При всей моей симпатии и сочувствии к моим бывшим коллегам, на своей нынешней работе я столкнулась с некоторыми неприятными фактами. Они касаются того, как устроено жить-бытьё в некоторых школах.
К сожалению, в каждом стаде паршивые овцы отыщутся. И не так уж мало...
Господа, не надорвётесь?
В конце августа школы муниципалитета проходили тарификацию. Предоставляли учебные планы, таблицы с нагрузкой педагогов - так называемую расстановку часов. Кто не в курсе - это такой документ, где расписано, какая нагрузка будет у каждого учителя в учебном году, в каких классах он будет вести уроки, в каких классах назначается классным руководителем, какую внеурочную работу он будет вести.
Сотрудники комитета по образованию должны бли проконтролировать, чтобы нагрузка между учителями одного и того же предмета была распределена по возможности равномерно и не была чрезмерной. Чтобы администраторы в школе не были перегружены учебной нагрузкой. И в августе в предоставленных расстановках часов всё было в порядке.
Но, запросив в декабре в экономическом отделе документы, отражающие выплату заработных плат педагогам, сотрудники комитета были весьма удивлены. Оказывается, у некоторых учителей при базовой ставке 9800 рублей зарплаты достигают 86 000 рублей. Это какую же нагрузку нужно иметь и какое здоровье, чтобы с ней справиться!
Также выяснилось:
- некоторые директора ведут аж по 28-30 часов, и не физкультуры или музыки (где не надо проверять тетради и готовить детей к ГИА), а математики или русского языка. А заместители директоров имеют полную ставку и более, плюс классное руководство;
- часов по "Точке роста" расписано столько, сколько физически провести невозможно;
- кое-кто при нагрузке в школе 30-36 часов в неделю умудряется ещё и в организациях дополнительного образования набирать по 14-16-18 и более часов...
Это как можно вывезти?! Так и хочется спросить: не надорвётесь, пупок не развяжется? И, что интересно, в школах, где работают такие "трудоголики", директор не объявляет вакансии, не даёт объявлений, не ищет педагогов.
И, конечно, такие школы уже несколько лет прочно числятся среди ШНОРов - школ с низкими образовательными организациями.
Ларчик открывался просто. При тарификации подавалась одна расстановка часов, а после её утверждения директором издавались локальные акты, по которым учителя "догружались". Ну, и сам директор тоже.
В начале осени выяснилось, что в ряде школ, где учителя загружены и перегружены до дальше некуда, администрация летом "завернула" несколько педагогов, желающих устроиться работать в эти школы. Причина отказа: "Вы нам не подходите". И то правда: зачем нужны новые люди в устоявшемся, уютном болоте.
Болото зарастало ряской годами...
И такое тёплое, уютное болото существовало в школах годами. Но случился в муниципалитете новый Председатель комитета по образованию. Приезжий. Ему здесь никто ни брат, ни сват, ни знакомый.
Он посмотрел данные экономического отдела, впечатлился, издал приказ о проверке, создал комиссию и поехал по городкам и сёлам. И я была в той комиссии.
Опаньки! Проверка!
Приезжает комитетская машина в небольшой городок, где осталось всего 2 школы. Подъезжаем к первой из них. Время - 15.30. Школа на замке. Достаёт председатель расписание кружков и секций, которые я запросила по школам и в ДЮЦ, и мы видим, что в это время в школе должны идти занятия, как минимум, у четырёх групп учащихся. Звонит директору, который тоже, кстати, должен был бы вести, спустя полчаса, занятия по "Точке Роста". Директор суетится, не может подобрать слов, обещает быть через 10 минут.
Сидим в машине, ждём-с... Директор появляется через 25 минут. Приезжает на машине. На вопрос: почему школа закрыта, где все?! - пытается что-то лихорадочно придумать, но получается плохо. Отпирает школу, заходим. В школе всё вымыто, чистота, пустота. Я напоминаю, что у директора уже должно начаться занятие. Спрашиваю, по какому направлению он работает, как называется программа (в расписании стоит просто: "Точка роста"). Прошу показать программу и журнал, где он отмечает посещение детей. Директор растерян, на него жалко смотреть. Говорит, что все документы у завуча, но она сегодня отпросилась... Назвать направление, по которому "работает" - не может.
Кстати, у этого директора занятия, видно, по недосмотру, оказались в расписании. У более "мудрых" директоров занятий в расписании не было, только - в ведомости на зарплату.
Мой шеф побелел, играет желваками, но сдерживается. Улыбнулся, вернее, оскалился. Спросил, наверное, весь коллектив отпросился? Смотрит на часы и говорит, что мы ещё немного подождём, ведь должны прийти на занятие дети.
Конечно, никаких детей мы не дождались.
Пройдясь по чистой пустой школе, подёргав ручки запертых кабинетов, спортзала, председатель комитета с комиссией отбыл в следующую школу.
Там ситуация была чуть лучше, по крайней мере, школа была открыта.
В следующей школе
В сельской школе в 12 км от того городка учатся 212 детей. По сельским меркам, школа не маленькая, а вполне приличной наполняемости.
Она, к счастью, оказалась открытой. И в гардеробной, где висело 10-15 курток, даже имелась уборщица, она же и охранник. Поздоровавшись, наша комиссия спросила, где мы можем увидеть директора. Уборщица ответила, что директора нет, завуч тоже уже ушла, а увидеть можем только "физрука". На часах - 16.25.
Идём в спортзал. Сверяемся с расписанием. В это время должны проходить занятия по баскетболу по программе внеурочной деятельности (с 16.00 до 17.00). А часом позже должны были начаться тренировки баскетбольной секции от Детско-юношеского центра. Вести должен тот же преподаватель.
В спортзале упражнялись с баскетбольными мячами 12 человек. Учитель сидел на скамье, делал замечания по ходу выполнения бросков по кольцу ребятами.
Вроде бы, всё хорошо. Приятно было посмотреть на тренирующихся детей. Закончив отрабатывать броски, дети приступили к игре, учитель судил, делал замечания по ходу игры. Отыграв, мальчишки выполнили подтягивания на перекладине и засобирались домой. В 17.00 зал опустел.
Мы ждали, что вот-вот должны прийти очередная партия детей - группа от ДЮЦ. Но никто не шёл... Спросили у учителя, где дети, которые должны прийти к 17.00. Он развёл руками: они же только что отзанимались и ушли. Мы уточняем: то была группа, занимающаяся по внеурочной работе. А где группа от ДЮЦ? Которая должна была отзаниматься в зале 2 часа? У учителя вытянулось лицо. А на замдиректора ДЮЦ, которая тоже была в составе нашей комиссии, было жалко смотреть. Выходит, за одних и тех же детей учитель физкультуры получал деньги в двух местах. В школе и в ДЮЦ. И ДЮЦ это покрывал.
Смотрим расписание внеурочной работы дальше: сейчас полным ходом должны были идти репетиции в школьном театре, должна работать шахматная студия (Точка роста) и должны заниматься 11-классники. У 11-классников по плану должно быть занятие "Сложные вопросы русской орфографии и пунктуации", но все понимают, что это фактически подготовка к ЕГЭ. Но ни одно из названных занятий в тот день не проводилось.
Какие занятия, какой театр и подготовка к ЕГЭ! Ведь - пятница, вечер...
И так - почти везде...
В школах, куда комиссия приезжала на проверку в последующие дни, ситуация была чуть лучше: те, кто уже пережил проверку, коллег предупредили. Но всё равно, многих занятий, стоящих в расписании, по факту не проводилось: годами жили непуганными. И не все директора и замы были на рабочих местах в послеобеденное время. А разговоры с детьми ясно дали понять, что занятия, на которых они присутствуют, носят разовый характер, а не систематический.
Сразу скажу - такая ситуация не во всех школах. В некоторых школах внеурочные занятия ведутся более-менее регулярно (увы, они в меньшинстве). Но в КАЖДОЙ школе наша комиссия нашла, что у некоторых учителей оплата за внеурочные занятия идёт, а по факту занятия не проводятся. И никто, кроме самих этих учителей, администрации и бухгалтерии, не в курсе, что за эти часы людям начисляют деньги, а дети на занятия не ходят. Да не просто не ходят - даже группы не набраны! В большинстве случаев нет даже программы и журнал посещений даже не заведён. Ну, и в расписание внеурочной деятельности эти группы, конечно, не включены.
Надо ли говорить, что в числе этих "некоторых" педагогов почти всегда директора школ, его замы и кучка приближённых.
В ДЮЦ - вообще беда
Как выяснилось, ДЮЦ - это хорошая "кормушка". Единицы сотрудников, кто ведёт кружки в самом здании ДЮЦ, работают добросовестно и под контролем администрации. Все внешние совместители в лучшем случае ведут занятия время от времени, вместо двух-трёх часов занимаются час-полтора.
Парень, ведущий хоккейную секцию, занимается 3 месяца в году дважды в неделю, по 2 часа (в неделю выходит 4 часа). Зарплату получает в течение 9 месяцев, за 12 часов в неделю. У него "на бумаге" две возрастные группы, которые должны заниматься 3 раза в неделю каждая, но по факту дети разных возрастов занимаются все вместе и всего 2 раза в неделю. Никаких тренировок в то время, когда нет льда, преподаватель не проводит. А должен проводить занятия по общефизической подготовке, изучать игровую тактику.
В точности так же обстоят дела с руководителями лыжных секций.
И что с этим теперь делать?!
Вот столько всего накопала наша комиссия. Конечно, составили акты. Теперь наш новый председатель сидит над этими актами, схватившись за голову, и понимает, что, по-хорошему, эти сведения надо передавать в прокуратуру. А уж та найдёт на каждого директора целый букет статей, которые он нарушил. И самой безобидной будет злоупотребление служебными полномочиями.
Турнуть с должностей этих директоров теперь можно запросто. Да только кто работать будет? Сейчас школы работают, прямо скажем, не блестяще, но всё же работают. А если всех горе-директоров разогнать, то с кем останемся? Если даже удастся найти новых, и они слегка "закрутят гайки", то разбегутся избалованные получением дармовых денег сотрудники... Тем более, что многие из них пенсионеры.
В общем, в такой печальной ситуации оказался наш комитет. Увы, не все директора и учителя работают не за страх, а за совесть. Для кого-то школа - весьма доходное место. Хотя о низких зарплатах учителей в регионах слышно из каждого утюга. У большинства они, правда, неприлично низкие. Но в каждой школе есть горстка упырей, которые очень тепло устроились и получают вполне достойные деньги. Именно получают, а не зарабатывают.
Такие вот неприглядности случаются на изнанке образования.
Рада буду обсудить ситуацию в комментариях.