Найти тему
Психолог Ирина П.

Влияние гаджетов на когнитивные способности подростков. Часть 2.

Оглавление
взрыв мозга
взрыв мозга

Мы каждый день наблюдаем подростков, зависших в потоке информации через гаджеты. Всё круто, но как это влияет на их мозг? Оказывается, перегрузка гаджетами может поставить под угрозу когнитивные силы подростка.

Он смотрит, клацает по экрану то тут, то там – и внимание куда-то уносится. Как будто его кто-то похитил. И концентрироваться становится сложнее, чем найти иголку в стоге сена.

А вот критическое мышление тоже не в восторге от этого гаджетного аттракциона. Вместо того чтобы разбираться в деталях и вникать в суть, подросток часто скатывается в поверхностное восприятие вещей.

Память тоже не в восторге, или наоборот – в восторге: зачем напрягаться, когда всю информацию можно найти в бездонных глубинах интернета.

Ну и как следствие – успеваемость в школе на подходе к бурному водовороту. Ведь, честно говоря, когда гаджеты берут вверх, учебники частенько оказываются на дне.

Что происходит с психической функцией - Внимание.

Начнем с того, что использование гаджетов, особенно смартфонов, имеет отрицательное воздействие на концентрацию внимания подростков. Когда подросток занят какой-то деятельностью, его внимание легко рассеивается мыслями о том, что на его устройстве могут появиться интересные уведомления, новости или сообщения. Если этот сигнал поступает, особенно с визуальным эффектом, мозг мгновенно переключается на новую информацию.

Добавим к этому факту, что переключение с одной задачи на другую становится неизбежным для подростка. Цепочка различных переключений создает сложности в возвращении к первоначальной задаче.

Исследование ученой Калифорнийского университета Глории Марк, проведенное с офисными работниками, занимающимися информационной деятельностью, подтвердило этот эффект. Они переключались в приложении, чтобы посмотреть сообщения или заглянуть на другой веб-сайт в среднем 37 раз в час, что получило название "многозадачности". Почему мы переключаемся на другую информацию? Ответ прост – в поисках очередной порции дофамина. Все новое манило человека еще когда он жил в пещере и гонялся в поисках мамонта. Очень трудно бороться со своими биологическими привычками.

Многозадачность мешает подростку сосредотачиваться, особенно при решении сложных задач.

Другие исследования доказывают, что даже звуковые сигналы, несущиеся от чужих телефонов, могут значительно снизить концентрацию внимания и усложнить решение задачи.

Чрезвычайно интересный эксперимент проводился учеными, описанный Торнтоном в 2014 году. Участникам эксперимента предложили выполнить нейропсихологическое задание, при этом для одной части испытуемых экспериментатор оставил на столе смартфон, якобы по забывчивости. Другая группа испытуемых выполняла задания без присутствия смартфонов. В итоге, участники эксперимента, использовавшие смартфон показали значительно худшие результаты, чем участники второй группы испытуемых. В следующем эксперименте у испытуемых при выполнении задания смартфоны просто лежали на столе, но не разрешалось их использование. И снова эта группа, которая просто видела смартфон без доступа к информации показала худшие результаты. Ученые пришли к выводу, что даже, мысль о том, что где-то рядом есть телефон, уже создает дополнительные трудности при решении задачи.

Эксперименты подтверждают, что даже просто физическое присутствие телефона поблизости ослабляет когнитивные функции и отвлекает от сложных задач."Простое присутствие мобильного телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями" (Торнтон и др., 2014 г.)

Как влияют гаджеты на память.

подростки , как мы их видим
подростки , как мы их видим

Одно увлекательное исследование, которое бросает свет на взаимодействие современных технологий и нашей памяти, провела группа ученых под руководством Воробей Б., (2011). Они поставили участников эксперимента перед задачей ввода в компьютер нескольких простых фактов. Половине из них сказали, что их информация будет сохранена на компьютере и доступна им позже, в то время как другая половина думала, что информация будет скоро удалена. Удивительно, те, кто ожидал сохранение информации, показали худшие результаты в последующем задании по воспроизведению фактов.

Интересный момент в этом исследовании заключается в том, что явная инструкция "запомнить" не влияла на скорость запоминания участников. Этот эффект, описанный авторами как "эффект Google" и позднее получивший название "цифровой амнезии" (Лаборатория Касперского 2015 г.), показывает, что уверенность доступа к информации в любое время, диктует мозгу не заморачиваться, чтобы закрепить эту информацию в долговременной памяти. Это открытие подчеркивает влияние современных технологий на процессы запоминания и наше отношение к хранению знаний.

В век виртуальных знаний, подростки сталкиваются с несметным океаном информации, в которой заложено несметное количество фактов. Однако именно в этом море бескрайних цифр и фактов подросткам важно уметь выделить самое ценное и сохранить это в своей долговременной памяти.

Подросткам открывается великолепный мир знаний, какие-то, казалось бы, отдаленные и неприметные в школьных учебниках, но, как оказывается, крайне важные. Эти базовые знания, как крошечные строительные блоки, создают основу для их будущего понимания мира. Ведь в этом возрасте формируется глубокая картина мира, которая поможет им ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций.

Долговременная память, как сокровищница опыта, в которой сохраняются эти знания, становится своего рода компасом в их жизни. Эти знания не просто служат цели обучения — они открывают двери к красоте науки, искусства и жизни. Они становятся ключом к принятию взвешенных решений, пониманию последствий своих поступков и формированию умения видеть связь между прошлым, настоящим и будущим.

В конечном итоге, эти базовые знания не просто накапливаются в умах подростков, они становятся мостом между их настоящим и будущим, обогащая их внутренний мир и помогая строить картины мира, насыщенные ценностями, мудростью и пониманием.

В следующей статье рассмотрим, как цифровое окружение деформирует критическое мышление подростков.

Подписывайтесь на мой канал. Ставьте лайки. Пишите комментарии и вопросы.