Найти в Дзене

Как сделать главной и незаменимой систему управления бизнес-процессами

При построении системы управления бизнес-процессами (СУБП) организации сталкиваются с двумя главными проблемами. 1. При начале построения СУБП сложно получить поддержку и активное участие руководства и сотрудников. Поскольку СУБП затрагивает деятельность всей организации, то локальные разработки по инициативе нескольких человек практического результата не принесут. Решение данной проблемы – это применение специальных методов внедрения изменений, которые детально рассмотрены в следующем разделе статьи. 2. Через несколько лет после построения СУБП руководство и персонал теряет интерес и вовлеченность в систему. Причины разные: текучесть кадров, уход из организации идеологов и инициаторов процессного управления, смена приоритетов и перевод внимания на другие технологии (подходы) к развитию, недостаток ресурсов и т.д. Решение у данной проблемы только одно – сделать СУБП главной и незаменимой в организации. Т.е. чтобы при остановке её функционирования организация перестала развиваться и нор
Оглавление

При построении системы управления бизнес-процессами (СУБП) организации сталкиваются с двумя главными проблемами.

1. При начале построения СУБП сложно получить поддержку и активное участие руководства и сотрудников. Поскольку СУБП затрагивает деятельность всей организации, то локальные разработки по инициативе нескольких человек практического результата не принесут. Решение данной проблемы – это применение специальных методов внедрения изменений, которые детально рассмотрены в следующем разделе статьи.

2. Через несколько лет после построения СУБП руководство и персонал теряет интерес и вовлеченность в систему. Причины разные: текучесть кадров, уход из организации идеологов и инициаторов процессного управления, смена приоритетов и перевод внимания на другие технологии (подходы) к развитию, недостаток ресурсов и т.д. Решение у данной проблемы только одно – сделать СУБП главной и незаменимой в организации. Т.е. чтобы при остановке её функционирования организация перестала развиваться и нормально выполнять текущую деятельность.

Под СУБП мы подразумеваем не какой-то программный продукт, а совокупность следующих взаимосвязанных компонентов.

  • Матрица (единый реестр) всех бизнес-процессов организации
  • Модели и регламенты бизнес-процессов, документация
  • Стратегии развития и показатели KPI бизнес-процессов
  • Информация по операционным рискам и требования к качеству бизнес-процессов
  • Персонал (владельцы, аналитики и участники бизнес-процессов, процессные рабочие группы)
  • Программный продукт бизнес-моделирования (например, Business Studio)
  • Техническое обеспечение

Практические методы внедрения изменений

Важно не только описать и оптимизировать бизнес-процессы, а обеспечить, чтобы все изменения стали исполняться руководителями и сотрудниками на практике. Перечислим основные рекомендации и задачи с их группировкой по ответственным (см. Табл.1) и по форме реализации (см. Табл. 2). Примеры упоминаемых далее документов и материалов приведены в «Большой библиотеке бизнес-аналитика и специалиста по бизнес-процессам» [2].

Табл. 1. Методы внедрения изменений (с указанием ответственных)
Табл. 1. Методы внедрения изменений (с указанием ответственных)
Табл. 1. Методы внедрения изменений (с указанием ответственных)
Табл. 1. Методы внедрения изменений (с указанием ответственных)
Табл. 2. Методы внедрения изменений (по форме реализации)
Табл. 2. Методы внедрения изменений (по форме реализации)
Рис. 1. Плакаты (баннеры), посвящённые процессному управлению
Рис. 1. Плакаты (баннеры), посвящённые процессному управлению

Интеграция СУБП в работу ключевых подразделений и систем управления

Чтобы сделать СУБП главной и незаменимой, необходимо её встроить (интегрировать) в работу каждого ключевого подразделения и системы управления в организации. Должна появиться личная заинтересованность профильных подразделений в постоянной интеграции своих функций и процессов с централизованной системой управления бизнес-процессами (СУБП). Для руководителя каждого подразделения необходимо выполнить следующие работы.

  • Подробно проконсультировать по данной тематике
  • Привести примеры применения СУБП в таких же подразделениях других организаций
  • Объяснить выгоды от использования СУБП в его подразделении (экономия времени сотрудников и ресурсов, более эффективное и качественное выполнение задач, рост показателей KPI и т.д.)
  • Заинтересовать, мотивировать любыми другими возможными способами
  • Предоставить в распоряжение все необходимые технологии и материалы СУБП для работы
Табл. 3. Вовлечение подразделений в систему управления бизнес-процессами
Табл. 3. Вовлечение подразделений в систему управления бизнес-процессами
Табл. 3. Вовлечение подразделений в систему управления бизнес-процессами
Табл. 3. Вовлечение подразделений в систему управления бизнес-процессами

Процессный офис – центральное звено в работе организации

Подразделение бизнес-процессов (процессный офис) является центральным звеном в работе организации, через которое проходят большие потоки информации (см. Рис. 2). Очень важна высокая квалификация и достаточный штат сотрудников, которые разрабатывают и поддерживают СУБП.

Давайте представим, что данного подразделения в организации нет или его закрыли (т.е. на рисунке убрали центральный квадрат). Тогда все стрелки (связи) на рисунке разрываются и становятся хаотичными. Функционирование и управление такой организацией становится крайне затруднительным и проблемным. Однако некоторые организации до сих пор работают в таком режиме (без центрального подразделения бизнес-процессов), имея большое количество операционных рисков и нарушений, издержек и финансовых потерь.

Автор выражает надежду, что руководители придут к осознанию всех описанных в данной статье ситуаций, пониманию необходимости системного и процессного подходов к управлению. Это поможет обеспечить стабильное и долгосрочное развитие организации в условиях современной конкурентной среды и постоянно меняющегося мира. Не продукты или услуги, а модели управления (включая оцифрованные бизнес-процессы, быстрое внедрение изменений и адаптация к новым условиям) станут единственным конкурентным преимуществом в ближайшие годы.

Рис. 2. Взаимодействие подразделений организации в рамках СУБП
Рис. 2. Взаимодействие подразделений организации в рамках СУБП

Источники информации

[1] Сборник типовых моделей процессов для организаций всех отраслей.

[2] Большая библиотека бизнес-аналитика и специалиста по бизнес-процессам.

[3] Практические пособия и книги для бизнес-аналитиков и системных аналитиков.

[4] Телеграм-канал «Сообщество бизнес-аналитиков, системных аналитиков, риск-менеджеров», крупная коллекция учебно-практических материалов в открытом свободном доступе.

[5] Youtube-канал «Технологии управления и организационного развития», крупная коллекция видеозаписей вебинаров и видео-отчётов о выполненных проектах в открытом свободном доступе.

Автор статьи

Исаев Роман. Российский эксперт по организационному развитию и процессному управлению. ГК «Современные технологии управления» Партнёр. Руководитель проектов, бизнес-тренер.