Найти в Дзене

Существует ли вегетососудистая дистония?

Чтобы ответить на этот непростой и достаточно спорный вопрос, предлагаю для начала подробно разобраться в сути этого термина.

Итак, человеческий организм состоит из множества систем: костной, нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной и других. Все они связаны между собой и от их слаженной работы зависит здоровье человека в целом, а управляет ими и отвечает за их работу центральная и периферическая нервные системы. При помощи нервной системы человек совершает абсолютно все свои действия, которые подразделяются на произвольные и автономные. Произвольные – это те, которые мы контролируем сами: ходьба, письмо, чтение, речь. А вот над совершением автономных действий мы не задумываемся, они происходят автоматически, например, дыхание, сердцебиение, потоотделение, сужение и расширение зрачка. И именно за эти автономные действия отвечает та самая вегетативная нервная система, хотя данный термин уже давно устарел во всем мире. Поэтому далее я буду именовать ее автономной нервной системой.

Теперь вернемся к нашему вопросу: существуют ли патологии автономной нервной системы? Ответ – да. Причем это могут быть как непосредственно нарушения самой системы, так и проблемы, вызванные совершенно другими заболеваниями. Кроме того, в первом случае поражение может затрагивать как всю автономную систему в целом, так и частично. Какие-то из этих заболеваний поддаются лечению, другие проходят со временем сами по себе, но есть и те, что не лечатся, и тогда единственное, что можно сделать – это облегчить симптомы. Например, регионарный болевой синдром, когда нарушается связь между центром и периферией, и в определенном участке тела возникает слабость, онемение и потеря чувствительности. К счастью, такие болезни достаточно редки.

И тут возникает парадокс: если такие заболевания – редкость, то почему диагноз вегетососудистая дистония ставится чуть ли не каждому третьему пациенту?

Все началось с того, что в середине двадцатого века европейскими учеными была выявлена связь между психологическими проблемами и реакцией на них автономной нервной системы, а именно: при явных проявлениях тревоги у человека наблюдались изменения автономной нервной системы, то есть непроизвольно ускорялось сердцебиение, расширялись зрачки, начиналось интенсивное потоотделение, человек даже мог начать задыхаться и испытывать страх смерти. Данное явление получило название психовегетативный синдром и на этом этапе его подхватили уже советские медики, которые заметили, что некоторые реакции влекут за собой и снижение/повышение уровня артериального давления. А артериальное давление напрямую связано с тонусом стенок сосудов. Так мы и получили термин вегетососудистая дистония.

В какой-то момент данный диагноз стал, как сейчас сказали бы, трендом. Его подробно изучали, классифицировали, разрабатывали методики обследования и лечения. Но со временем, в силу недостатка диагностических данных и ограниченности медицинских знаний, обусловленной временем, на вегетососудистую дистонию потихоньку начали списывать все: головокружения и потерю сознания, головные боли и тремор, тахикардию и бродикардию, гипер- и гипотонию. Дошло до того, что если пациент приходил с жалобами на «общую слабость», то непременно получал диагноз – вегетососудистая дистония. К сожалению, данная тенденция сохранилась и до наших дней.

При этом западная медицина уже достаточно давно осознала, что все не так просто и что при наличии порой тяжелых симптомов сама автономная нервная система в абсолютном большинстве случаев остается невредима. Учеными-медиками было принято решение четко разграничить заболевания, поражающие непосредственно автономную нервную систему, и заболевания симптоматические, которые обозначили как функциональное расстройство нервной системы, которому соответствует большинство признаков нашей родной вегетососудистой дистонии.

На постсоветском пространстве же к общей путанице добавились и так называемы психосоматические заболевания, которые реальны, но тоже стали своего рода козлом отпущения.

Такая тенденция неизменно приводит к неправильной диагностике и бесполезному медикаментозному лечению, в то время как диагнозом «функциональное расстройство автономной нервной системы» должен заниматься психиатр или психотерапевт, но не невролог.