Недавно в очередной раз наткнулась на материал о многодетной советской семье экспериментаторов Никитиных: когда ребенок падал и плакал, они не спешили прийти ему на помощь, а давали возможность самому справляться с ситуацией. Правда, потом поняли, что что-то не так, когда увидели, как старшие равнодушны к страданию младших.
А вообще, эта тяга, к тому, чтобы ребенок сам решал свои проблемы, часто становилась одним из концептуальных элементов советского воспитания. Во-первых, детские проблемы считались не очень серьезными и не заслуживающими пристального внимания. Психологов тогда особенно не было, тем более детских. А взрослые так заняты, им свои бы проблемы решить. Во-вторых, считалось, что таким образом развивается самостоятельность во всем.
Как-то так сложилось, что я всегда обо всем рассказывала маме. А многие ничего не рассказывали, ибо 1) не принято 2) не поймут 3) еще больше достанется. Фильм «Чучело» — он еще и о том, что жизнь детей абсолютно скрыта от взрослых, и те не представляют, какие страсти там бушуют. А может быть, если бы Лена Бессольцева раньше бы рассказала все дедушке и вывела бы его из художественной нирваны, все было бы по-другому.
И вот, опять же, мальчик должен уметь защищать себя и драться. А если противников много? А если эта девочка? Ведь девичьи драки тоже имели место. А вот то, что началось позже. В популярном сейчас сериале «Слово Пацана» герой просит у мамы деньги, но скрывает, на что они нужны. А нужны они на «выплату дани» шпане. И такая ситуация была весьма распространенной.
Это все касается отношений с ровесниками. Но не лучше обстояла ситуация и с педагогами. Когда разозленная учительница подскочила к моему другу с ручкой, и поцарапала ему ей лоб (возмездие за то, что он рисовал на парте), он ничего не сказал маме (повреждение было под густой челкой). Сказала я своей маме, та — его, а та уж понеслась разбираться. Но часто родители вели себя по принципу «сам виноват».
Самое страшное было, когда ребенка в чем-то обвиняли, и он не мог защитить себя. Обвинение в какой-то «мелкой краже» настигло мою знакомую, по ее рассказу, в детском саду. И родители встали на сторону персонала. А ей было очень страшно жить с этим.
А теперь представим: допустим, у ребенка в школе все плохо, во дворе все плохо, а дома тоже все плохо, ибо он не получает никакой поддержки. Беспросветность. А ведь ребенку очень важно ощущать поддержку и защиту. Но многие советские родители не создавали этого ощущения, а даже могли усугубить ситуацию.
Кстати, родители могли создавать трудности и бытового характера. Домашние обязанности, домашние заботы через «не могу». Моего знакомого отец-военный однажды отправил отвозить картошку бабушке, когда у мальчика была температура. А в журнале «Семья и школа» прочитала однажды о многодетной семье, которую хвалили. Там девочке понадобилась форма для занятий физкультурой, а откуда у многодетной семьи, понимаешь ли, такое роскошество. И мать заставила дочь шить форму самой. Та мучилась, рыдала, она никогда прежде ничего не шила, но потом кое-как сшила. Такое вот самостоятельное решение проблем.
Кстати, еще одна знакомая рассказывала, что в детском саду им дали задание дома сшить наряд для куклы. Как водится, это было задание для родителей. Но ее мама оказалась принципиальной «шей сама». А что там маленький ребенок может сшить? Кривое-косое-убогое. На следующий день девочка получила презрительный взгляд воспитательницы на свое творение, испытав очень неприятные чувства. И виновата в этом родительница.