Найти в Дзене
Открытая Книга

Сериал "Тьма" (2017-2020): скрытый смысл немецкого "Твин Пикса"

Оглавление

В "Тьму" нас ведёт не белый кролик, а жёлтый мальчик. И совсем не в страну чудес.
В "Тьму" нас ведёт не белый кролик, а жёлтый мальчик. И совсем не в страну чудес.

«Тьма» для меня, как и для очень многих, стала настоящим прорывом в сериальном жанре. Это второй великий сериал после «Твин Пикса» в жанре мистического триллера, в котором хочется (без всякой натяжки) увидеть глубинные смыслы. Так что фанатам Линча, и любителям этих самых смыслов – особенно рекомендую, не пожалеете.

В темном мрачном Виндене

Сначала вкратце о сюжете. Действия всех трех сезонов сериала происходят в одном и том же немецком «атомграде» Винден, впрочем, почти бывшем, потому что помешавшиеся на экологии немцы готовят градообразующее предприятие к консервации. Завязка сюжета – детективная: в городе начинают пропадать дети.

С этой первой жертвы Виндена, рыжеволосого подростка из неблагополучной семьи все и началось
С этой первой жертвы Виндена, рыжеволосого подростка из неблагополучной семьи все и началось

Полиция, как обычно, ничего и никого найти не может, а тут еще в лесу случайно находят труп совсем необычного ребенка, чья одежда и другие предметы выдают в нем путешественника во времени из 1980-х. 

В целом, сериал поражает своей тягучей гнетущей мистической атмосферой, с каким-то особенно мрачным готическим нуаром, характерным для немецкой литературы (вроде сказок братьев Гримм, Гофмана, Гауфа) и античных трагедий, хотя нельзя не заметить при этом, что создатели явно вдохновлялись линчевским «Твин Пиксом». Но если в «Твин Пикс» много экранного времени посвящается откровенно комедийным эпизодам, то здесь не ожидайте от мрачных немцев ни шутки, ни улыбки, ни смеха. О чем тут говорить, если первую серию предваряет жуткая сцена самоубийства отца главного героя – Михаэля Канвальда! Впрочем, если ее пережить, дальше просмотр пойдет уже полегче – и поинтереснее. Тем более с точки зрения картинки здесь есть на что посмотреть: взять хотя бы лица молодых актеров, словно сошедших с полотен эпохи Возрождения.

Мрачную атмосферу сериала развеивают лица, словно сошедшие с полотен Ренессанса. Эта актриса, если не ошибаюсь, сыграла Лукрецию Борджиа в европейской версии сериала
Мрачную атмосферу сериала развеивают лица, словно сошедшие с полотен Ренессанса. Эта актриса, если не ошибаюсь, сыграла Лукрецию Борджиа в европейской версии сериала

(Внимание! Дальше последует очень много спойлеров. Тем, кто НЕ смотрел сериал, рекомендую посмотреть и после этого уже читать пост).

Лабиринт Минотавра в отдельно взятой федеральной земле

Как и в «Твин Пиксе» детективная составляющая сериала едва доживает до конца первого сезона. И уже в первом сезоне становится ясно – фильм не о маньяках и не о полицейских. Предполагаемый маньяк оказывается не безумцем, а марионеткой самозваного спасителя мира, а полицейские очень быстро уходят на периферию сюжета. Но если «Твин Пикс» - это фильм о влиянии параллельных вселенных на наш мир, то «Тьма» - это фильм о пространственно-временных лабиринтах внутри нашей реальности.

Итак, в городе Винден в заброшенных пещерах образовались «кротовые норы», ведущие в прошлое, но не в какое бы то ни было, а строго как в сказке про богатырей: налево пойдешь – на 33 года назад попадешь, направо пойдешь – на 66 лет назад попадешь. В мире сериала – это соответственно 1986 и 1953 годы.

Миккель попал в ностальгические 1980-е, но совсем этому не обрадовался
Миккель попал в ностальгические 1980-е, но совсем этому не обрадовался

Именно в такую «кротовую нору» попал брат главной героини сериала Миккель Нильсен, туда попадут, а некоторые и пропадут с концами другие обитатели городка. Попадая в прошлое, герои совершают поступки (в частности, даже вступают в браки и зачинают детей) и тем самым изменяют будущее, и очень скоро становится понятным, что Винден образца 2019 года – это сложная смесь последствий поступков не только существующих жителей города и их предков, как во всех нормальных городах, но и огромного множества «попаданцев»: как из 2019 года, так и из других временных пластов.

Ведь к «кротовым норам» скоро прибавится настоящая переносная машина времени в виде сундучка с часовым механизмом, а также полноценный портал в виде вечно живой темной субстанции (я так понимаю, это и есть «темная материя»). А временной диапазон расширится как до отдаленного будущего (2053 год), так и до отдаленного прошлого (1888-й).

Связи между героями так запутаются, что к 3-му сезону окажется, например, что пропавший в самом начале 11-летний Миккель – не кто иной как отец главного героя Йонаса Канвальда (15-летнего подростка), а возлюбленная Йонаса Марта Нильсен приходится ему родной тетей! Как тут не вспомнить античный миф об Эдипе!

Йонас целует девушку и по совместительству свою родную тетю 😲
Йонас целует девушку и по совместительству свою родную тетю 😲

И все это безобразие происходит на фоне атомной электростанции, которая собственно и является его причиной, ибо именно ее отработанное топливо служит «горючим» для управляемой «машины времени».

В результате, к 3-му сезону Винден из обычного городка немецкого захолустья превращается в настоящий лабиринт, в котором пропадают люди и рушатся судьбы целых семей. Не случайно, в одной из первых серий показана сцена, в которой Марта Нильсен играет в школьном спектакле Ариадну, ведь именно Ариадна дала путеводную нить Тесею, чтобы после победы над Минотавром вернуться к выходу из лабиринта. И в этом эпизоде – путеводная нить, подсказка к финалу сериала.

Проклятие Виндена

Казалось бы, ну и что плохого? Ходят люди из настоящего в прошлое и будущее – и кому это мешает? Это же жутко интересно!

Так красиво со стороны выглядит путешествие во времени: увидеть родителей молодыми. Но как всегда есть нюанс. В кадре: ничего не подозревающие Ульрих и Катарина, 1986 год
Так красиво со стороны выглядит путешествие во времени: увидеть родителей молодыми. Но как всегда есть нюанс. В кадре: ничего не подозревающие Ульрих и Катарина, 1986 год

Однако внимательный зритель заметит, что в ГОРОДЕ СОВСЕМ НЕТ СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ! Здесь все несчастны, как в каком-то заколдованном королевстве из сказок братьев Гримм. Одни несчастны уже в настоящем: отец пропавшего Миккеля Ульрих Нильсен страдает от вины за исчезновение своего брата Мадса (именно его нашли в одной из первых серий сезона), за то, что изменяет жене, за то, что пропал его сын. В поисках сына, он попадает в прошлое, но не в то, которое надо, там попадает в тюрьму и остается заключенным на многие десятилетия. Его жена Катарина Нильсен страдает от измен мужа, теряет сына, мужа, идет на поиски последнего в «кротовую нору», а в прошлом ее убивает (на минуточку!) ее собственная мать в молодости (конечно же, не подозревавшая об этом – и снова вспоминаем старину Эдипа).

Ханна Канвальд в двух временных ипостасях
Ханна Канвальд в двух временных ипостасях

Его любовница, мать Йонаса, Ханна Канвальд страдает, что Ульрих возненавидел ее за пропажу сына, сын Йонас – за повесившегося отца, сама она попадает в прошлое, где ее убивает собственный постаревший сын. Сам Йонас страдает оттого, что его возлюбленная, с которой его связывали очень близкие и вполне себе взрослые отношения – это его единокровная тетя, а его отец повесился. Он хочет все изменить, но в итоге сам же создает цепочку событий, в результате которых повесится его отец… И это – лишь малая толика того, что происходит в этом Богом проклятом Виндене! Герои, словно заблудившиеся в лабиринте Минотавра афинские юноши и девушки, инстинктивно пытаются спастись из его мрачных закоулков, но только все ближе подступают к центру лабиринта, где их ожидает чудовище.

Карта Лабиринта Виндена-1
Карта Лабиринта Виндена-1

Внимательный зритель также наверное заметил, что ГЕРОИ И ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОГУТ ПОКИНУТЬ ВИНДЕН. Они свободно путешествуют по временам, но не могут жить вне города, становясь его вечными пленниками. В Винден, как в лабиринт Минотавра, можно легко попасть, а вот выбраться - невозможно.

«Адам» и «Ева»

Да, именно такие говорящие имена во 2-м сезоне получит главный герой – Йонас Канвальд, а в сезоне 3-м – главная героиня, Марта Нильсен.

Эволюция Йонаса
Эволюция Йонаса

Они примут их сами, в преклонном возрасте. И совершенно не случайно. Подобно тому, как библейские Адам и Ева стали родоначальниками всего человеческого рода – и не просто родоначальниками физическими, но и передатчиками родового проклятья, первородного греха. Так и винденские «Адам» и «Ева» в общем-то породили тот Винден, каким он является нам в начале сериала, так и в том смысле, что запускали одну и ту же череду событий, замыкавших все происходящее в один мрачный лабиринт. Только «Адам» действовал в условном Виндене-1, а «Ева» – в параллельном измерении - Виндене-2. 

Но воспроизводя клубок событий, они лишь воспроизводили несчастья его обитателей – и свои собственные. Без конца. Как античный Сизиф, бесконечно поднимавший один и тот же камень, бесконечно срывавшийся затем с обрыва, чтобы начать новый замкнутый круг.

От проклятия к спасению

Первые два сезона сериала пронизаны мрачным вагнеровским детерминизмом: если кольцо Нибелунгов проклято, то проклятие обязательно исполнится, что бы ты ни делал. Вроде бы герои что-то пытаются сделать, но оказывается, что само их воление уже вписано в общую ткань заранее запланированных «Адамом» (в Виндене-1) и «Евой» (в Виндене-2) событий. Луч надежды озарит наши экраны только в 3-м сезоне.

Винден Адама и Винден Евы
Винден Адама и Винден Евы

Одна из героинь, первая женщина-директор той самой атомной станции, Клаудия Тидеман, путешествуя по обоим реальностям (и Адама, и Евы) – а времени, как мы понимаем, у нее было предостаточно (учитывая бесконечное повторение циклов), наконец, устанавливает, что обе они являются метастазами одной базовой, испорченной реальности. Здесь второстепенный персонаж первых двух сезонов (создатель переносной машины времени, этакий Фауст XX века) вдруг становится ключевым персонажем. Оказалось, что, потеряв в автокатастрофе сына и внучку, он создал оригинальную машину времени, запуск которой разломил базовую реальность на две независимых, но равно проклятых ветви, в которых события обречены ходить по кругу, как в лабиринте. А ключ к спасению прост – надо просто вернутся в исходную точку, спасти семью сумасшедшего ученого и предотвратить изобретение машины времени.

Но как всегда есть нюанс. Ведь если реальность вернется в обычное русло, то погибнут люди, порожденные ложными реальностями, а это прежде всего – сами «Адам» и «Ева». Ведь «Адам» (Йонас) был сыном застрявшего в прошлом мальчика из настоящего (Микеля), который женился на девочке (Ханна), которая при нормальном ходе событий должна была стать женой отца «Евы» (Ульриха), а не ее мать, Катарина, как это случилось в ложной реальности. Эти и другие подобные персонажи должны были исчезнуть как невозможные, но если другие «неправильные» люди не осознавали того, что им предстоит, то «Адам» и «Ева», посвященные в тайну Клаудией, – вполне. Им предстояло исправить ошибку «Фауста», полностью осознавая то, что, спасая мир, они сами уйдут в небытие. И в итоге делают это с улыбкой на лицах, взявшись за руки, предварительно попрощавшись со своими двойниками в детстве.

Последняя жертва Евы
Последняя жертва Евы

И что это вообще было?

«Бред, бред и еще раз бред» – скажет нормальный зритель, и в чем-то будет прав. Придумать такой сюжет мог только испорченный немецкой классической философией немец или сумасшедший. Вон как американцы запилили аж три части «Назад в будущее» - и весело, и прикольно. Зачем все усложнять?

Но тут-то и кроется главный скрытый смысл: концепция спасения из проклятого мира «Виндена» есть отражение концепции духовного спасения. Я уже говорил об античном прообразе: спасение из лабиринта Минотавра. В этой логике Марта была Ариадной, Йонас – Тесеем, а клубком – Клаудия. Минотавром же были «Адам» и «Ева» - каждый в своей реальности.

Но помимо античного мифа, создатели фильма явно вдохновлялись христианским учением о спасении: а именно учением апостола Павла о двух Адамах и учением Иринея Лионского о двух Евах.

Скрытый смысл и христианские метафоры

С его точки зрения, все человечество лежит под проклятием греха, совершенного первым Адамом. Это приводит тому, что люди на земле страдают, стареют, умирают, творят зло и страдают от зла, а после смерти нисходят в преисподнюю. Для того, чтобы исправить это положение вещей и спасти человечество, необходимо устранить саму причину. Конечно, машины времени Бог создавать не стал (как это показано в фильме), Он просто Сам стал Адамом, Последним – Адамом (1Кор 15:45). Отразив грех во время искушений сатаны в пустыне и на кресте, Он исправил грешного, т.е. поломанного, испорченного Адама изнутри, а устранив причину первородного греха, Он избавил от него и все произошедшее от старого Адама человечество. 

Ириней Лионский систематизировал и дополнил эту схему теорией двух дев. Поскольку грех вошел в мир через непослушание девы Евы, которая послушалась нечистого духа в образе змея, то устранить его должна вторая дева, Дева Мария, которая покорилась воле Духа Святого и способствовала воплощению Последнего Адама. Таким образом, как устранив поломку в машине мы получаем на выходе исправно работающий механизм, так исправлены оба родоначальника греха, а потому исправлены и все их потомки.

В фильме используется этот же дуализм. Старые «Адам» и «Ева» в своих «Винденах» своими действиями замкнули цепь событий в проклятое кольцо, а молодые Йонас и Марта, последние «Адам» и «Ева», исправили это, пожертвовав собой и устранив источник зла. Это намек на крестную смерть Спасителя, предсказанную поглощением пророка Ионы китом (Мф 12:40) («Йонас» - это немецкое произношение имени библейского пророка Ионы), и на смертельную жертву Девы Марии, пожертвовавшей собой в Сыне, ради спасения человечества. 

Ещё не ведают, что творят
Ещё не ведают, что творят

Таким образом, при всем футуристическом сай-фай антураже фильма, в его основе лежит старый как мир смысл: «если пшеничное зерно, пав на землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12:24). Без жертвы мир не будет спасен, не спасемся и мы сами. Мир Виндена спасла жертва двух влюбленных. Такова природа любви, природа жизни. И в «Тьме» в очередной раз мы увидели и пережили это таинство.

С вами была Открытая Книга! Не забывайте мотивировать алгоритм дзена: ставьте лайки 👍, подписывайтесь ✍️ и делитесь своим мнением в комментариях👇. До новых встреч!👋

Понравилась история о проклятой реальности и спасение через любовь? Читайте повесть "Пиковая Дама / Цветок Зла" на литературной версии проекта.

На вечеринке у Бессоновых Терентьев рассказывает о мистической истории из своего детства: о ребяческой забаве по вызову Пиковой Дамы. Однако именно эта история стала началом цепи странных и жутких событий, в центре которых оказалась разрушенная усадьба проклятой Графини.
На вечеринке у Бессоновых Терентьев рассказывает о мистической истории из своего детства: о ребяческой забаве по вызову Пиковой Дамы. Однако именно эта история стала началом цепи странных и жутких событий, в центре которых оказалась разрушенная усадьба проклятой Графини.