Модеста Монс была старшим ребенком Иоганна Монса, который был то ли виноторговцем, то ли золотых дел мастером. Иоганн Монс сначала жил в немецком городке Миндене, но затем перебрался вместе с семьей в Немецкую слободу. Дела у Монса шли очень даже неплохо: его дом считался одним из самых богатых в слободе.
Стоит заметить, что младшая сестра Модесты, Анна Монс, некоторое время являлась фавориткой Петра I. Причем Петр I познакомился с Анной в юном возрасте. Он был почти подростком. Поэтому можно уверенно считать, что Модеста с юности была знакома с будущим российским императором.
Более того, существует версия: Модеста помогала налаживать любовные отношения между веселой и легкомысленной сестрицей и Петром. Модеста рассчитывала: любовная связь русского царя поможет ей и ее младшему брату Виллиму возвыситься. Тем более положение Монсов значительно ухудшилось после смерти главы семейства. Да и сам Петр I был расположен к Модесте, называя ее на русский манер Матрёной Ивановной. Он удачно устроил ее судьбу, выдав замуж в 1699 году за своего любимого полкового командира Фридриха Балка, имевшего на тот момент чин генерала-поручика и занимавшего с 1734 по 1738 год должность генерал-губернатора Москвы.
Так, молодая женщина стала обладательницей солидного состояния. Казалось бы, все складывалось хорошо, жизнь Матрёны Ивановны могла бы считаться вполне благополучной, только Матрёна Ивановна скоро неосторожно вызвала гнев Петра I и вынуждена была провести в тюрьме три года, а все из-за легкомыслия младшей сестры, которая, хотя и являлась фавориткой русского государя, одновременно находилась в любовных отношениях с саксонским посланником Кенигсеном. Модеста способствовала развитию их отношений. Петр I очень разозлился, когда узнал об обмане Анны Монс. Под удар попала и ее старшая сестра.
Матрёна Ивановна вышла на свободу в 1706 году. Она должна была ехать в Эльбинг к мужу, являвшемуся на тот момент комендантом этого города. Прожила там Матрёна Ивановна до 1714 года, где и познакомилась в 1711 году с сеcтрой Петра I – Екатериной Алексеевной. Благодаря ее заступничеству Балк или, как ее еще называли, «Балкша» смогла вернуться в Петербург. Петр I не только простил Матрёну Ивановну, но и интересовался самочувствием беременной женщины и был готов навестить ее.
«Отпиши нам», — писал он сестре в 1712 году, — «к которому времени родит Матрёна, чтоб мог поспеть»
В 1717 году Матрёна Ивановна поступила ко двору Екатерины Иоанновны, племянницы Петра I, где служила с 1717-1718 гофмейстериной, а в 1718 году стала статс-дамой императрицы Екатерины Алексеевны. Одновременно в это время началось возвышение ее брата Виллима Монса. Брат и сестра быстро стали очень влиятельными людьми при дворе. Они являлись главными поверенными Екатерины и заведующими ее личным хозяйством, а еще не стеснялись брать взятки и, видимо, окончательно уверовали в свою безнаказанность, поскольку Виллим завел роман со второй женой Петра I – Екатериной Алексеевной, а его сестра держала их отношения в тайне от государя и прикрывала любовников.
Но Петр I все равно узнал правду, получив 7 ноября 1724 года разоблачительное письмо от анонимного доносителя. В результате уже 8 ноября Виллим Монс был арестован. Захворавшую Матрёну Балк заключили в крепость 13 ноября. Ее допрашивал сам Петр, но большая часть показаний осталась неизвестной.
«Да ныне в Москве из многих господских домов присылывали мне овса, сена и протчаго всякого запаса домового, а сколько и когда, не упомню», - признавалась Балк на допросе.
Матрёну Ивановну приговорили к одиннадцати ударам плетьми и к вечной ссылке в Тобольск. Императрица Екатерина Алексеевна пробовала вступиться за подругу, но многого не добилась, царь оказался слишком уязвлен изменой жены. Впрочем, кое в чем наказание для Матрёны Ивановны ей смягчить удалось: число ударов плетью было уменьшено. Вместо одиннадцати – пять. Вместе с Матрёной Ивановной в ссылку были отправлены двое ее сыновей. А Виллима Монса ждала казнь.
Но ссылка в Тобольск для Матрёны Ивановны оказалась невечной. После смерти Петра I Екатерина Алексеевна разрешила возвратиться в Петербург верной подруге вместе с ее семьей. Матрёна Ивановна стала гофместериной малого двора Екатерины Иоанновны и её дочери Анны Леопольдовны, но вернуть прежнее влияние ей не удалось. Зато она оставалась всю оставшуюся жизнь близкой подругой императрицы Екатерины I. Матрёна Ивановна скончалась в Петербурге. Год ее смерти неизвестен.
(с) Рыжая Молли
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!