Найти тему

Краски и 50 оттенков серого архитектора Ополовникова (развитие архитектурной экспозиции в музее "Кижи")

С сегодняшнего дня мир может поделиться на две части. Первая часть – апологеты и ярые сторонники архитектора Ополовникова, вторая часть – критики первых.

Начнем с Ополовникова, кто он и что он сделал. Если коротко, то Александр Викторович Ополовников – архитектурный идол, труды которого нельзя критиковать, поклоняться ему можно и нужно.

Сразу оговорюсь, трудов у него много, очень много. Есть что почитать и есть что посмотреть. Даже не укладывается в голове его кипучая работоспособность, похоже он везде и всюду. Обычному человеку просто не успеть столько сделать за десять жизней. Это вызывает как минимум уважение и почтение.

Александр Викторович уже в возрасте, а начинал он довольно молодым архитектором
Александр Викторович уже в возрасте, а начинал он довольно молодым архитектором

Потрудился Александр Викторович и в музее «Кижи». В целом весь Северо-запад России был под его крылом, можно просто книжки полистать и убедиться. Если учесть старую логистику (пароходы, паровозы, телеги, лодки, пеший путь), то можно смело сказать, Ополовников – человек-путешествие, не кабинетный теоретик. Собственно, его архитектурный (а также жизненный) путь и завершился в автокатастрофе по дороге на очередной объект.

Не так давно пришло осознание его трудоспособности. Ну не реально в жизни столько сделать, честно. В чем же его секрет? Секрет довольно прост – использование типовых решений.

архитектор Рахманов Владимир Степанович
архитектор Рахманов Владимир Степанович

Если к каждому объекту подходить индивидуально, то есть большая вероятность застрять на года. Например, архитектор Рахманов Владимир Степанович застрял на Преображенской церкви аж на 20 лет. Похвастать ему особо не чем в количественном плане, объектов не много, книг не оставил.

Тем не менее обозначу свою позицию. Если любой человек выдает продукт (контент, текст, чертежи, дело-объект), то это можно обсуждать. Если человек просто бросает фразы в воздух, то пошел ты на…, т.к. это не предметный разговор, а хотелки-флюгер.

Далее, если человек сделал даже что-то неправильно (контент, текст, чертежи, дело-объект), то в ходе обсуждения можно найти хорошее решение.

Сейчас, с высоты лет, можно обсуждать решения Ополовникова. Однако, не надо принимать это как злобную критику, я на его месте не был (читай, все задним умом сильны).

План 1955 года архитектора А.В. Ополовникова
План 1955 года архитектора А.В. Ополовникова

На сайте музея «Кижи» есть два плана формирования архитектурной экспозиции музея. Очень примечательно, что оба плана оставляли малодворную деревню «Погост» у стен Кижского погоста. Планы датированы 1955 и 1958 годами, т.е. задолго до официального создания музея.

Из официальной информации с сайта музея «Кижи»:

Дом Ошевнева был поставлен на фундамент старого дома подобного типа, когда–то стоявшего на этом месте. В то время дом предусматривался для администрации будущего музея.

Тогда же из деревни Коккойла Пряжинского района был перевезен амбар. Поскольку в тот момент не было даже намека на проект планировки музея, то амбар из карельского района поставили рядом с русским заонежским домом Ошевнева.

Вот вам господа музейные работники и намек на планировку. Согласен, что дом Ошевнева поставили безо всякой планировки, однако его поставили на старый фундамент, что исторически верно и не портит общей картины. Ну а далее, нате, аж два проекта планировки музея. Кстати, именно по второму варианту и делали музей, больно уж много совпадений. Изучайте матчасть, короче.

План 1958 года архитектора А.В. Ополовникова
План 1958 года архитектора А.В. Ополовникова

Другими словами, можно убедительно сказать, что наш Александр Викторович стоял у истоков формирования музея, как архитектурной экспозиции. Формировал её как умел, как видел.

Пример крашеных наличников, что за объект не знаю, просто пример
Пример крашеных наличников, что за объект не знаю, просто пример

А видел он её очень субъективно. С ходу стоит отметить, что его решения полностью игнорировали какую-либо покраску конструкций элементов домов. Якобы для народного зодчества это было чуждо и всё вокруг должно быть естественного «деревянного» цвета. Могу лишь предположить, что здесь мог вмешаться идеологический фактор. Всё-таки ранее покраску домов могли позволить лишь довольно зажиточные граждане-крестьяне, по сути – местные сундуки-капиталисты. Для музея именно народного зодчества сие не уместно.

Пластика деревянного сруба, кстати, еще остались следы краски на элементах
Пластика деревянного сруба, кстати, еще остались следы краски на элементах

Второй фактор, успешно внедренный архитектором – отказ от деревянной обшивки зданий. Он перекликается с покраской, однако добавляется «гармония деревянного сруба». Кто ж спорит, свеженький сруб выглядит очень красиво, но старенький сруб уже довольно изношен временем, и чтобы его сохранить нужна защита в виде обшивки. Очень большой прокол произошел с двумя главными церквями погоста – Преображенской и Покровской. После снятия обшивки начался вал проблем, которые разгребаются до сих пор. Данное типовое решение по снятию обшивки применялось повсеместно, в частности на Успенском соборе в городе Кемь.

Вот они, поздние вальмовые кровли, тоже часть истории деревянного зодчества (позднего)
Вот они, поздние вальмовые кровли, тоже часть истории деревянного зодчества (позднего)

Третий фактор – повсеместное внедрение безгвоздевых кровель «по курицам и потокам». Безусловно, это хорошее и правильное деревянное зодчество. Правда, на определенном периоде его развития, можно сказать, что на пике развития. С исторической точки зрения после пика был спад (это точно и доказано) и данный спад тоже является частью истории. Спад полностью игнорировался. В конце концов все кровли стали одинаковы, многообразие исчезло.

То же касается отдельных элементов декора. Поговаривают, что все резные причелины на домах по всему Северо-западу одинаковы и выполнены по Ополовникову. Хотя, на самом деле, было большое многообразие резных элементов. И так далее.

Ну что я могу сказать. Жаль, что у нас не было пяти «Ополовниковых» в свое время, а был только один. Может быть, у нас было бы пять вариантов реставрации, обоснованной и реализованной. Имеем, что имеем.

Дом Тита Серова с обшивкой и покраской
Дом Тита Серова с обшивкой и покраской

Очень тихо в реставрационном сообществе и, в частности в музее прошел один случай – отход от концепции Ополовникова в ходе реставрации одного объекта – шикарного дома Тита Серова в деревне Оятевщина. По-тихому восстановили традиционную обшивку и покрасили оную. Мало того, удалось покрасить оконные наличники по старому образцу. Причем цвет наличников полностью обоснован, т.к. в фондовой коллекции музея «затерялся» оригинальный наличник со следами покраски. На очереди еще один объект с обшивкой и с покраской.

музей Семёнково
музей Семёнково

В других музеях, в частности в Семёнково, довольно просто относятся к покраске – изучают, проектируют, красят объекты (если это конечно обосновано). Оно и понятно, изначально архитектор был другой и формировалась другая идеология архитектурной экспозиции. Фантомных архитектурных болей у них нет.

Так что, жизнь многообразна и один из образов создал Александр Викторович. Образ оказался очень устойчивым, но не совсем верным, с чем и живем поныне. Не желаю делать резких движений, однако я за многообразие.

Концептуально, любой музей должен развиваться, есть приветы из прошлого, и они четко изложены. Все текущие работы никуда не делись, выполняются, однако рутина может скукожить светлый разум. Надо жить будущим, чтобы оставить музей другим поколениям лучше, чем тот музей, в который пришел в него ты лично. Всем всего светлого и ясного, хороших архитектурных мыслей!