Или НАГРЕВАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЗУБОВА.
Подавляющее большинство физических тел реагируют на изменение температуры тем, что при нагревании расширяются, при охлаждении - сжимаются. Металлические рельсы - не исключение: на морозе они становятся короче, на жаре - удлиняются.
С этим приходится мириться, но до поры, пока не понадобится сваривать их в единый монорельс. А как это сделать, если на дворе мороз, и между двумя металлическими изделиями щель в три пальца?
Правильно, надо нагреть их, тогда рельсы удлинятся, сомкнутся, и вот тут уже можно сваривать.
Как раз эту идею и заложили в основе проекта под названием «Оптимизация работ по вводу рельсовых плетей в оптимальный температурный интервал с применением портативного нагревательного устройства», который был реализован в прошлом году сотрудниками путевой машинной станции №113 Лоста Северной дирекции по ремонту пути.
Перед дорожниками стояла задача: из сравнительно небольших по размеру (несколько метров) отрезков рельсов сотворить единое и непрерывное полотно длиной в несколько сот метров. Причём невзирая на холодное время года, которое в Сибири может быть ну очень холодным.
И вот как раз тут пригодилась НАГРЕВАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЗУБОВА, которая представляет собой универсальную железнодорожную платформу с компрессором, топливным баком, топливными форсунками с соплом и трубопроводами для подачи дизельного топлива непосредственно к поверхности головки рельса с последующим его воспламенением.
Конечно, чтобы нагреть мёрзлый металл до нужной температуры, необходимо потратить определённое количество дизельного топлива, а когда речь идёт о многих километрах пути, всё это влетает в копеечку, ибо расход солярки составляет порядка 150 литров в час.
С другой стороны, а какие ещё существуют варианты? Использовать рельсы из термостабильного константана? Ещё дороже. Ждать теплой погоды? Но ведь время - деньги, это тоже не выход.
Кстати, существует и более лёгкий, так сказать, "портативный" вариант ПРИБОРА ЗУБОВА, который работает на сжиженном газе пропане. Его предложил главный механик ПМС-113 Михаил Власов и опробовал в деле инженер предприятия Евгений Архипенко.
Как пишет профильное СМИ, газета "Гудок", всё это позволило сэкономить немало средств, выполнив главную задачу по сварке 518 рельсовых стыков без привлечения массивной железнодорожной платформы с той самой установкой.
К слову, ПРИБОР ЗУБОВА сами железнодорожники называют "Змеем Горынычем". И, думаю, тут даже не надо пояснять, почему.
Но вот с самим Зубовым, как всегда, беда. Единственное, что мы о нём знаем, это то, что он - инженер. Ну, и, конечно, это человек, связанный с железной дорогой. Хотя подробностей в контексте описанного выше прибора - никаких.
Есть, правда, в архиве патентов СССР упоминание про некого Виталия Ивановича Зубова, который вроде бы из той же оперы, поскольку ему принадлежит авторское свидетельство (11)751882 от 30.07.1980 "Прибор Зубова для линейного измерения железнодорожных путей". Кому интересно, можете ознакомиться. Это, конечно же, не тот прибор, но может быть, тот Зубов.
Однако ни о каких датах жизни, детских годах, оконченных вузах, жизненных интересах и прочих любопытных моментах там ничего нет. Равно как и фото изобретателя. Жаль.
P.S. Вы спросите, а что мешает, например, просто залить промежуток между стыками расплавленным металлом, полученным при горении термитной смеси - вспомните ПРОЦЕСС ГОЛЬДШМИДТА. Я тоже так думаю, почему бы и нет. Но, наверное, это тоже весьма дорогое удовольствие. Да и долгое.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!