Правда в том, что жизнь раньше была серая и тяжелая. Нонешние проблемы для наших (пра-) бабушек и (пра-) дедушек были бы непонятны, скажем так, корректно.
От того и была у народа тяга к прекрасному, не век же работать и выживать. Тяга к прекрасному во всех проявлениях, в том числе и в украшении домов.
В Заонежье некоторые дома обшивались тесовой обшивкой и раскрашивались. Прямо скажем, что сие «излишество» стоило некоторого количества денег, но такова природа человека во все времена – выделяться в лучшую сторону.
Есть человеческие особи, которые выделяются в худшую сторону. Справедливости ради надо отметить, что в Заонежье к концу 19-го века уже давно прошел естественный отбор населения и особых безобразий не было. Короче, все друг друга знали и мало того, все друг другу были родственники, по большому счету. Поэтому утверждаться в жизни плохими поступками в те годы было не комильфо.
Дом Тита Степановича был украшен резным декором и красками. Прошло время и Тит помер и дом дожил до своего логического конца. Вроде бы в истории можно ставить точку, однако рановато еще со счетов списывать историю края и конкретной семьи.
А семья далеко не простая, интересная. Намедни я завелся и наконец узнал точную дату смерти Тита Степановича Серова. Эта информация не секретная, просто до меня никто не искал.
Тит Степанович Серов умер «от старости» 23 апреля 1918 года в возрасте 90 лет.
Интересно, что в 1918 году произошло «смещение» календаря и 1-13 февраля в этом 1918 году просто отсутствовали. Самый короткий год в новейшей истории.
Примечание. Правда в Метрической книге зафиксированы две смерти в период с 1 по 13 февраля, т.е. местные священнослужители еще жили по старому стилю. Есть большое подозрение, что декрет о новом стиле календаря просто не дошел до острова Кижи с большой земли. Так что точная дата смерти Тита Серова вероятнее всего соответствует старому календарю.
Интересно, что Титу Степановичу было 90 лет. Дай Бог всем такого здоровья. В те годы не было медицины (в деревне точно не было) и дожил он лет считай до 100-110 по современным меркам.
Не сложно вычислить, что в 1874 году, т.е. в официальную дату постройки дома Титу Серову было 45-46 лет. Поздновато для постройки своего дома, хотя и возможно. Но сегодня речь не об этом. Сегодня про краски.
Упуская многие моменты переходим к интриге.
Подошел в 2022 году прораб и говорит: «Господа реставраторы, ну не хватает же цвета на фасаде. Все по проекту делаю, а спать не могу. Скоро кушать перестану. Давайте я вам наличники покрашу!».
Сопротивляться такому шикарному предложению мы не стали. Но как красить мы не в курсе. Задачка для решения о простая и сложная одновременно.
Никто ничего в музее Кижи не красил с момента его основания.
Благо архивы остались и мы начали поиск аналогов. Искали долго и упорно, прикидывали варианты, спорили. Наконец выбрали и, о Боги, потерпели полной фиаско.
О наших трудах узнал Михаил Теребов и выдал фразу: «Чего вы мучаетесь, есть родной наличник с дома Серова, прибран в фондах музея. На нем есть та самая краска»
Миша, дорогой, где ты раньше был! Откуда нам знать, что на острове в каком месте лежит. Работа целой недели была выполнена по итогу за два часа. Реально восстановили родную раскраску наличника на основе остатков краски на старой конструкции, которую случайно кто-то, когда-то утащил со стройки и пристроил на хранение.
Был проделан большой комплекс поисковых работ и установлена 100% историческая достоверная краска, цветовое решение наличников.
Дальше, больше. Чертежи-эскизы вычерчены и переданы прорабу. Прораб купил кисточки и краски, передал их вместе с эскизами рабочему.
Рабочий долго красил, матерился и красил, т.к. рабочий есть плотник, а не художник. В его широких ладонях идеально лежит топор, а не маленькая кисточка. Потом честно признавался, что это была самая тяжелая работа в его жизни.
Мне немного неудобно за этот пост, т.к. реально потеряли много времени в работе и признавать это тяжко. Однако, за эту неделю мы открыли новые горизонты работы, о которых раньше и не думали, равно как не думали об этом и 60 лет до нас.
С этого момента появилась концепция «серого архитектора Ополовникова» и серого музея «Кижи», коим он никогда не был в натуре – монотонным серым, унылым, тяжелым. Историческая архитектурная правда была порушена всего одним человеком и теперь есть шанс вернуться к истине. Первый шаг – расскраска дома Серова. Спасибо Титу Степановичу.
П.С. Фамилия Серов может соответствовать фамилии Серый (семья Серых, дом Серых). Где произошло изменение фамилии и при каких обстоятелствах неизвестно. История дома и семьи Серова-Серых будет уточнятся, т.к. есть много нестыковок в открытых источниках, заранее прошу простить-понять.
Немного фото на память до и после, во время
Фото Игоря Георгиевского
Всем всего светлого и ясного!