Этому альбому уже 30 лет. И до сих пор при прослушивании диска ловлю себя на мысли: до чего мощно он звучит! Пусть релиз не стал успешным коммерчески и не снискал благосклонности критиков, но то, что в этой концептуальной работе Билли Айдол раздвинул границы своего творчества и по-настоящему удивил - это точно.
Музыкант в то время был повёрнут на новых технологиях и сделал попытку использовать компьютер при написании песен. В качестве основы для своего экспериментального альбома Билли взял киберделическую субкультуру конца 80-х — начала 90-х годов. На звучание большое влияние оказала техно-музыка. Стиль самого Билли Айдола (он отрастил дреды и стал носить блестящую одежду), его концертных выступлений и музыкальных клипов стали переплетаться с эстетикой киберпанка.
Позже Айдол припомнил, что начало записи альбома совпало с массовыми беспорядками: «Повсюду горел огонь. Дым струился над целым городом. Лос-Анджелес был в огне. Тогда я просто сел и написал текст, а после этого пропел его три раза. То, что вы слышите в моей песне „Shock to the System“ — это мой репортаж с места происшествия».
Сингл вошел в топ-40 хитов в шести странах, включая родину Айдола, Великобританию, но не попал в Billboard Hot 100 США. Видеоклип со спецэффектами Стэна Уинстона, работавшего над фильмами "Терминатор" и "Парк Юрского периода", был номинирован на две премии MTV Video Music Awards в 1993 году.
В период издания альбома Charmed Life (1990) Билли Айдол попал в аварию на своём мотоцикле и сломал ногу. Во время интервью музыкальный журналист увидел на ноге певца электронный стимулятор мышц и назвал Билли «киберпанком». После этого Айдол серьёзно заинтересовался работами фантаста Уильяма Гибсона, роман "Нейромант" которого он впервые прочитал ещё в середине 80-х. В течение нескольких месяцев Билли изучал данную тему и ознакомился с произведениями разных писателей этого жанра.
"Я избавился от всего, что сковывало меня в прошлом. Я искал путь из тупика, в который попал, ведь он мне до смерти осточертел".
Билли Айдол начал работать над созданием музыки вместе с Трэвором Рэбином, известным, прежде всего, своим участием в прогрессив-рок группе Yes, а также сольными проектами и музыкой к кинофильмам.
Интерес Билли к научной фантастике и новым технологиям привел к тому, что музыкант решил сделать основой будущего альбома концепцию киберпанка. Айдол предвидел будущую взаимосвязь музыкальной индустрии и программного обеспечения и ждал, какое влияние она окажет на новую эру панк-музыки. «Сейчас 1993 год», — сказал музыкант в одном из интервью. «Я лучше пробужусь и стану частью всего этого. Я, панк времён 1977 года, сижу тут и смотрю, как Кортни Лав и Nirvana рассуждают о панк-музыке... Компьютер может всё… Если хочешь проиграть музыку задом наперед — он сделает это в один момент. Cyberpunk в некотором смысле — мой ответ гранжу».
«Cyberpunk» записывали в домашней студии Билли Айдола в Лос-Анджелесе, которая была создана на основе компьютера «Macintosh» и соответствующего программного обеспечения. Альбом ознаменовал отход Айдола от его привычного стиля дэнс-панк. Между песнями были добавлены звуковые эффекты и переходы с начитанным текстом, чтобы создать линейное повествование, в результате чего «Cyberpunk» стал концептуальным альбомом.
Для работы над обложкой альбома с использованием графического дизайна Айдол нанял американского иллюстратора и журналиста Марка Фронфельдера. При создании обложки Марк использовал Adobe Photoshop, а Билли во время работы вносил свои предложения. Первый вариант обложки стал и последним. После того, как образ был придуман, потребовалось пять минут работы за компьютером Айдола, чтобы завершить работу.
«Cyberpunk» стал первым диском, в буклете которого был указан электронный адрес исполнителя. Альбом, релиз которого повлёк за собой резкую критику, разделил интернет-сообщества на два клана: участники первого считали, что деятельность музыканта подчинилась цели извлечения прибыли; приверженцы второго были воодушевлены новыми интересами Билли Айдола в области киберпанка и думали, что автор действует из лучших побуждений.
Песня Heroin, вошедшая в альбом и ставшая одним из четырех синглов (остальные - "Shock to the System", "Adam in Chains" и "Wasteland"), написана Лу Ридом для дебютного альбома его группы 1967 года - The Velvet Underground & Nico (оригинал здесь). Критики по-разному отнеслись к версии Билли Айдола. Обозреватель Billboard сказал, что «склонность артиста к едким звукам и неистовым ритмам делает этот трек удивительно правдивым». Напротив, журналист AllMusic назвал его «одним из худших каверов, когда-либо записанных».
В поддержку альбома в 1993 году Айдол запустил концертный тур «No Religion», название которого было взято из текста песни «Wasteland». Сцена, на которой выступала группа, была оформлена в соответствии с эстетикой альбома. Также было подготовлено специальное видеосопровождение к концертам. Тур прошёл по 11 странам Европы и состоял из 19 выступлений. Первый концерт был проведён 18 августа в Берлине, последний — 20 сентября в Лондоне, — транслировался по телевидению.
Перед релизом «Cyberpunk» у Билли спросили, является ли его интерес к субкультуре подлинным, или он просто пытается сделать себе новый имидж. Музыкант ответил, что действительно интересуется киберпанком, и ему всё равно, что будут о нём думать другие. Однако большинство интернет-сообществ рассматривали мотивы Айдола либо с подозрением, либо с открытой враждебностью.
Кроме прочего, Айдол подвергся критике за использование названия всего движения в качестве заглавия альбома. На это музыкант ответил, что он ничего не пытается себе присвоить, и название «Cyberpunk» — это ода всей субкультуре.
Альбом «Cyberpunk» до сих пор считается попыткой музыканта разрекламировать себя. Марк Дери в своей книге «Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков» написал, что Айдол надругался над субкультурой. В 1995 году у писателя Джека Баулвера спросили, когда умер киберпанк, и он ответил, что с выходом альбома Билли Айдола".
Сам Айдол дважды прокомментировал провал «Cyberpunk». В 1996 году он сказал, что альбом записывался в домашних условиях и подразумевался как «альтернативная запись». После этого он добавил, что больше никогда не будет работать в этом стиле. В интервью 2005 года музыкант объяснил, что перед созданием «Cyberpunk» у него родилась идея записи супер-андеграундного альбома, которую в то время никто не понял.
Что касается моего мнения, то альбом потряс меня в свое время, вне зависимости от чьих-то оценок. Да, Билли ушел в непонятные электронные дебри, но у него получилось интересно, пусть местами затянуто и однообразно. Понравился почти весь материал. Особо выделил бы несколько треков: «Wasteland», «Adam in Chains», «Heroin», «Shangrila» и «Venus».
Подписывайтесь, будет ещё много музыки. На разный вкус.