Найти тему
Свободные науки

Мир фантазий, или о силе и источнике воображения

Оглавление

Давайте представим талантливого ученого, который всю жизнь изучал цвета, но при этом жил всю свою жизнь в черно-белой комнате и видел окружающий мир через черно-белый монитор. Сможет ли этот ученый, выйдя из своей черно-белой комнаты в наш красочный мир, узнать что-то новое о природе цвета? Такой мысленный эксперимент «поставил» Фрэнк Джексон в своей статье в 1982 г. Одна из целей этого эксперимента заключалась в том, чтобы показать, что наше знание не сводится к одному лишь знанию о физических фактах, но также включает и индивидуальный опыт восприятия этих фактов.

Фото: Ricardo Gomez Angel. Источник: Unsplash.
Фото: Ricardo Gomez Angel. Источник: Unsplash.

Основой этого и многих подобных мысленных экспериментов является воображение – одно из фундаментальных свойств человеческого сознания. С одной стороны, воображение помогает нам расширить границы нашего мира, порождая контрфактуальные ситуации, с другой стороны оно задает предельный горизонт нашему мышлению, поскольку именно вступая в поле невообразимого мы наталкиваемся на то, что не поддается нашему мышлению. Поэтому ученые, инженеры, философы подобны первооткрывателям, которые выходят за границы ойкумены и открывают terra incognita. Что же представляет собой воображение? Чем оно отличается от других способностей нашего сознания?

Сальвадор Дали. Сон (1937).
Сальвадор Дали. Сон (1937).

Античные философы о воображении

Еще в античной философии впервые появляется понятие фантасия (φαντασία), которое зачастую переводится как «представление». Платон уподобляет воображение живописцу, который в нашей душе рисует образы, отличные от тех, что мы воспринимаем чувствами.

Сократ. Допусти же, что в наших душах в то же самое время обретается и другой мастер.
· Протарх. Какой?
· Сократ. Живописец, который вслед за писцом чертит в душе образы названного.
· Протарх. А каким образом и когда приступает к работе этот живописец?
· Сократ. Когда кто-нибудь, отделив от зрения или какого-либо другого ощущения то, что тогда мнится и о чем говорится, как бы созерцает в самом себе образы мнящегося и выраженного речью.
Платон. «Филеб» (Пер. Н.В. Самсонова).

Аристотель отводит воображению важную роль, помещая его между ощущением и рассуждением: воображение невозможно без ощущения, а рассуждение не может быть без способности воображать. Поскольку люди мыслят и действую на основании образов (обладают так называемым образным мышлением), постольку им свойственно ошибаться. Поэтому Аристотель видел идеал научного знания в формальной логике (аподектический силлогизм, по его мнению, является надежным источником безошибочного знания).

XX век: новый подход к воображению

Классическая философия оценивала воображение не очень высоко именно по той причине, что оно не способно нас привести к объективному знанию. Однако в конце XIX-начале XX века происходит смена парадигм и мыслители уже по-иному начинают расценивать соотношение объективного и субъективного. Появляется неклассическая наука, стандартны рациональности пересматриваются. Это привело к тому, что способностью воображения заинтересовались снова и предприняли новую попытку осмыслить ее место и роль в нашей жизни.

Жан-Поль Сартр (1905-1980). Фото из открытых источников.
Жан-Поль Сартр (1905-1980). Фото из открытых источников.

Французский философ экзистенциального направления Ж.-П. Сартр написал целую книгу «Воображаемое». В этой книге он выступил как наследник и последователь феноменологии Э. Гуссерля. Для обоих мыслителей особое значение имело понятие интенционального объекта (предмет в нашем сознании). Оба были согласны, что в интенциональные объекты появляются в нашем сознании двумя способами – благодаря чувствам и благодаря воображению.

Сартр предлагает нам простой пример: вообразите стул, тот который стоит у вас на кухне, например. Затем зайдите на кухню и посмотрите на него. В обоих случаях у вас в сознании будет некий образ стула. В первому случае менее четкий, во втором случае – более ясный и отчетливый. Но при этом в обоих случаях сам стул не находится в вашем сознании, там есть лишь его интенциональный двойник, ментальный образ.

Широ Курамата. Стеклянный стул (1976). Фото из открытых источников.
Широ Курамата. Стеклянный стул (1976). Фото из открытых источников.

Исследовав природу воображения, Сартр приходит к выводу, что «реальность образного сознания не сводима ни к какой другой». Что это значит? Это значит, что воображение и его продукт, рассматриваемые сами по себе, не могут сводиться к ощущению или мышлению, это не просто отражение объективного мира, но мир особенный, со своими законами и правилами.

Как разъясняет отечественный философ Я.А. Слинин, «когда я воспринимаю какой-нибудь объект при помощи органов ощущений, то ясно, что он реально существует в данный момент и в данном месте. Воображение же, согласно Сартру, дает только такие объекты, которые не присутствуют в реальности в данное время и в данном месте. Таким образом, согласно Сартру, чувственное восприятие и воображение являются взаимоисключающими и взаимодополняющими интуициями. Когда какой-нибудь индивидуальный объект присутствует здесь и теперь, я могу его воспринять чувственно, но не могу вообразить; когда же он здесь и теперь не присутствует, я могу его вообразить, но не могу воспринять при помощи органов ощущений» (Слинин Я. А. На подступах к экзистенциализму: Размышления Ж.-П. Сартра о воображении и воображаемом).
Обложка книги Ж.-П. Сартра "Воображаемое".
Обложка книги Ж.-П. Сартра "Воображаемое".

В своей книге Сартр ставит фундаментальный философский вопрос: является ли воображение неотъемлемой характеристикой нашего сознания? И если да, то какие характерные черты мы должны приписать сознанию, чтобы оно было способно воображать? Отвечая на эти вопросы, он снова приводит пример: посмотрите на кресло, вы видите лишь его часть, задние ножки скрываются от вас, но вы предполагаете (воображаете), что они там есть. Ножки кресла «существуют реально внизу, под креслом, и именно там, внизу, я нацеливаюсь на них, но, я нацеливаюсь на них именно там, где они не даны, я схватываю их как некое небытие в отношении меня. Стало быть, акт воображения есть в одно и то же время конституирующий, изолирующий и уничтожающий акт». Воображающее сознание характеризуется тем, что оно допускает небытие, оно содержит в себе категорию отрицания.

«Полагать некий образ — значит конституировать некий объект за пределами тотальности реального и, следовательно, держать реальное на расстоянии, избавляться от него, одним словом, его отрицать» (Сартр Ж.-П. Воображаемое).

Если вернуться назад к Платону и Аристотелю и сравнить их мировосприятие с мировосприятием Сартра, то мы увидим насколько изменился образ мышления. Раньше способность воображения была приложение к реальности и блеклым братом-близнецом реального мира, теперь – воображение выступает вперед, набирает силы и отменяет собою реальность. Познание вслед за этим преобразуется и уже не расценивается как просто копирование действительности, но понимается как конструирование действительности.