Найти в Дзене
Мир вокруг нас.

Наши киношедевры - "Летят журавли".

Я часто пересматриваю эту картину и всегда нахожу для себя что-то новое. Потому что любой шедевр, он предполагает в самом себе эту полноту открытий, которые постепенно доходят до понимания, так как во многом опережают время. Не знаю, для кого как, но для меня самыми главными военными фильмами 50-х - 60-х годов являются четыре фильма : "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Судьба человека" и "Чистое небо". Это не просто фильмы военной поры, это фильмы с которых началась новая эпоха в киноискусстве. Вот потому и хочется рассказать о всех четырёх картинах, как можно основательнее. Не знаю, получится ли у меня это, я не кинокритик, и слава Богу, что так! Но я очень постараюсь и представлю в этой статье фильм, который и явился первой ласточкой в работах такого высочайшего уровня, картину Михаила Константиновича Калатозова "Летят журавли". Ну, начнём с того, что сам режиссёр всегда работал в разных жанрах. Необыкновенный диапазон его таланта, тем не менее подчёркивал точность при воспроиз

Я часто пересматриваю эту картину и всегда нахожу для себя что-то новое. Потому что любой шедевр, он предполагает в самом себе эту полноту открытий, которые постепенно доходят до понимания, так как во многом опережают время. Не знаю, для кого как, но для меня самыми главными военными фильмами 50-х - 60-х годов являются четыре фильма : "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Судьба человека" и "Чистое небо". Это не просто фильмы военной поры, это фильмы с которых началась новая эпоха в киноискусстве. Вот потому и хочется рассказать о всех четырёх картинах, как можно основательнее. Не знаю, получится ли у меня это, я не кинокритик, и слава Богу, что так! Но я очень постараюсь и представлю в этой статье фильм, который и явился первой ласточкой в работах такого высочайшего уровня, картину Михаила Константиновича Калатозова "Летят журавли".

Ну, начнём с того, что сам режиссёр всегда работал в разных жанрах. Необыкновенный диапазон его таланта, тем не менее подчёркивал точность при воспроизведении творческих замыслов разного уровня. У него была многоликость, и снимать, например, картину "Верные друзья", нельзя было так, как он снял потом "Летят журавли" или "Я Куба". И вот в 50-х годах уже заканчивался период малокартинья, когда в течении года могли появиться на экране лишь с десяток фильмов, не больше. Калатозов, бывший до этого кинематографическим чиновников по воле судьбы, наконец-то вернулся в свою профессию. Однако, именно ему и удалось преодолеть дух того времени и создать картину, после которой стало всем очевидно, что так как снимали до неё, снимать и работать в кино уже невозможно.
В картину "Летят журавли" Михаил Константинович пригласил оператором Сергея Урусевского. Многие критики в своё время отмечали, что именно открытия Урусевского сделали этот фильм шедевром. Но нельзя ставить открытия оператора на первый план без участия режиссёра. В первых фильмах Калатозова уже была эта подвижная, крутящаяся камера. Вспомним, хотя бы, его первый фильм "Джим Швантэ" ("Соль Сванетии"). Насколько образность картины там подчёркнута игрой кинокамеры! Итак "Летят журавли" стали вершиной творчества их обоих. Они вместе искали и находили способы, как передать не только внешние действия, но и состояние персонажей. Например, объяснение Вероники и Бориса через шторы - это не просто конкретное объяснение двух героев, это взаимоотношение мужчины и женщины, их первой любви. Это обобщающий образ для зрителя, который смотрит и переносит всё это на свою жизнь, на свои отношения, на свои чувства.

-2

Сегодня это уже классика, тогда - эксперимент. До этого такой подвижной камеры никогда не было. Это сейчас для съёмок в движении есть миллион приспособлений, а тогда Урусевский давал в руки актрисе Самойловой, исполнительнице роли Вероники, тяжеленную камеру, чтобы она снимала сама себя в тот момент, когда в пылу страшного нервного потрясения она бежит на железнодорожный мост. Над ней серое зимнее небо и голые, чёрные ветки деревьев, и крупным планом её лицо на бегу. Но про актрису - позже, а здесь добавлю, что бывают технически совершенные приёмы, но это эмоционально никак не передаётся зрителю, не окрашивает картину яркими тонами, а здесь всё это сочетается с эмоциональным воздействием на зрителя, то есть технические приёмы заставляют нас переживать, сочувствовать и участвовать в жизни героев. Уже не говоря об этих хрестоматийных кадрах смерти Бориса: крутящиеся берёзы, наслоение трёх и более кадров в один диапазон. И все три кадра перемещаются в пространстве хаотично. И вот ещё, что касается этой сцены: там нет ни грамма натурализма, создатели не пролили на экран ни капли красной краски, а зритель плачет, потому что на экране перед ним проходит целая жизнь и гибель молодого человека. "Вот она грань между искусством и отсутствием такового", - со слов Карена Шахназарова. Вот он пример воплощения на экране настоящей военной тематики!

-3

Этот фильм стал важным событием не только в советском но и мировом кинематографе. В 1957 году в Москве проходит фестиваль молодёжи и студентов. В делегации от Франции молодой юноша, который мечтает стать документалистом. По воле судеб он оказался на "Мосфильме", на съёмочной площадке фильма "Летят журавли". Михаил Константинович увидел молодого человека, познакомился с ним и даже показал ему 20 минут отснятого материала. Юноша вернулся в Париж, связался с директором Каннского кинофестиваля и стал эмоционально и очень убедительно рассказывать о фильме, который увидел в Москве. В результате фильм "Летят журавли" получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а Клод Лелуш, тот самый французский юноша, стал режиссёром.

-4

Калатозов один из режиссёров, которые несут на экран художественный образ. Как им проникнуться при просмотре? А очень просто: если разобраться, при чём тут крутящиеся берёзы и гибель человека? Но именно это даёт нам ощущение трагедии, вселенской катастрофы, образа гибели на войне, на фронте. Или Вероника в фате на фоне крутящихся в кадре деревьев? Это мечта о несбыточном, но таком близком в судьбе героя. Вот оно, рядом, протяни руку и ты будешь счастлив с любимой девушкой, но тут же раздаётся за кадром крик солдата и Борис падает сражённый пулей с открытыми глазами на мокрую землю. Такие кадры не забываются никогда.

-5

Поэтический кинематограф, именно так можно охарактеризовать творчество двух титанов от искусства - Урусевского и Калатозова. И ещё хочется добавить к сказанному, что здесь в этом фильме режиссёр открыл нам и миру будущую кинозвезду большого масштаба Татьяну Самойлову. Можно изучать эстетику, психологию и социологию общества по смене кинолюбимцев, потому что есть лица, которые становятся знаменем времени. К таким лицам принадлежит лицо и образ Татьяны Самойловой. После появления фильма "Летят журавли" Самойлова стала для всего мира олицетворением русской девушки. Не Вероника - юная героиня фильма, с её несчастьями, падениями и упрямой верностью, а именно Татьяна Самойлова, с её мрачноватыми, косо посаженными глазами, с неулыбчивой серьёзностью и детским простодушием лица.

-6

Что касается Алексея Баталова, то можно с уверенностью сказать, это одна из его, может быть не лучших, но живых ролей. Где он не вечный положительный герой из бронзы, а настоящий и любящий юноша. Это он позже превратиться в "дорогого человека", без страха и упрёка, а тут он всего лишь талантливый студент, жених Вероники.

-7

Лично для меня открытием явилась роль Василия Меркурьева в роли доктора Бороздина, отца Бориса. Я знала и прежде этого актёра, в основном, как комедийного персонажа, но здесь мне открылся целый океан гениального таланта мощного русского актёра, заслонившего собой в фильме целую плеяду кинообразов. Я бесконечно благодарна создателям за этот вечный фильм, за открытия талантливых актёров и за ту энергию добра и любви, которую они донесли до нас, зрителей, сегодня живущих!

-8

У этого фильма есть потрясающее качество жизненной правды, неподвластное времени. А сюжет прост, как и всё гениальное: в центре событий семья Бороздиных. Борис, сын доктора Бороздина влюблён в девушку Веронику. Они встречаются, строят планы на будущее. Вероника уже собирается примерить на себя свадебный наряд, но в их жизнь неумолимо и страшно входит противоестественное для всех нормальных людей понятие - война. Она крушит и ломает, переворачивает и уничтожает сложившиеся устои и судьбы. Борис уходит на фронт, его девушка ждёт от него письма, которое так никогда и не получит. Его послание, которое он вложил в подаренную любимой девушке игрушку в виде белки, дойдёт до неё уже в следующей жизни, в той, где она станет взрослой и потеряет себя, как личность в результате чего, решит свести счёты с жизнью. Произойдёт это потому, что она, поддавшись мимолётной слабости, предаст свою любовь и выйдет замуж за двоюродного брата Бориса - пианиста Марка, который купит себе бронь и останется в тылу. Ну а дальше Марк предаст уже её... После расставания с ним Вероника продолжит ждать Бориса, но парень погибнет на фронте. Узнает она об этом окончательно от его фронтового друга в тот день, когда с фронта вернуться домой победившие врага солдаты. С криком и плачем Вероника будет прижимать к лицу букет цветов, что она приготовила для встречи со своим любимым и под громкие речи и возгласы с трибуны его товарищей, она зайдётся в рыданиях, пока в синем небе не появится журавлиный клин... Птицы будут возвращаться в свои родные места, как символ новой жизни и победы тепла над холодом, а жизни над смертью. Вероника, стоя рядом с отцом Бориса, поднимет голову к синему небу, услышит призывный клич журавлей и улыбнётся пробуждающейся в ней новой жизни!

И у нас, зрителей, что-то в душе оттаивает, когда мы смотрим эти гениальные и вечные произведения Советской эпохи! Они проливают на нас добрый свет тёплым весенним ливнем и от этого мы становимся чуточку лучше и счастливее!