Найти тему

К 150-летию Дома Тита Серова (1874-2024). Цветная правда

Правда в том, что жизнь раньше была серая и тяжелая. Нонешние проблемы для наших (пра-) бабушек и (пра-) дедушек были бы непонятны, скажем так, корректно.

От того и была у народа тяга к прекрасному, не век же работать и выживать. Тяга к прекрасному во всех проявлениях, в том числе и в украшении домов.

В Заонежье некоторые дома обшивались тесовой обшивкой и раскрашивались. Прямо скажем, что сие «излишество» стоило некоторого количества денег, но такова природа человека во все времена – выделяться в лучшую сторону.

Есть человеческие особи, которые выделяются в худшую сторону. Справедливости ради надо отметить, что в Заонежье к концу 19-го века уже давно прошел естественный отбор населения и особых безобразий не было. Короче, все друг друга знали и мало того, все друг другу были родственники, по большому счету. Поэтому утверждаться в жизни плохими поступками в те годы было не комильфо.

Дом Тита Степановича был украшен резным декором и красками. Прошло время и Тит помер и дом дожил до своего логического конца. Вроде бы в истории можно ставить точку, однако рановато еще со счетов списывать историю края и конкретной семьи.

А семья далеко не простая, интересная. Намедни я завелся и наконец узнал точную дату смерти Тита Степановича Серова. Эта информация не секретная, просто до меня никто не искал.

Материалы метрической книги за 1918 год.
Материалы метрической книги за 1918 год.

Тит Степанович Серов умер «от старости» 23 апреля 1918 года в возрасте 90 лет.

Интересно, что в 1918 году произошло «смещение» календаря и 1-13 февраля в этом 1918 году просто отсутствовали. Самый короткий год в новейшей истории.

Примечание. Правда в Метрической книге зафиксированы две смерти в период с 1 по 13 февраля, т.е. местные священнослужители еще жили по старому стилю. Есть большое подозрение, что декрет о новом стиле календаря просто не дошел до острова Кижи с большой земли. Так что точная дата смерти Тита Серова вероятнее всего соответствует старому календарю.

После 31 января сразу было 14 февраля
После 31 января сразу было 14 февраля

Интересно, что Титу Степановичу было 90 лет. Дай Бог всем такого здоровья. В те годы не было медицины (в деревне точно не было) и дожил он лет считай до 100-110 по современным меркам.

Не сложно вычислить, что в 1874 году, т.е. в официальную дату постройки дома Титу Серову было 45-46 лет. Поздновато для постройки своего дома, хотя и возможно. Но сегодня речь не об этом. Сегодня про краски.

Упуская многие моменты переходим к интриге.

Подошел в 2022 году прораб и говорит: «Господа реставраторы, ну не хватает же цвета на фасаде. Все по проекту делаю, а спать не могу. Скоро кушать перестану. Давайте я вам наличники покрашу!».

Прораб Владимир Новоселов второй слева. Фото из инета
Прораб Владимир Новоселов второй слева. Фото из инета

Сопротивляться такому шикарному предложению мы не стали. Но как красить мы не в курсе. Задачка для решения о простая и сложная одновременно.

Никто ничего в музее Кижи не красил с момента его основания.

Благо архивы остались и мы начали поиск аналогов. Искали долго и упорно, прикидывали варианты, спорили. Наконец выбрали и, о Боги, потерпели полной фиаско.

фото наличников, источники разные
фото наличников, источники разные
-6
-7
-8

О наших трудах узнал Михаил Теребов и выдал фразу: «Чего вы мучаетесь, есть родной наличник с дома Серова, прибран в фондах музея. На нем есть та самая краска»

Миша, дорогой, где ты раньше был! Откуда нам знать, что на острове в каком месте лежит. Работа целой недели была выполнена по итогу за два часа. Реально восстановили родную раскраску наличника на основе остатков краски на старой конструкции, которую случайно кто-то, когда-то утащил со стройки и пристроил на хранение.

-9

-10
-11

Был проделан большой комплекс поисковых работ и установлена 100% историческая достоверная краска, цветовое решение наличников.

Дальше, больше. Чертежи-эскизы вычерчены и переданы прорабу. Прораб купил кисточки и краски, передал их вместе с эскизами рабочему.

Рабочий долго красил, матерился и красил, т.к. рабочий есть плотник, а не художник. В его широких ладонях идеально лежит топор, а не маленькая кисточка. Потом честно признавался, что это была самая тяжелая работа в его жизни.

-12

Мне немного неудобно за этот пост, т.к. реально потеряли много времени в работе и признавать это тяжко. Однако, за эту неделю мы открыли новые горизонты работы, о которых раньше и не думали, равно как не думали об этом и 60 лет до нас.

-13

С этого момента появилась концепция «серого архитектора Ополовникова» и серого музея «Кижи», коим он никогда не был в натуре – монотонным серым, унылым, тяжелым. Историческая архитектурная правда была порушена всего одним человеком и теперь есть шанс вернуться к истине. Первый шаг – расскраска дома Серова. Спасибо Титу Степановичу.

П.С. Фамилия Серов может соответствовать фамилии Серый (семья Серых, дом Серых). Где произошло изменение фамилии и при каких обстоятелствах неизвестно. История дома и семьи Серова-Серых будет уточнятся, т.к. есть много нестыковок в открытых источниках, заранее прошу простить-понять.

Немного фото на память до и после, во время

-14
-15
-16
-17
-18

Фото Игоря Георгиевского

Всем всего светлого и ясного!