Стоило проехать въездную стелу как горы и посёлок накрыло плотной пеленой снегопада. Словно дождавшись нашего визита, зима обрушилась на уральские хребты студеной сединой, что за несколько часов превратила хмурые пейзажи медной осени в новогоднюю сказку. Но каким бы толстым не был слой снега на жухлой траве, нашим планам это не мешало, так как цель нашей поездки лежит глубоко под землёй...
Исследуем вентиляционный ствол
Первой задачей было проверить вентиляционный ствол. По словам местных жителей, ещё недавно здесь были остатки оборудования, но к настоящему времени, здание представляло из себя пустой каркас. Любопытство вызывал факт того, что все прошлые годы ствол был затоплен, но сейчас вода куда-то ушла, что открывало возможность попасть в основную систему рудника...
...к сожалению, когда наиболее подготовленная часть команды спустилась, они обнаружили плотную пробку из глины и дерева. А бетонная опалубка ствола, не доходила до уровня пробки. Скорее всего, ствол не успели достроить. В систему, с его помощью не попасть. Грустно, но оставалась надежда на то, что получится попасть в основные выработки через штольни на склонах карьера.
История села Миндяк и его рудников
Пока команда нарезает круги вокруг старого карьера в поисках старых штолен, немного отвлечёмся от созерцания зимних красот и поговорим про историю.
Золото здесь добывают с дореволюционных времён. С 1872-го и до 1917 года на берегах рек Николаевка, Миндяк и озера Миссели 19 золотых приисков. Как и на многих других рудниках, после Октябрьской революции добыча в поселке приостановилась, но лишь затем, чтобы развернуться с новой силой.
В 1927 году на северном берегу озера Миссели запущена амальгамационная фабрика. Руду привозили с сохранившихся местных приисков. В начале 1930-х годов, геологи открывают богатые залежи золота в лиственных породах. Месторождение назвали "Благодатным", рудник его разрабатывающим Миндякским, в составе треста "Башзолото".
Добыча идёт полным ходом и в 1938 году в поселке завершает строительство горно-обогатительной фабрики полного цикла. Деньги в посёлок текут рекой, строится школа, больница, дом культуры и капитальные жилые дома для горно-рабочих. Добыча здесь не затихала даже в годы Великой Отечественной войны, но "лихие девяностые" поставили крест на золотодобыче в посёлке. Один за другим банкротились предприятия, закрылся прииск, а вслед за ним и фабрика.
Огромный карьер, по которому мы идём, ещё одно напоминание о масштабах добычи. Я хочу вернуться сюда в золотую осень, чтобы поснимать сам посёлок и руины фабрики, а пока нашей маленькой экспедиции лежит в иной плоскости.
Видите вход в штольню?
А он есть!
Исследуем штольни у карьера
Второй задачей нашей мини-экспедиции было разведать пару заброшенных штолен возле карьера. Предполагалось, что в них могут найтись проходы на горизонты выше, которые, теоретически могли сохранится намного лучше.
Выработки, вполне походили на промежуточный горизонт. Вниз, к изумрудным водам затопленной части уходили рудосбросы, другие же рудосбросы давали надежду на то, что по ним получится попасть на верхний ярус системы.
Увы, предположение оказалось неверным. Мы исследовали пару восходящих стволов, которые оказались всего лишь вертикальными выработками. Скорее всего, небольшие рудные тела залегали здесь под углом в 90 градусов. Ходки шли строго наверх и заканчивались забоем. Прохода на горизонт выше, если конечно, он вообще существует найти не удалось.
Доступные к осмотру выработки же, ничем не выделялись. Ребята из команды наковыряли себе немного "золота дураков" (пирита), пока я разведывал. Тоже дело, кристаллы здесь довольно крупные, отличные выйдут сувениры на память.
Не расстраиваемся, отрицательный результат — тоже результат.
Особых иллюзий я не испытывал, но проверить догадки стоило. На обратном пути заглянули к местным провалам.
Массивный провал грунта в березовом окаймлении выглядит величественно, мы немного потрещали о результатах похода, обсудили дальнейшие планы и двинулись дальше. Товарищи из местного спелеоклуба предложили поехать в заброшенный медный рудник "Екатерининских времён".
Продолжение следует. Искали золото, но может быть хотя бы медь найдём?