Найти тему

Символ роскоши у вас на столе: почему сервизы Мадонна так популярны даже спустя много лет

Сервиз «Мадонна» — символ роскоши и достатка советской эпохи. У многих он до сих пор вызывает трепетные воспоминания из детства и ассоциируется с семейными праздниками, когда фарфоровые тарелки доставали из серванта. Сегодня «Мадонна» переживает новую волну популярности и опять занимает почетное место на праздничных столах. Сегодня расскажем вам интересную историю этого культового фарфора.

Где появился сервиз «Мадонна»

Впервые сервиз начали производить на фабрике Германии
Впервые сервиз начали производить на фабрике Германии

Сервизы «Мадонна» начали производить в Германии на фабрике Оскара Шлегельмильха в местечке Лангевизен (Тюрингия). В СССР они попали после окончания Второй мировой войны. Офицеры Красной армии и дипломаты везли фарфоровые «трофеи» в подарок женам и друзьям.

Подлинный бум на «трофейные» сервизы в нашей стране начался в 1970-е годы. Как не сложно догадаться, в советских магазинах «Мадонну» купить было нельзя. А попадала она к нам главным образом из ГДР, где в то время оставались советские военные группировки. Отправляясь в заслуженный отпуск, офицеры нередко возвращались домой с коробками модного столового или чайного фарфора. Впрочем, гражданские тоже активно ввозили фарфоровую редкость в страну. Командированные, моряки, артисты, музыканты, участники всевозможных конференций не упускали возможность приобрести столь ценную и уникальную вещь.

В 1953 году фабрику Оскара Шлегельмильха национализировали, а к 1972 году и вовсе закрыли. Но история «Мадонны» на этом не закончилась. Через некоторое время новые производства были запущены в Польше и Чехословакии. В Чехии «Мадонна» производится до сих пор.

Что изображено на сервизах «Мадонна»

На сервизе изображают один из двух классических сюжетов
На сервизе изображают один из двух классических сюжетов

Изделия фарфоровых сервизов «Мадонна» украшают иллюстрации швейцарской художницы Анжелики Кауфман. Она была членом Флорентийской академии художеств и Лондонской Королевской академии.

У «Мадонны» всего два классических сюжета. Первый изображает соблазнение нимфы Каллисто богом Юпитером. По легенде, девушка приняла обет безбрачия в честь богини охоты Дианы. Юпитер явился перед Каллисто в обличие Дианы и воспользовался ее доверчивостью и простодушием.

Второй сюжет повествует о наказании Купидона, который пустил роковую стрелу в сердце Юпитеру и помрачил божественный разум образом Каллисто. Богини отобрали у Купидона стрелы и развели из них костер, а лук сломали.

Откуда появилось название «Мадонна»

Любопытно, но название «Мадонна» было в ходу исключительно в Советском Союзе. У оригинальных сервизов были собственные «заводские» названия: «Ульрика», «Фредерика» и «Мария». Достоверных объяснений, откуда взялась «Мадонна», до сих пор нет. Возможно, манера исполнения рисунков ассоциировалась у советского обывателя с рафаэлевской живописью и ее главной героиней — Мадонной.

В чем особенность сервизов «Мадонна»

Сервиз украшают грациозные рисунки с позолотой на деталях
Сервиз украшают грациозные рисунки с позолотой на деталях

Все сервизы «Мадонна» отличаются высокохудожественными барочными рисунками, которые до сих пор многие безошибочно узнают с первого взгляда. Грациозные детально прописанные фигуры девушек облачены в легкие туники и подчеркивающие стройность ног сандалии. Белоснежный фон заполняют отливающие золотом цветочные узоры. Кайму чашек и блюдец, а также ручки, носики и крышечки чайников украшает сверкающая позолота. А главная изюминка — нежный утонченный перламутр, переливающийся на свету всеми цветами радуги.

Обычно сервиз «Мадонна» представлен в трех вариантах. Классический чайный сервиз включает чашки с блюдцами, заварочный чайник, сахарницу и молочник. Кофейный сервиз состоит из маленьких кофейных чашечек, кофейника, сахарницы и молочника. Самым роскошным и богатым заслуженно остается столовый сервиз. Его составляют обычные тарелки двух диаметров, глубокие тарелки, супница с крышкой, салатник, соусник, овальные блюда, масленка, солонка и перечница.

В современной традиции сервиз необязательно предназначен для большого количества гостей. В линейках многих производителей можно найти изящные чайные и кофейные пары, маленький сервиз на 4 или 6 персон. Наряду с этим не теряет актуальности и классический сервиз на 12 персон.

«Бабушкины» сервизы снова в моде

Интерес к винтажным сервизам не угасает со временем
Интерес к винтажным сервизам не угасает со временем

Сегодня интерес к винтажным сервизам возродился. И фарфоровый сервиз «Мадонна» вписывается в этот тренд как нельзя лучше. Тонкие золотистые каемочки, умиротворяющие пасторальные сюжеты, растительные и анималистичные орнаменты, пристальное внимание к деталям — сегодня это востребовано как никогда.

Почему винтажные изделия снова становятся популярными? Да потому что они наполнены атмосферой уюта, тепла и заботы. А это именно то, чего так недостает современным жителям мегаполиса, истосковавшимся по тихим семейным вечерам и размеренному укладу жизни. Элегантная живописная посуда позволяет создать проникновенную душевную атмосферу, полную единения и гармонии, даже если это самое обычное чаепитие.