Сервиз «Мадонна» — символ роскоши и достатка советской эпохи. У многих он до сих пор вызывает трепетные воспоминания из детства и ассоциируется с семейными праздниками, когда фарфоровые тарелки доставали из серванта. Сегодня «Мадонна» переживает новую волну популярности и опять занимает почетное место на праздничных столах. Сегодня расскажем вам интересную историю этого культового фарфора.
Где появился сервиз «Мадонна»
Сервизы «Мадонна» начали производить в Германии на фабрике Оскара Шлегельмильха в местечке Лангевизен (Тюрингия). В СССР они попали после окончания Второй мировой войны. Офицеры Красной армии и дипломаты везли фарфоровые «трофеи» в подарок женам и друзьям.
Подлинный бум на «трофейные» сервизы в нашей стране начался в 1970-е годы. Как не сложно догадаться, в советских магазинах «Мадонну» купить было нельзя. А попадала она к нам главным образом из ГДР, где в то время оставались советские военные группировки. Отправляясь в заслуженный отпуск, офицеры нередко возвращались домой с коробками модного столового или чайного фарфора. Впрочем, гражданские тоже активно ввозили фарфоровую редкость в страну. Командированные, моряки, артисты, музыканты, участники всевозможных конференций не упускали возможность приобрести столь ценную и уникальную вещь.
В 1953 году фабрику Оскара Шлегельмильха национализировали, а к 1972 году и вовсе закрыли. Но история «Мадонны» на этом не закончилась. Через некоторое время новые производства были запущены в Польше и Чехословакии. В Чехии «Мадонна» производится до сих пор.
Что изображено на сервизах «Мадонна»
Изделия фарфоровых сервизов «Мадонна» украшают иллюстрации швейцарской художницы Анжелики Кауфман. Она была членом Флорентийской академии художеств и Лондонской Королевской академии.
У «Мадонны» всего два классических сюжета. Первый изображает соблазнение нимфы Каллисто богом Юпитером. По легенде, девушка приняла обет безбрачия в честь богини охоты Дианы. Юпитер явился перед Каллисто в обличие Дианы и воспользовался ее доверчивостью и простодушием.
Второй сюжет повествует о наказании Купидона, который пустил роковую стрелу в сердце Юпитеру и помрачил божественный разум образом Каллисто. Богини отобрали у Купидона стрелы и развели из них костер, а лук сломали.
Откуда появилось название «Мадонна»
Любопытно, но название «Мадонна» было в ходу исключительно в Советском Союзе. У оригинальных сервизов были собственные «заводские» названия: «Ульрика», «Фредерика» и «Мария». Достоверных объяснений, откуда взялась «Мадонна», до сих пор нет. Возможно, манера исполнения рисунков ассоциировалась у советского обывателя с рафаэлевской живописью и ее главной героиней — Мадонной.
В чем особенность сервизов «Мадонна»
Все сервизы «Мадонна» отличаются высокохудожественными барочными рисунками, которые до сих пор многие безошибочно узнают с первого взгляда. Грациозные детально прописанные фигуры девушек облачены в легкие туники и подчеркивающие стройность ног сандалии. Белоснежный фон заполняют отливающие золотом цветочные узоры. Кайму чашек и блюдец, а также ручки, носики и крышечки чайников украшает сверкающая позолота. А главная изюминка — нежный утонченный перламутр, переливающийся на свету всеми цветами радуги.
Обычно сервиз «Мадонна» представлен в трех вариантах. Классический чайный сервиз включает чашки с блюдцами, заварочный чайник, сахарницу и молочник. Кофейный сервиз состоит из маленьких кофейных чашечек, кофейника, сахарницы и молочника. Самым роскошным и богатым заслуженно остается столовый сервиз. Его составляют обычные тарелки двух диаметров, глубокие тарелки, супница с крышкой, салатник, соусник, овальные блюда, масленка, солонка и перечница.
В современной традиции сервиз необязательно предназначен для большого количества гостей. В линейках многих производителей можно найти изящные чайные и кофейные пары, маленький сервиз на 4 или 6 персон. Наряду с этим не теряет актуальности и классический сервиз на 12 персон.
«Бабушкины» сервизы снова в моде
Сегодня интерес к винтажным сервизам возродился. И фарфоровый сервиз «Мадонна» вписывается в этот тренд как нельзя лучше. Тонкие золотистые каемочки, умиротворяющие пасторальные сюжеты, растительные и анималистичные орнаменты, пристальное внимание к деталям — сегодня это востребовано как никогда.
Почему винтажные изделия снова становятся популярными? Да потому что они наполнены атмосферой уюта, тепла и заботы. А это именно то, чего так недостает современным жителям мегаполиса, истосковавшимся по тихим семейным вечерам и размеренному укладу жизни. Элегантная живописная посуда позволяет создать проникновенную душевную атмосферу, полную единения и гармонии, даже если это самое обычное чаепитие.