Икуственный интеллект - это хорошо или плохо? В любом случае его создал человек, и на плечи творца ложится ответственность.
Аннотация:
В недалёком будущем система электронного правосудия оказалась не такой совершенной, как хотели её разработчики.
Город потрясла волна серийных убийств. Капитан Надежин ищет преступника. Запутанный клубок распутывается, когда чужие тайны раскрываются. Ситема или человек играют жизнями людей?
За спиной послышались шаги, они приближались. Женщина ускорилась, насколько это возможно в туфлях на высоком каблуке. Узкие улочки, высокие стены, закрытые двери. Тускнеющие фонари. Её сердце бешено колотилось, а на плечи ложилась лёгкая вуаль паники. Она спрашивала себя: «Почему выбрала именно этот путь? По-че-му?» И тут же, словно оправдываясь, в голове прозвучал испуганный голосок: «Эта дорога наиболее короткая до дома». Очевидно, и страшно...
Это был замечательный вечер. После окончания рабочего дня коллеги пригласили её посидеть в кафе, отметить удачно завершённый контракт. Лучший способ раскрепоститься — бокал хорошего вина. Женщина выпила три, веселилась, участвовала в конкурсах и танцевала. Разошлись около часа ночи. Она попыталась вызвать такси, но ни одной свободной машины не оказалось. Помощник шефа предложил ей помощь, но его недвусмысленный взгляд... В общем, отказалась, так как знала короткий путь до дома. Начавшийся мелкий и холодный дождь не остановил, у неё был зонт.
Женщина работала диспетчером в городской электронной службе спасения. Даже сейчас где-то над её головой слышалось жужжание патрульного, а значит, в городе безопасно.
Беззаботной прогулки не получилось. Напуганная беглянка юркнула за угол дома, быстро поднялась по лестнице, ведущей к семнадцатому кварталу. Шаги отстали, а потом... Её стремительно нагонял мужчина, она поняла это по его тяжёлым приближющимся шагам за спиной. Хотелось оглянуться, спросить что надо, но страх гнал вперёд...
Преследователь не отставал. Страх постепенно перерос в первобытный ужас. В её голове стучали барабаны, сердце билось как у загнанного кролика. Она остановилась. Всего на мгновение. Бросила взгляд на часы — без пятнадцати два, и в тот же миг поняла — преследователь за спиной. Дышит прерывисто и возбуждённо. Женщина медленно обернулась, её колени дрожали, но, ни плакать, ни бежать уже не было сил. Пот струился по вискам, а в горле застыл крик.
Оттого что увидела, оцепенела. По спине пробежал холодок. В глазах незнакомца плескалось желание зверя. Чёрный облегающий костюм делал его похожим на ангела смерти. Лицо постоянно меняло очертание, как, будто он и не человек вовсе. Женщина направила на незнакомца зонт. Мужчина выбил его из её слабеющих рук, отбрасывая в сторону. Сердце несчастной сжалось, дыхание перехватило, и она поняла — не спастись...
Сделала шаг назад, но оступившись, упала навзничь, видя торжествующую ухмылку на лице незнакомца. Встать уже не сумела, страх сковал тело. Она могла лишь ползти. Ноги скользили по мокрому асфальту. В руке преследователя появился нож. Погасли фонари...
***
На рассвете дышится легче. Не чадят автомобили в пробках, не летают патрульные дроны. Александр Сергеевич Надеждин открыл окно и посмотрел на розовую полосу рассвета. Небо низкое, тучи зависли над изломами города. Детектив глотнул кофе и зевнул. Спать лёг в кабинете на диване, так как до позднего вечера просидел с документами.
Дома его давно уже никто не ждёт. Ночевать на работе — дело привычное. Раньше собака встречала, он приносил ей котлеты из столовой управления. Пёс умер в прошлом году. Жена пропала два года назад. Внезапно уехала на поезде и не вернулась. Не её отъезд показался странным детективу, а исчезновение. Поднял на ноги всё управление, но Марину так и не нашли. Это казалось странным, пугающим — ни камеры, ни дроны не смогли засечь её местоположение. Одни говорили, что женщины нет в живых, другие шептались за спиной, что она скрылась с любовником. От этих разговоров становилось противно. Он искал её всеми доступными ему средствами, но тщетные попытки оказались болезненными потугами. Как утопающий, мужчина цеплялся за острые края проруби. Оставаясь один дома, сидел в тёмной комнате, обхватив голову руками. Рисовал маршруты красной нитью от одной фотографии к другой, от идеи её убийства и похищения до побега, расписанные на жёлтых листочках неровным почерком. Спустя два года боль отпустила немного. Надеждин не хотел сдаваться, ушёл с головой в работу, чтобы не сойти с ума. Часто засиживался в кабинете и оставался там на ночь. Квартира всегда, как напоминание о пропавшей жене. Там её вещи, фотографии, и запах духов. Он, казалось, всё ещё витал в спальне. Детектив снова возвращался к поискам, но никаких зацепок не находил.
Утро серое и безмолвное встретило холодным ветром. Ветви высокого тополя били в стекло скрюченными пальцами. Ноябрь скоро окунёт в кокон из мокрого снега. Дождь срывался всякий раз, и в беспросветном небе солнце стало редким гостем. В кабинете тепло. Налил себе кофе и задумчиво поднял взгляд к потолку, размышляя, почему электронный прокурор отстранил его от дела тогда. Плевать. Сейчас многое навалилось на отдел. Жестокие убийства, похожие друг на друга. Преступник действовал нагло и не боялся быть пойманным.
Надеждин потёр усталые глаза. Допил кофе и закурил, выпуская дым в открытое окно. Сейчас найти сигареты наполненные табаком настоящая удача. До семи утра электронный советник отдела по особо тяжким преступлениям отключён. Спасибо Юре Каменеву, перепрограммировал систему слежения. Она отключалась с пяти до семи утра. Вечером — с двадцати одного до двадцати двух часов. Удобно. Особенно если допрос проходил не всегда в формате, выбранном Электронным Бюро Расследования.
Александр Сергеевич захлопнул окно, включил вентиляцию, сунул в рот бутерброд с колбасой. Кофе на дне стакана остыл и, осушив бокал одним глотком, детектив окончил завтрак. Глянул на конверт, лежащий на столе. Нахмурился, не понимая, откуда он взялся. Принесли, видимо, пока он дремал, склонив голову на сложенные на столе руки. Хотел вскрыть его, но услышал, как в дверях пискнул замок.
В кабинет вошла Настя, младший сотрудник отдела. В одной руке два стаканчика с кофе, в другой пакет с печеньем. Под мышкой папка, сумка через плечо. Он кивнул невысокой худенькой девчонке. Она покраснела, улыбнувшись:
— Я вам тоже кофе взяла.
«Выглядит на восемнадцать, — рассуждал про себя, — самой же уже почти что тридцать». Александр Сергеевич читал её личное дело. Детдомовская — сказали бы раньше. Сейчас приютских называли — выпускник учебного заведения лишённый семьи. Сегодня не корректно пенять молодым людям об их происхождении. Чревато административным штрафом.
Короткая стрижка, зато очаровательные глаза, подведённые карандашом или тушью, капитан не разбирался в секретах женской косметики, его она не интересовала, только если в качестве улик.
— Ой, Александр Сергеевич. Доброе у
тро. — Настя, немного растерялась, встретившись взглядом с руководителем. Он пригладил рукой взъерошенные волосы, потёр глаза. Подумал, что умыться бы не помешало.
— Доброе, лейтенант Серова, что так рано? — спросил, наблюдая, как она усаживается за стол и включает компьютер.
— Убийство у нас в секторе. Снова.
— Хм… Почему не сообщили?
— Так, я и пришла сказать. Вам Юра звонил. У вас телефон выключен.
Капитан, нахмурившись, вынул его из кармана и, качнув головой, вздохнул.
— Разрядился.
— Пестов сегодня на дежурстве. Пришло сообщение от электронного патрульного в три часа ночи. — Она, встав, поставила кофе на стол шефу. — Вот угощайтесь, вам взяла тоже. Каменев и Филонов прибыли на место преступления первыми. Вызвали криминалистов. Мне позвонили, а Ваня не дозвонился до вас. Сказал, наверняка в кабинете опять ночуете. Убийство-то не первое. И почерк тот же, а вы работаете… Даже домой не поехали…
— Ну и заботливые же вы, — пробубнил Александр Сергеевич, рассматривая стакан с напитком, принесённый Настей, и ставя телефон на быструю зарядку. В его голосе было больше досады, чем радости, что коллектив так печётся о старшем детективе. — Что говорит Электронный Прокурор?
— Ему ещё не доставили рапорт, — отпив кофе, ответила Настя. По кабинету растёкся аромат напитка, и Надеждину снова захотелось курить. Он подумал, что сигареты, привезённые из Турции, с собой не возьмёшь. Табачные — под запретом. Электронными «давиться» придётся.
Встал из-за стола и, нацепив куртку, пошёл к выходу. Вдруг вспомнил о мятом конверте, лежащем на столе, и вернулся. Застыл, разглядывая его, не понимая, как не заметил сразу.
— Интересно, кто был здесь? — задал вопрос скорее себе, а не Насте, показав глазами на доставленную почту на его столе.
— Вы об этом? — она метнула взгляд в сторону жёлтого конверта. Он кивнул. — Вы же знаете, что с пяти до семи утра в нашем отделе отключаются камеры. Я лично была против, но кто станет слушать младшего детектива. — В её голосе скользнула какая-то обида. — Открыть не хотите?
В горле пересохло. Александр Сергеевич глянул на часы. Взял стаканчик кофе со стола. Вскрыл конверт, увидев внутри круглый, чёрный флэш-накопитель. Задумчиво хмуря брови, потянул на себя ящик, и, кинув внутрь конверт, захлопнул, поворачивая ключ.
— У вас ещё старый замок? — удивлённо поинтересовалась Настя.
— Угу, — буркнул он, выходя из кабинета. Он покрутил ключ на пальце и сунул его во внутренний карман куртки. — Не люблю эти новые штуки, Серова. Так надёжнее. Да, и спасибо за кофе.
Насвистывая приевшуюся мелодию, звучавшую утром по радио, капитан сбежал по ступенькам. В свои сорок семь он всего лишь начальник отдела. Характер и стремление к справедливости давно мешали в продвижении по карьерной лестнице.
На улице холодно. Детктив поёжился и, застегнув куртку до самого подбородка, поднял воротник. Двинулся к автомобилю. Холодный ветер пробирал до костей. Александр Сергеевич пошарил в кармане, отыскав электронный ключ. Мицубиси приветливо мигнула раскосыми фарами. Мужчина уселся в холодный салон и, набрав номер Каменева, первым делом отругал его, что не дозвонились до отдела.
— Простите, — виновато ответил Юра. — Тут дело такое. Иван приходил утром, конверт принёс. Удивились. Нашли у жертвы, он … Он адресован вам.
— Так это он принёс, — проговорил усталым голосом капитан. — Почему не приложили к другим уликам?
— В любом случае он попадёт туда. Подумал, что лучше вы первым делом…Там на конверте так и написано — Капитану ЭБР Надеждину
— Ясно, — прервал он виноватый голос Каменева. — Говори, где произошло убийство. Я на колёсах.
Юра продиктовал адрес, а ещё сбросил начальнику маршрут в навигатор. Прищурившись, старший детектив сделал экран светлее, просчитывая время и расстояние. Город просыпался. Скоро его наводнят машины. Выбрав наиболее короткий путь, капитан вёл машину к месту преступления. Столько лет прошло, сколько повидал он, но привыкнуть к смерти нельзя. Он считал, что, если злодеяния и искажённые болью лица жертв перестанут тревожить чувства, отдаваться ночными кошмарами по утрам, ему не место в убойном отделе. Каждое дело он проносил через себя, проживал, поэтому и раскрывал подчас запутанные преступления. Новая система Электронного Правосудия вставляла палки в колёса и порой это злило.
Встрял в пробку. Глянул на часы и нехотя вытащил «мигалку». Не любил пользоваться привилегиями, но сейчас она к месту. С недавних пор Электронный Отдел Внутренней Безопасности пристально следил за работниками правоохранительных структур. С одной стороны, это неплохо, рассуждал старший детектив. С другой стороны, замену судебной системы, адвокатов и прокуроров на работников с искусственным интеллектом, он считал полнейшим абсурдом и даже неким вредительством, полагал, что никто лучше человека не может распутать сложное дело и вынести справедливый приговор. Если бы все работники следственного управления и суда думали как он, наверняка мир стал бы лучше. Власти боролись с коррупцией или делали вид. Поэтому ЭСП решала проблемы с подсудимыми порой, не вникая в тонкости совершённого преступления. Ситуации случались всякие, и чесать каждое дело по шаблону неправильно, размышлял детектив. Мицубиси пыхтела, пробираясь сквозь пробку. Автомобили заполонили узкую улицу. Капитан выбрал подходящее место. Глянул в небо в поисках электронных патрульных. Штраф платить не хотелось, но репортёры забили машинами все подъездные пути.
Место преступления искать не пришлось. Подступы уже брали штурмом журналисты и, чтобы попасть за «жёлтую» ленту пришлось поработать локтями и голосом, он даже слегка охрип.
Его спецы на месте. Каменев, отвечающий за программное обеспечение, опера — Пестов Иван и Серёга Филонов. Надеждин уже привык к тому, что ИИ постоянно вмешивающийся в ход проведения расследования, зорко наблюдал за работой полицейских. Все плевались, но оставалось подстраиваться.
Тело женщины покрыто плёнкой. Вокруг разбросанные вещи: сумочка, туфли, телефон и зонт. Капитан приподнял покрытый каплями от дождя целлофан, увидев искажённое гримасой лицо жертвы. Глаза вытаращены, из приоткрытого рта видны выбитые зубы. Губы разбиты. Видимо, преступник свалил её с ног, прежде чем накинуться и задушить — на шее характерные тёмные пятна. Детектив опытным взглядом оценивал способ убийства. Вдруг вспомнил о жене и сердце защемило. Всякий раз, видя погибших женщин, он думал о Марине. Боль возвращалась.
— Криминалисты сейчас заберут тело, — проговорил над ухом Пестов. — Заметьте, Александр Сергеевич, — он привлёк внимание капитана, приоткрыв плёнку и показывая на руку убитой, — у неё, как и у последних двух жертв, отрезаны пальцы — указательный и большой. И вот, — он приподнял чёрный пакет, покрывающий тело, — на груди вырезано лазерным ножом: «Живи в этом мире». Я уже без заключения Романова сделал выводы. Тогда не нашли никаких следов — ни потожировых, ни крови убийцы, ни какой-то зацепки, только подпись преступника.
— Хм, неужели серийник? — проговорил вполголоса. Рыжеволосый Пестов закивал:
— Думаю да, товарищ капитан. Этот психопат непрост. Каждая из жертв тем или иным боком относились к новому закону об Электронном Правосудии.
— И в чём же провинились они, за что их так жестоко убили? — горько вздохнул старший детектив. — Я в отдел, посмотрю, что в конверте.
— Да, Юрка сказал, чтобы вы его первым делом глянули, раз он был в сумке жертвы, и с подписью для вас.
— Странно, что преступник не забрал ни этот конверт и ничего ценного, — проговорил задумчиво Надеждин. — Может, его он и подложил?
— Да, я тоже подумал об этом. Его интересует только жертва, а не её вещи.
— А патрульные дроны? Почему не подали сигнал сразу о готовящемся преступлении? — детектив повертел головой, глядя в серое небо, прищурился, всматриваясь в серые стены, разглядывая фонарные столбы. — Странно. Здесь ни одной камеры. Автомобили припаркованные стояли тут?
— Надо пробить, — ответил подошедший Филонов, услышав разговор капитана с Пестовым, протянул руководителю руку. Темноволосый, высокий, он выделялся отличным чутьём, и Надеждин не первый раз убеждался в этом. — Кто-то мстит этим людям, — Сергей мотнул головой в сторону тела укрытого плёнкой. — Есть кое-какие мысли?
— Увидимся в управлении, — ответил, поднимаясь с корточек, старший детектив. — И не забудь, — глянул на Ивана, — сегодня обед за тобой.
— Так точно, — улыбнулся оперативник. Лицо у него круглое добродушное, светлые волосы, чёлка шторкой, делавшие сорокалетнего мужчину моложе своих сверстников. «Зато, — рассуждал он, — отлично внедряется в тусовку молодняка». Кивнул лейтенанту и направился к машине. Пробираясь сквозь скопление голосящих людей, отмахивался от назойливых репортёров. «Как стервятники налетели на свежее мясо, — беззлобно, но с некоторым раздражением проговорил в мыслях капитан. — Это их хлеб, а за подобные сенсации платили хорошо». Подошёл к мицубиси. На лобовом стекле за дворником квитанция со штрафом.
— Вот дерьмо, — выругался Надеждин, скомкав синий листок бумаги. Сунул в карман куртки, глянул наверх. Патрульный дрон завис над головой. — Снимаешь, сука? — тихо проговорил, плюнул сквозь зубы и открыл дверь автомобиля. Возмущаться громко и прилюдно грозило штрафом и взысканием на работе с записью в личное дело. — Достали. — Детектив нажал на кнопку, двигатель зарычал, выдохнув сизым дымом. Приятный женский голос автомобильного контролёра проговорил:
— Вам необходима замена масла, иначе время поездки будет ограничено.
— Да понял я, понял! — он чувствовал, что ещё немного и взорвётся. Сунул в рот электронную сигарету.
Голос контролёра напомнил о себе:
— Ваш уровень адреналина повышен до крайнего значения. Выпейте H2O, — на панели появился стаканчик с фильтрованной водой. — Сделайте вдох, выдох и успокойтесь. Вы за рулём, и негативные мысли не должны мешать вождению.
Так и хотелось долбануть эту штуку. На экране милое лицо автоконтролёра, ещё одно новшество для водителей. Для кого это нужно? Кто-то перепрограммировал машины, но только не работники госслужбы. Подобные действия чреваты последствиями.
Ругаясь про себя и выдув стакан с водой, Надеждин почувствовал некое облегчение. Вдруг снова подумал о пропавшей жене. «Что же случилось с тобой, Маринка? Как же так вышло»? Она раньше сидела на соседнем сидении. Капитан бросил взгляд на него, как будто мог увидеть её. «Зачем ты села на этот поезд. Куда ты ехала? Почему?»
Марина оставила телефон с трекером дома. Как будто хотела сбежать, но мужчина не верил в общепризнанную версию о её побеге и измене. «Бред», — подумал про себя. — Может, ты ещё вернёшься? А любовник, даже если есть, то и хрен с ним. Только бы ты была жива».
***
Покрутив в руке карту памяти, старший детектив продолжал смотреть на погасший экран ноутбука. «Странное дело. Но как узнать, что эта запись настоящая? Не Юрке же отдавать, чтобы проверил. С помощью нейросети и не такие вещи творили сейчас. Не в отделе же обсуждать видео. Ещё бы понять, о чём говорили убитая женщина и его жена».
Капитан сунул похожий на перепелиное яйцо USB-накопитель в карман и, бросив взгляд на Настю, спросил:
— У тебя знакомые хакеры есть?
Она вскинула брови, непонимающе спрашивая в ответ:
— А разве Каменев не по этому делу спец?
— Серова. — Капитан глянул на неё так, что она сразу поняла — не её ума дело — задавать такие глупые и очевидные вопросы.
— Да, Александр Сергеевич. Услышала вас. — Её взгляд остановился на одном месте, губы сжались. «Обиделась что ли», — решил Надеждин. — А когда надо?
— Сейчас. Это личное. Не хочу чтобы…
— Поняла, — улыбнулась Настя, захлопывая ноутбук. — Поехали. Есть у меня друг.
— На него положиться можно?
— Конечно, товарищ капитан.
— Тогда вперёд.
***
продолжение следует...
Понравилась история, тогда жду комментариев и пальцы вверх!
Отблагодарить автора можно на сбер 4276 1609 2987 5111