Найти в Дзене
ЭврикаХаб

Как заранее избежать проблемы успеваемости в школе, неусидчивости и невнимательности будущего школьника

Оглавление

Ко мне часто приходят родители на консультацию по проблеме успеваемости в школе, неусидчивости школьника, невнимательности.

И тут я им задаю вопрос:

А вы читали своему ребенку сказки в раннем возрасте, возможно, с младенчества?
С какого возраста вы читали малышу?

К сожалению, получаю почти всегда отрицательный ответ.

Предлагаю вместе разобраться, как в дальнейшем влияет раннее чтение книг на успеваемость и вообще на развитие

Для начала вопрос.

С какого возраста можно начинать книги ребенку?

С колыбели!

Да, именно с младенческого периода. Пока ребенок находится у мамочки внутриутробно, он слышит ее голос, чувствует ее интонации, радуется и тревожится в зависимости от уровня адреналина, поступающего через кровь и питательные вещества.

Но вот мир открылся, и он обнаруживает, что кроме мамочки, есть ещё какие-то люди.
Потом, чуть позже, привыкает к ним, но главное, он продолжает слушать голоса. Звуки родных голосов приятны ребенку вне зависимости от того, что мама или папа пытаются сказать.
Младенец чутко прислушивается к процессу говорения, к звукам. Пробует открывать ротик и следит за артикуляцией.

Когда родные начинают читать ребенку книгу, он, конечно, не сразу понимает смысл прочитанного, у него еще не сформирован мозг. Нет словарного запаса, значение тех или иных предметов приходит чуть позже, а точнее в течение всей жизни.
Однако малыш слышит тембр голоса, ловит интонации и ритм, точнее темпоритм.

На начальном этапе могут быть коротенькие прибауточки «Колобка» или «Курочки Рябы» с их мелодичностью.
Ребенок не запомнит историю, но запомнит интонацию.

Таким образом, чтение на ночь может стать для него ритуалом отхода ко сну или просто ассоциироваться с чем-то приятным, например, с близостью мамы.

  • Чтение родителями сказок снимает чувство тревожности у малыша.
  • Происходит комфортное ощущение мира, ребенку не страшен этот мир, он интересен.
  • Формируется фонетический слух, который важен для обучения ребенка правильному произношению слов.
  • Формируется усидчивость, ведь чтобы прослушать даже короткую, маленькую сказку, нужно посидеть тихонько, слушать.
  • У ребенка формируется правильность построения предложения.

Ищите сказки с хорошими картинками, ведь как отмечает психолог Т. А. Репина, у маленьких детей смысловое понимание появляется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. По этой причине первые детские книжки должны быть с картинками. Именно картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Развивается воображение.

Сказки в рисунках Юрия Васнецова
Сказки в рисунках Юрия Васнецова

Чем старше становится малыш, тем большее значение приобретает для него сказка, прочитанная родными людьми

В 4-5-лет- начинается формироваться чувство значимости своего «Я», у некоторых детей оно формируется на более раннем периоде в 3-4 года.
Но в 4-5-лет ребенок готов обсуждать с родителями темы важные именно для него.
Формируется первое представление о себе. Ребенок соотносит себя, как неделимую часть сказки. Восприятие ребенка сильно отличается от восприятия взрослого человека. Малыш встает на позицию героя сказки, об этом очень подробно описывают в своих научных трудах А.В.Запорожец, Д.М. Дубовис-Арановской.

-3

Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу "Польза и значение волшебной сказки", где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он отмечал в своем труде, что дети, у которых есть трудности в поведенческой сфере закрыты на своих проблемах, а мир сказки помогает увидеть позитивные стороны всего мировосприятия.

Сказки развивают в ребенке чувство сопереживания, доброты, развивают нестандарное мышление. Ведь часто герои действуют необычно, не как остальные герои, а это уже развитие находчивости и веры в себя.

Ребенок в 6-7-лет идет в школу и тут важно не заканчивать читать ребенку сказки, а сделать это совместным чтением, с элементами рассуждения, анализом, поговорите с юным читателем, спросите, что ему понравилось. Не бойтесь быть искренне вовлеченным и эмоциональным при чтении сказки.

Сказки учат многому, причем это делают ненавязчиво, позитивно, помогая ребенку приобретать необходимые ему навыки коммуникации в социуме. Ведь он читает, как строят своё общение герои сказок. Предложите ему пересказать самые интересные для него моменты. Расскажите, что понравилось вам.

Именно вы, родители, показываете, открываете для малыша мир во всем его многообразии.

-4

Да и ребятам постарше интересно рассматривать красочные книжки, а если они нарисованы известными художниками, такими, как Васнецов, Илья Репин и т.д., то это уже приобщение ребенка к миру высокого искусства.

Это уже другая история. Новая статья о приобщении малыша к миру высокого искусства, или с какого возраста надо приучать ребенка к пониманию живописи и музыке.

А вы находите время, чтобы почитать сказки своим детям?

Автор: Виктория Николаевна Сотник, преподаватель, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей.

Другие статьи Виктории Сотник вы найдёте в персональной подборке

ВИКТОРИЯ СОТНИК | Хакнем Школа | Дзен

Оставайтесь с Хакнем 🌱
Оставайтесь с Хакнем 🌱

Читайте также:

Образование и наука в России 2023: Топ-6 городов