Найти тему
Изнанка образования

Что такое ШНОР и почему их так много?

ШНОР - это школа с низкими образовательными результатами.

Как определяют, относится ли школа к ШНОР?

"Низкими" считаются результаты, если 30% и более участников оценочных процедур получили неудовлетворительную оценку по всероссийским проверочным работам (ВПР) или не преодолели минимальный порог при государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классе.

Анализ образовательных результатов школы проводится по следующим показателям:

ВПР по математике (5 класс);
ВПР по математике (6 класс);
ВПР по русскому языку (5 класс);
ВПР по русскому языку (6 класс);
ОГЭ по математике;
ОГЭ по русскому языку;
ЕГЭ по математике (базовой) ;
ЕГЭ по математике (профильной);
ЕГЭ по русскому языку.

Причём при анализе данных по экзаменам ОГЭ и ЕГЭ для расчёта берутся данные ДО пересдач, а результаты выпускников прошлых лет не учитываются.

То есть, чтобы школа не считалась школой с низкими образовательными результатами, достаточно, чтобы, как минимум, 70% учащихся имели знания по русскому языку и математике на оценку "удовлетворительно".

Хотя бы - по русскому и математике! Остальные предметы даже не берутся в расчёт.

Между тем, есть муниципалитеты, где почти все школы - ШНОР. В одном из таких я, кстати, работаю.

Почему школа - ШНОР?

В школах сегодня просто катастрофический кадровый голод. Катастрофический! Особенно в регионах.

Об этом стыдливо молчат. Ведь школы как-то функционируют... Ключевое слово - "как-то". Педагогов не хватает, и те, кто работает, берут двойную (а порой и более) нагрузку.

Вот пример - взят мною из "расстановки часов", предъявленной одной из школ муниципалитета в конце августа при прохождении тарификации.

Учитель математики имеет 29 уроков в неделю аудиторной нагрузки. Плюс классное руководство и сопутствующая ему нагрузка: 3 часа внеурочной работы ("Разговор о важном", "Билет в будущее" и занятие по функциональной грамотности). Итого - 32 урока в неделю. Школа работает по пятидневной рабочей неделе. Следовательно, у этого учителя - 3 дня в неделю 6 уроков и два дня в неделю - 7 уроков.

А это - математика! Предполагается, что к каждому уроку учитель должен подготовиться и ещё проверить ученические тетради с классными и домашними работами. Реально ли провести на должном уровне 6 уроков математики в день и проверить детские тетради? Однозначно - нет. НЕТ!

Но это ещё не всё! Вот "вишенка на торте": у этого же учителя ещё еженедельно 8 уроков с учениками-надомниками. Итого: недельная нагрузка - 40 "часов". Причём математики! Даже если это суперучитель и семи пядей во лбу, то у него элементарно не хватит физических и эмоциональных сил провести эти уроки пусть не хорошо - но хотя бы нормально. И не хватит времени в сутках, чтобы просмотреть тетради учеников.

О том, чтобы уделить время какому-то ученику индивидуально или хотя бы выслушать его, не идёт и речи. Как думаете, насколько хорошо будут знать математику дети у такого учителя?

Пример второй. У учителя английского языка аудиторная нагрузка - 36 уроков в неделю. Ровно две ставки (когда-то оперировали понятием "ставка" - она составляла 18 уроков в неделю). Плюсом - классное руководство и 3 часа внеурочной деятельности. Итого - 39. Работа - в две смены. И ещё момент: вообще-то, это учитель немецкого языка с насквозь троечным дипломом. А английский язык - это второй язык. И о качестве овладения им можно судить по тому, что по основному языку в дипломе - "удовл." А другого учителя нет! Конкуренция нулевая. Школа рада, что есть хотя бы этот.

Пример третий. Директор школы с несколькими филиалами. Помимо обязанностей директора ведёт 28 (!) уроков в неделю. Догадываетесь о качестве уроков?

Такие примеры я могу приводить долго. В школах "закрывают" вакансии, школы работают, и уроки у детей ведутся, да. Но из-за перегруженности учителей качество этих уроков на очень низком уровне.

Если рассматривать совсем маленькие школы, то там у учителей нагрузка, может, и не так высока. Но каждый учитель прошёл множество "переподготовок" и ведёт 3-5-6 предметов. Как думаете, можно на достаточном уровне овладеть в результате "переподготовки" новым предметом и методикой его преподавания?

Вот и ответ на вопрос, почему шолы становятся ШНОРами: из-за бешеной перегрузки учителей уроки проводятся на низком уровне, отсутствует индивидуальный подход. А почему в школах кадровый голод - тема отдельного большого разговора.

Спасибо, что прочли статью. Была бы рада, если бы поделились мнением по этому больному вопросу.