СМИ переполнены публикациями об Алисе Тепляковой, даже скорее, об её отце — «гениальном педагоге-инноваторе» и любителе коротких форм нижней части одежды. Сразу отмечу, что статья не о них, хотя, если они прочитают, то, думаю, им будет это небесполезно.

Хочу рассказать истории, подтверждающие заголовок статьи. Понимаю, что некоторые читатели сразу после прочтения отреагируют — сказки, мол, всё это. Вне всяких сомнений — это Ваше право, но я клянусь, что все нижеизложенное из моего личного опыта.

История первая. Случай на экзамене, я — абитуриент

Так вот, в далеких 60-х годах прошлого века я, как и большинство мальчишек того времени, мечтал об авиации и космосе. Но и отлично осознавал, что пилотом не смогу стать — зрение подводило. Решил стать инженером гражданской авиации и после окончания школы поступал в КИИГА (Киевский институт инженеров гражданской авиации). Конкурс на специальность, которую я выбрал (электрооборудование самолётов), был 10 (!) человек на место. Напомню, что ЕГЭ тогда не было, и мы сдавали вступительные экзамены.

Первый экзамен (математика, письменный) я по своей невнимательности завалил сам. Завалил, то есть получил «хорошо». Переписывая огромный пример на упрощение с одного листа на другой, вместо «плюс» поставил «минус», ну, а дальше — сами понимаете… После этого для уверенного поступления в институт мне надо было получать только пятёрки. Следующий экзамен — математика, устный. Экзамен проходил довольно-таки оригинально. В большую аудиторию заходило примерно человек 25-30. Тянули билеты, готовились, а потом к нему подходил преподаватель (а их было где-то 4-5) и принимал экзамен.

Ко мне подошла женщина и, взглянув на мой лист с ответами, мимоходом произнесла: «Пример у тебя решен неправильно. Думай». И ушла принимать экзамен у другого. Я был уверен в правильности моего решения.

(Некоторое отступление. В 9-ом классе я учился в физико-математическом классе, в котором мы прошли математику не только за 9, но и за 10 класс. Потом отца перевели (он был военным) в другой город, и я пошёл в обыкновенный 10 класс. Поэтому программу выпускного класса по математике я прошёл дважды, при этом, кстати, не ощущал себя умнее других. А перед вступительными родители наняли репетитора. В общем, я действительно был хорошо подготовлен).

Подходит преподаватель второй раз. «Ну что, нашёл ошибку?». Я: «Нет». Она достает своё решение этой задачи и видит, что ответ-то мой — правильный. Я краем глаза заметил, что её решение где-то в полтора раза длиннее, чем моё. Ну, а дальше она даёт мне дополнительное задание и уходит принимать экзамен у другого. Таковых её подходов было 6 (!). На все 6 отвечаю без замечаний.

И тут она произносит: «Ну, не знаю, что с тобой делать». В это время мимо нас проходит другой преподаватель: «Что хотите двойку ставить?». Моя: «Да нет, пять или четыре». Ко мне: «Вот тебе ещё одно дополнительное задание. Решишь — пять, нет — четыре». После такого её заявления у меня что-то защемило в груди. Это и не удивительно, ведь в аудитории я провел более 2-х (!) часов, да плюс, безусловно — нервишки. Седьмое задание я не решил. На устном по физике было примерно так же.

Иду забирать документы, а мне их не отдают. Говорят: «Если будет хоть одно вакантное место по результатам работы выездных приёмных комиссий (таковые посылались во многие места необъятного СССР), то мы тебя примем». Неделю я ходил «отмечаться» в приёмную комиссию. В конце концов мне сказали, что все места заняты. При этом девушка, работающая в приемной комиссии, и с которой мы, естественно, успели познакомиться, протягивает мне список. Там 170 фамилий, поступающих на выбранную мною специальность, и 17 красных галочек напротив некоторых из них. Девушка: «Красными галочками помечены те, кто поступил. Но все они были поставлены ещё до начала экзаменов». Точка, абзац.

Год проработал на заводе. Посмотрел, как живут и чем занимаются инженеры, и принял абсолютно противоположное решение — поступил во Львовское высшее военно-политическое училище. Почему я принял такое решение? Ответ на этот вопрос достоин отдельной статьи.

Закончил обучение в училище, отслужил в войсках 7 лет и поступил на военно-педагогический факультет ВПА им. В.И. Ленина (кстати, очень не хотел поступать на педфак, я мыслил себя комиссаром, работать с личным составом. Тоже, своего рода, «несчастье»). Так вот, на сегодняшний день у меня 36 лет научно-педагогического стажа, я доктор философских наук, профессор (не буду дальше утруждать читателя перечислением других моих степеней и званий). Да, я понял и знаю, что именно эта МОЯ работа, и я счастлив. История, конечно, не имеет сослагательного наклонения, но, а если бы я поступил в КИИГА…

Фото автора
Фото автора

История вторая. Случай на экзамене, я — преподаватель

Вторая история уже из моего педагогического опыта. В 2010 г. Ярославское высшее военное финансовое училище перевели в Москву, включив в состав Военного университета. Университет к этому не был полностью готов. Не было достаточно аудиторий, да и необходимого количества преподавателей. В общем, мне достался четвёртый курс, на котором было немногим менее 500 (!) курсантов. Предмет мой — непрофильный, политология, поэтому — один поток и одна семинарская группа (500 человек). С трудом аудиторию такую нашли. Сами понимаете, что узнать каждого из них всего лишь за семестр я даже теоретически не мог.

Наступает экзамен. Здесь всё нормально — по группам, не более 30 человек. Сажал с собой командира группы (сержант или ст. сержант), чтобы хоть как-то представил мне экзаменуемого. Так вот, в одной из групп командир мне говорит: «Товарищ профессор, а Вы не могли бы «погонять» курсанта Сидорова (вымышленная фамилия). Он нас за прошедших 4 года достал по полной. Сынок чей-то». Ну, погонять для преподавателя — это не проблема. Погонять ведь не означает, что завалить. Оказалось, что и гонять не надо. Полный (от слова «совсем») ноль. Но я, конечно, не садист, зная, что вышел приказ начальника ВУ, что «двойка» на экзамене не пересдаётся, а сразу отчисление. Говорю: «Зайдёшь ещё раз, после всех». А командира прошу пригласить курсового офицера. Повтор оказался таким же. И уже курсовой офицер говорит мне: «Ставьте двойку». Соответственно, — отчисление.

Проходит три года. Организация учебного процесса уже в соответствии с нормативными требованиями. Последний семинар перед экзаменом. Замечаю курсанта, которого я в течении семестра не видел. После занятия спрашиваю у командира: «Кто он? Почему его ни разу не было на занятиях?». Ответ: «Да он только что восстановился. Это Вы его три года назад отчислили, поставив двойку».

Экзамен. Отвечает курсант Сидоров. Честно признаюсь, что за свою более чем 30-летнюю педагогическую практику лучшего ответа я не слышал. Он прочитал мне мою же лекцию. Задаю дополнительный вопрос — ответ, ещё один вопрос — ответ… На заключительном после экзамена построении группы отметил, что его ответ был самый лучший. Но это не всё. Выйдя из аудитории, спросил его: «Не обижаешься на меня за итог прошлого экзамена?». (А здесь, уважаемый читатель, как говорил Михаил Задорнов: «Готовы?»). «Олег Алексеевич, да я благодарен Вам за это. За прошедшие три года я заочно получил высшее юридическое образование, а теперь получу и высшее экономическое».

Фото автора
Фото автора

История третья. Синдром отличницы

Ну а третья история несколько противоположна заявленной мною в заголовке теме, но, как говорится, «из той же оперы».

В начале нулевых я преподавал в одном из московских негосударственных университетов. В составе комиссии принимал кандидатский экзамен по философии. Сразу, для тех, кто не в курсе, отмечу, что оценка за этот экзамен ничего не значит, главное сдать. В диссертационный совет, да и в ВАК идёт лишь справка, что экзамены кандидатского минимума сданы положительно.

Так вот, сдаёт экзамен девушка (назовем её в честь героини сегодняшних дней Алисой). Сдаёт неплохо, но явно не на отлично. Ставим ей заслуженную четверку. И тут — истерика, обморок, скорая помощь... Слава Богу, что всё благополучно обошлось. Что же случилось? Рассказывает подруга Алисы, которая училась с ней с начальной школы, потом в институте, аспирантуре. Оказывается, что всё это время Алиса получала только отличные оценки, а тут… Точка, абзац.

В заключение всё-таки не удержусь от обращения к папе и маме Тепляковым:

Уважаемые, ещё не поздно опомниться! Вы уже лишили Алису детства (других детей, как я понимаю, тоже). Так не лишайте же Вы их радости школьных лет, первой детской влюбленности, незабываемости выпускного вечера, права самостоятельного выбора своего жизненного пути, романтики студенческих лет (особенно если живёшь в общаге). Да и потом кто примет Вашу Алису на работу, зная о скандальности её семейки? И, во-вторых, хороший психолог — это не тот, кто хорошо знает строение нервной системы и методику психологической работы, а тот, кто имеет личный жизненный опыт, опыт жизни в коллективе, причём не только семейном.

Боюсь, но может получиться как в небезызвестном анекдоте, когда из МГУ заказывают пиццу. Объясняют доставщику, как добраться до них. Доставщик: «Не надо, я заканчивал его».

Автор: #рыжов_олег_алексеевич ,читатель канала Хакнем Школа, преподаватель высшей школы, 67 лет.

Другие статьи автора:

Вот так мы в 70-х проводили свои курсантские во Львовском ВВПУ каникулы...
Хакнем Школа16 июня 2022
Как курсант военного-политического училища хирургом был
Хакнем Школа6 июля 2022
-3

Если у вас есть познавательный материал, тёплые воспоминания и интересные истории из школьной жизни, которые вы хотели бы опубликовать в нашем канале, или вы просто хотите стать автором канала, напишите нам об этом 👉 story@haknem.com