Оглядываясь назад на песню Альберта Кинга «Я сыграю блюз для тебя», возникает определенное чувство иронии, когда один из величайших и самых влиятельных блюзовых гитаристов всех времен смиренно поет о том, что он никто иной, как человек, который сыграет для вас блюз. У Кинга была богатая карьера, которая повлияла на сотни артистов по всему миру. В памяти Альберт так и останется - со своей фирменной гитарой Gibson Flying V в руке и трубкой, свисающей изо рта.
БАРХАТНЫЙ БУЛЬДОЗЕР
Альберт Кинг (настоящее имя Альберт Нельсон) родился 25 апреля 1923 года на хлопковой плантации в Индианоле, штат Миссисипи. Его семья переехала в Форрест-Сити, штат Арканзас, когда ему было восемь лет, где он и его 12 братьев и сестер росли, собирая хлопок на плантациях. Имея музыкальную склонность в юном возрасте, Альберт пел с семейной госпел-группой в церкви, а его отец играл на гитаре.
Его отец ушел из семьи, когда ему было пять лет. В восемь лет он переехал со своей мамой и двумя сестрами в предместье Форрест-Сити, штат Арканзас. После этого они переехали в Арколу, штат Миссисипи, где задержались надолго. Его первая гитара была самодельной — он собрал ее из коробки для сигар, ветки куста и небольшого мотка проволоки, прежде чем в конце концов купил настоящую гитару за полтора доллара. Кинг был левшой и самостоятельно учился играть на гитаре, переворачивая свой инструмент вверх дном. Когда он достиг совершеннолетия, он стал работать на таких работах, как сбор хлопка, разнорабочим на стройке, водителем бульдозера и другие, пока не смог обеспечить себя доходами от музыкальной карьеры.
Его рост (1,95 метра) и старая работа на бульдозере в сочетании с певческим голосом принесли ему прозвище «Бархатный бульдозер».
БАРХАТНЫЙ БУЛЬДОЗЕР ПОЁТ
Кинг начал свою профессиональную музыкальную карьеру в группе Groove Boys в Оцеоле, штат Арканзас. За это время он познакомился с легендарной блюз-группой Delta Роберта Найтхока и Элмора Джеймса. В 1953 году он переехал в Гэри, штат Индиана, где играл на барабанах в группе Джимми Рида и участвовал в нескольких ранних записях Рида. Именно здесь Альберт выпустит свой первый сингл "Bad Luck Blues" с композицией "Be on Your Merry Way" на лейбле Parrot Records. Он продавался мало, и никаких последующих работ не последовало, что побудило Кинга вернуться в Оцеолу в 1954 году, где он снова присоединился к Groove Boys.
Два года спустя, в 1956 году, Кинг снова попрощался с Groove Boys, переехав в Бруклин (штат Иллинойс) - причудливую деревню, расположенную через реку от Сент-Луиса. Здесь он выступал с несколькими местными группами, но к осени он стал хедлайнером в нескольких клубах в этом районе. За это время Кинг отточил свой стиль и начал играть на своем теперь уже легендарном Gibson Flying V «Lucy». К 1959 году он подпишет контракт с лейблом Little Milton's Bobbin Label, где выпустит несколько синглов, таких как "I Walked All Night Long" и "I've Made Nights By Myself", но ни один из них так и не попадет в чарты. Тем не менее, эти синглы привлекли внимание King Records, которые выпустили его сингл "Don't Throw Your Love on Me So Strong" в ноябре 1961 года. Эта знаменитая запись с участием Айка Тернера, играющего на фортепиано, стала первым хитом Кинга, достигнув 14-го места в чарте Billboard R&B. Год спустя, в 1962 году, она вошла в его первый альбом "The Big Blues". Кинг покинул Little Milton's Bobbin Label в конце 1962 года и записал еще одну сессию для King Records весной 1963 года.
Эта сессия была примечательна тем, что была более поп-ориентированной, чем его предыдущие работы, но синглы с этой сессии все равно не продавались. Затем он выпустил четыре песни на лейбле Лео Гудена Coun-Tree. Хотя эти синглы не распространялись за пределами Сент-Луиса, Чикаго и Канзас-Сити, они были очень популярны в Сент-Луисе. Когда его карьера звукозаписи застопорилась, он переехал в Мемфис и начал гастролировать по блюзовым клубам на Юге и Среднем Западе.
За это время он подписал контракт со Stax Records и записался с Booker T. & MG's, чтобы создать десятки ярких синглов. В 1967 году Stax Records выпустили альбом "Born Under a Bad Sign", сборник синглов, записанных Кингом во время его пребывания в Stax. Заглавный трек альбома станет его самой известной песней. Что отличало эти записи на Stax от других лейблов, так это саунд-продюсирование. На этих треках звук был четким и чистым, с традиционным блюзовым звучанием, эхом разносившимся на протяжении всей записи.
Успех "Born Under a Bad Sign" стал поворотным моментом в карьере Кинга. В 1968 году Альберт начал выступать не только перед традиционной блюзовой публикой, но и перед толпами молодых впечатлительных музыкантов, некоторые из которых позже прославились, например, Джимми Хендрикс и Эрик Клэптон.
Пока Кинг выступал в манхэттенском клубе Айка Тернера в Восточном Сент-Луисе, промоутер Билл Грэм предложил ему 1600 долларов за то, чтобы он три вечера выступал в качестве хедлайнера в The Fillmore Auditorium в Сан-Франциско. В результате этих выступлений было выпущено три концертных альбома: "Live Wire Blues Power", "Wednesday Night in San Francisco" и"Tuesday Night In San Francisco".
Год спустя он выступил вживую с симфоническим оркестром Сент-Луиса. Позже в том же году Кинг выпустит альбом "Years Gone By". В 1970 году он отдал дань уважения Элвису Пресли в фильме «Albert King Does the King's Things», получив неоднозначную оценку критиков. Позже, 6 июня 1970 года, он присоединится к группе Doors на сцене Pacific Coliseum в Ванкувере, Канада.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОРНЯМ БЛЮЗА
70-е ознаменовали новое звучание для Кинга, начиная с его четвертого студийного альбома "Lovejoy" в 1971 году. Известный своим кавером на "Honky Tonk Women", Кинг начал воспринимать зарождающееся звучание фанка этого периода. Вслед за "Lovejoy" он выпустит свой пятый студийный альбом в 1972 году «Я сыграю блюз для тебя». В этом альбоме будут представлены группы Bar-Kays, Memphis Horns и The Movement (легендарная аккомпанирующая группа Исаака Хейса) и он будет еще больше опираться на фанк-звучание. Два года спустя, в 74-м, Кинг снова работает с Bar-Kays над своим шестым студийным альбомом "I Wanna Get Funky". Но к 75-му году на горизонте уже маячили проблемы.
Stax Records объявила о банкротстве, в результате чего Кинг перешел на небольшой лейбл Utopia. Его следующие два альбома, "Albert" и "Truckload of Lovin'", вышли в 1976 году. К этому моменту звучание Кинга почти полностью утратило свои блюзовые корни и превратилось в обычное поп-звучание. Третий альбом, выпущенный под лейблом Utopia в 1977 году, "King Albert", немного вернул это классическое блюзовое звучание, но гитарная игра Кинга отошла на второй план, что привело к разочарованию как критиков, так и фанатов. Примерно в это же время Кинг начал работать с Кларой МакДэниел (американская блюзовая певица и автор песен), с которой познакомился в Ned's Love's Club. Вместе дуэт гастролировал по Югу на протяжении 70-х.
В 1977 году у нас появился еще один концертный альбом - "Live Blues", в который был включен его концерт на джазовом фестивале в Монтрё. Примечателен альбом тем, что стал его последним альбомом с Utopia, а также треком "As the Years Go Passing By", в котором играл дуэтом с ирландским гитаристом Рори Галлахером. В 78-м Кинг перешёл на Tomato Records и выпустил альбом "New Orleans Heat". Над этим альбомом он будет работать с продюсером R&B Алленом Туссеном, который, хотя и имел опыт производства R&B, но не имел опыта производства блюза. После ужасных продаж своей дискографии 70-х Кинг взял четырехлетний перерыв в записи, потратив это время на гастроли и изучение того, кем он хочет быть как артист, что привело его к повторному восприятию своих блюзовых корней.
В 1983 году Кинг выпустит свой первый за многие годы альбом на Fantasy Records в Сан-Франциско. Это было возвращение к блюзовым истокам, которое принесло ему премию Грэмми - первую в его карьере. В том же году он записал телевизионную сессию для CHCH Television (Канада) со Стиви Рэем Воганом, которая позже также будет выпущена альбомом под названием "In Session".
В 1984 году мы увидели первый за многие годы студийный альбом Кинга "I'm in a Phone Booth, Baby", который также был номинирован на премию «Грэмми». Этот альбом включает в себя переработку песни "Truck Load of Lovin'" и два кавера на песни Элмора Джеймса "Dust My Broom" и "The Sky is Crying". Карьера Кинга была ярче, чем когда-либо, но в 80-е годы у Кинга также возникло множество проблем со здоровьем, из-за которых он подумывал о выходе на пенсию. Вопреки здравому смыслу, Кинг продолжал регулярные туры и выступления, появляясь в своем знаменитом туристическом автобусе Greyhound с смело нарисованной на борту надписью «I'll Play the Blues For You». В 91-м Кинг выпустит свой последний альбом "Red House", названный в честь знаменитой песни Джими Хендрикса, показывающей влияние, которое он оказал на молодого Хендрикса.
Год спустя, в 1992 году, 21 декабря, Кинг умер от сердечного приступа в своем доме в Мемфисе. Наследие Кинга будет жить в тысячах молодых артистов, на которых он повлиял своим фирменным звучанием. В 83-м Кинг был введен в Зал славы блюза, а в 93-м он получил звезду на Аллее славы в Сент-Луисе. В 2011 году Кинг был удостоен отметки на «Тропе блюза Миссисипи», а в 2013 году он будет введен в Зал славы музыки Мемфиса и Зал славы рок-н-ролла.
БЛЮЗ. ТРУБКА. ТАБАК
Кинг был заядлым курильщиком трубки, и его часто изображали с трубкой, свисающей изо рта, когда он играл свои легендарные соло. Не так уж много известно о том, какой табак предпочитал Кинг и какие трубки он курил. Его фотографировали с трубками формы Billiard и Apple, но ни один конкретный бренд никогда не ассоциировался со знаменитым блюзменом. Кинг был титаном музыкальной индустрии, далеко за пределами мира блюза, и его влияние по сей день ощущается в творчестве сотен гитаристов.