Рассказываем, как прошло самое масштабное мероприятие уходящего года. Под одной крышей китайского делового центра «Парк Хуамин» собралось свыше 600 участников: топ-менеджмент ведущих российских компаний авторитейла и делегации представителей китайского автобизнеса, не только открытые к диалогу, но и настроенные на построение долгосрочных отношений.
Итоговый клуб компания АвтоБосс впервые решила провести в двух городах сразу: в Москве и Пекине, как символ единения двух стран и укрепления доверия. В Москву приехало до 200 представителей автобизнеса Поднебесной. Всех их привезли партнеры АвтоБосс – 8 российско-китайских ассоциаций. А в Пекине российскую делегацию встретили уже ведущие компании Китая. Главное - в двух столицах мы говорили не просто о перспективах 2024 года, который пройдет под знаком китайского автопрома, но и о том, КАК ИМЕННО заключить успешные, долгосрочные и выгодные партнерства!
Проведение столь масштабного мероприятия невозможно без поддержки партнеров. Отдельной благодарностью хотим отметить Китайскую международную инвестиционную корпорацию «Хуамин», «Лукойл. Смазочные материалы», РАТ, Auto.ru, Avito Авто, Дром, Международный Автомобильный Центр «Москва-Тянья», RublevkaCars, KIR AVTO, Dong Feng Trucks RUS, CarCraft.
Освещение мероприятия – задача не из легких. Информационную поддержку конференции оказали Автомаркетолог, Бачата, журнал Грейдер, издание «За рулем», Drive2.ru, Автостат, АвтоБизнесРевю, портал «Китайские автомобили».
Открытие встречи – самый волнительный момент любого мероприятия. Господин Чжан Ханьхуэй – Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ – задал тон не только всему мероприятию, но и дал положительный прогноз в перспективе развития отношений двух стран. «Россия – ключевой игрок на экспортной автоарене для Китая, и именно здесь раскрываются новые горизонты нашего сотрудничества».
Господин Чжоу Лицюнь, Президент союза китайских предпринимателей в России, слова Посла подтверждает: единственная из топ-10 крупнейших партнеров Китая, Россия удерживает двузначный положительный рост на протяжении двух лет подряд. Только за первые 10 месяцев 2023 года Китай экспортировал на рынок России на 489% больше автомобилей, чем в прошлом году.
Господин Ли Чжэн, генеральный директор китайской международной инвестиционной корпорации «Хуамин», радушно принял гостей на территории бизнес-парка. Значимое событие в значимом месте. Ведь этот проект является ключевым элементом экономического сотрудничества между Китаем и Россией и представляет собой один из крупнейших инвестиционных проектов Китая в России.
Встречу посетили представители ключевых ассоциаций, развивающих отношения двух стран. В том числе на сцену вышли Павел Устюжанинов, ответственный секретарь Российско-Китайской Палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, и Павел Кипарисов, председатель Российско-Китайской Гильдии Коммерции. «Мы не просто готовы – мы жаждем углубить наше партнерство, объединив наши преимущества в автомобильной индустрии, интеграции промышленных и поставочных цепочек», – подчеркнули представители.
Далее слово приветственного блока взял господин Ли Фэн, генеральный директор ТВК китайских авто и техники Гринвуд. ТВК Гринвуд более 15 лет успешно развивает в России направления китайского бизнеса и является официальным партнером и прямым поставщиком крупнейших китайских автопроизводителей. Кроме того, Гринвуд поделились списком коллег, которые заинтересованы в сотрудничестве с российскими компаниями.
Не упускайте уникальную возможность получить список полезных контактов, купив видеозапись мероприятия.
Блок «статистика» открыл Сергей Удалов - исполнительный директор компании «Автостат».
Доля китайских брендов составила 56% процентов в 2023 году и цифра эта будет плавно увеличиваться. Запас нераспроданных машин уже составляет свыше 170 000! Рынок уже стал совсем иным. Рост лояльности покупателей в отношении Китая тоже наблюдается. А впереди грядет развитие рынка пробега и trade-in, а также разделение бизнеса на запчасти и сервис.
Далее слово взял Олег Мосеев - генеральный директор компании «Автомаркетолог».
Хоть доля Китая на рынке новых авто и составляет свыше 50%, по ряду регионов популярность весьма низкая. Влияет ли цена на распределение популярности? Да, безусловно. Но также есть ряд и иных специфических причин. Олег собрал уникальную информацию о планируемом объеме ввоза китайских автомобилей в 2024 году. И эта цифра поражает! 1 200 000 автомобилей!
Подробнее с аналитикой Автомаркетолога можно ознакомиться в видеозаписи мероприятия.
Продолжил блок Вадим Иванов – директор направления «Автомобили» Авито Авто.
Китайские бренды продолжают наполнять рынок новых автомобилей. Прирост к октябрю 2022 составил +40 п.п. Доля предложения новых китайских авто на платформе на октябрь 2023 составляет 70%. Спрос вернулся на уровень 2021 года., но при этом покупательская активность на китайские автомобили перестраивается медленнее в разрезе метрики по запросу контактов продавцов.
Завершил первый блок Алексей Изотов – генеральный директор, «Москва-Тянья».
Сложная логистика, возросший уровень пробега, и устаревание парка по стране повышают спрос на запчасти, как никогда ранее. Именно поэтому проект «Москва-Тянья» выстроен на реализацию поддержания стабильности в поставке запчастей на рынок России. Проект избрал свою стратегию: 25% площадей для запасных частей на новые и авто с пробегом, 25% для сервиса и ремонта, и 50% под оптовые и розничные продажи и прямое налаживание контактов поставки Китай-РФ.
Второй блок встречи начался с оживленной дискуссии под модерацией Максима Кадакова – главного редактора журнала «За рулем». На сцену вышли 7 представителей дистрибуции китайских брендов на территории РФ.
Это то, что нужно увидеть своими глазами в видеозаписи мероприятия.
Дадим небольшой спойлер: так, например, бренд Zeekr, который у всех на слуху в последнее время, официально не будет представлен на рынке России, по словам представителя Geely!
Далее выступили сразу два спикера «ЛЛК-Интернешнл» (100% дочерняя организация ПАО «ЛУКОЙЛ») – одного из ведущих производителей масел, смазок и иных технических жидкостей. Поэтому спикеры экспертно рассказали об успешном многолетнем сотрудничестве с представленными в России ведущими китайскими автопроизводителями, а также обратили внимание на решения для партнеров, направленные на повышение уровня знаний о смазочных материалах и оперативную поддержку.
Завершил второй блок Вячеслав Никонов, директор по продукту Авто.ру и CM.Expert.
Спикер отметил, что спрос потребителя к китайским брендам значительно увеличился, а август 2023 года стал месяцем с наибольшим количеством поисковых запросов по китайским авто. Кроме того интерес к китайским авто превысил корейские, и с лета даже превзошел отечественные автомобили по количеству запросов. Кроме того, Вячеслав рассказал об улучшении отношения потребителей к китайским маркам - 43% респондентов стали относиться лучше, чем раньше!
Третий блок конференции был открыт не менее насущной дискуссией под модерацией Максима Спасского, секретаря Генерального совета Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей. На сцену вышли представители топ-менеджмента со стороны дилеров России и Китая. Вопрос остается все тем же: как же укрепить и закрепить доверие потребителей к китайским брендам? Доверие - сложный инструмент, который сейчас дополняется и параллельным импортом (как пример, тот же Zeekr, который привезен не будет, уже официально, а на рынке РФ все равно продается). Все это создает слой на премиальном поле , а заодно с этим впечатление, репутацию и то самое доверие к китайским брендам.
Андрей Дьяконов, директор по корпоративным продажам РАТ, подробно рассказал о том, насколько же надежны китайские автомобили в эксплуатации применительно к оказанию услуг помощи на дороге.
Спикер привел подробную информацию, по каким же причинам чаще всего обращаются клиенты при проблемах с эксплуатацией. И это невозможно не учесть, чтобы нивелировать причины обращений клиентов и снизить недоверие к китайским брендам, которое все еще есть у конечного покупателя.
Завершило первый день конференции фееричное выступление Максима Целуйко – старшего преподавателя Института стран Азии и Африки МГУ.
В чем же его особенность? Работа Китая и России идет достаточно трудно, несмотря на видимый рост. Связано это в первую очередь с огромной разницей в менталитете.
Китаисты избегают говорить просто - «китайцы», надо добавлять провинцию и даже город - внутри разные языки, традиции. Разные провинции (почти страны!) -это разные уклады и иная специфика жизни и бизнеса. «Вам нужен профессионал, чтобы все тонкости учесть. Испортить первое впечатление очень легко, а вернуть партнера практически невозможно. И самое главное, если вас нет в WeChat, вас нет на рынке Китая!»
Второй день конференции был насыщен мастер-классами для всех участников. Ведь сегодня собрались не только руководители, но и маркетологи, и сотрудники финансовых отделов. Мастер-классы проводились не только для российской части аудитории, но и для китайских делегаций, так как доверие должно выстраиваться с двух сторон.
Подробно поговорили о том, как же приехать в Китай. Сделать это не так просто. Один из примеров: прилететь в Китай с долларами - большая ошибка, обменять деньги вы просто не сможете. Поэтому обязательно за спиной нужна поддержка профессионалов!
Для тех коллег, кто в Китай ехать не хочет, но уже имеет договоренности с китайской стороной, подробно разобрали вопросы логистики и таможенного оформления. Ведь эта сфера в текущих условиях тоже имеет множество подводных камней.
Для маркетологов прошло два не менее насыщенных мастер-класса от ведущих экспертов международного уровня Анны Касьян и Юлии Овчинниковой. Китайские бренды не поддерживаются так, как поддерживались европейцы со стороны дистрибьюции.
Оживленная беседа получилась и на блоке с Сергеем Аникеевым, заместителем генерального директора по техническому регулированию НАМИ. Разобрали все: от обучения и специфики тестирования, до того, почему же так долго получать ОТТС.
Завершило два дня, насыщенных контентом, выступление Павла Трощинского, руководителя Центра политических исследований и прогнозов Института Китая и современной Азии Российской академии наук.
После нескольких часов в переговорных комнатах, мастер-класс по правовому регулированию взаимоотношений стал одним из самых ожидаемых.
30 лет Россия выстраивала работу с западной моделью правоведения, но Китай это совершенно другой мир. Фиксируйте все от самого контракта, до протоколов встреч и фото/видеофиксации. В случае обращения в суд, спикер рекомендует ехать в Китай, так как мировые суды для Китая значения не имеют!
Кроме того, Павел подробно рассказал, как можно и нужно проверить компанию прежде, чем начинать партнерские взаимоотношения. Велика вероятность, что по приезду в Китай, Вас может ожидать ситуация из привычных 90-х годов в России!
Так и подошли к концу два насыщенных дня одной большой конференции. Участники с Российской стороны уже делятся обратной связью по итогам переговоров с китайскими делегациями.
Но в воздухе все еще витает вопрос о 175 000 нераспроданных автомобилей из КНР. Можно с уверенностью сказать, что итоговый клуб АвтоБосс продолжится 26 декабря в рамках мероприятия: «Как адаптировать финансовую модель в условиях китайской неопределенности и банковского давления?» Все вместе разбираем вопросы бюджетирования и финансирования китайских брендов, для тех, кто уже работает с китайцами, кто только берет новые бренды в свой портфель, и для тех, кто еще ведет переговоры!
Чтобы не оставаться в стороне от ключевого тренда 2024 года, фиксируйте информацию от ведущих игроков рынка с материалов прошедшей конференции, которые вы можете посмотреть по ссылке.