Давайте представим талантливого ученого, который всю жизнь изучал цвета, но при этом жил всю свою жизнь в черно-белой комнате и видел окружающий мир через черно-белый монитор. Сможет ли этот ученый, выйдя из своей черно-белой комнаты в наш красочный мир, узнать что-то новое о природе цвета? Такой мысленный эксперимент «поставил» Фрэнк Джексон в своей статье в 1982 г. Одна из целей этого эксперимента заключалась в том, чтобы показать, что наше знание не сводится к одному лишь знанию о физических фактах, но также включает и индивидуальный опыт восприятия этих фактов.
Основой этого и многих подобных мысленных экспериментов является воображение – одно из фундаментальных свойств человеческого сознания. С одной стороны, воображение помогает нам расширить границы нашего мира, порождая контрфактуальные ситуации, с другой стороны оно задает предельный горизонт нашему мышлению, поскольку именно вступая в поле невообразимого мы наталкиваемся на то, что не поддается нашему мышлению. Поэтому ученые, инженеры, философы подобны первооткрывателям, которые выходят за границы ойкумены и открывают terra incognita. Что же представляет собой воображение? Чем оно отличается от других способностей нашего сознания?
Античные философы о воображении
Еще в античной философии впервые появляется понятие фантасия (φαντασία), которое зачастую переводится как «представление». Платон уподобляет воображение живописцу, который в нашей душе рисует образы, отличные от тех, что мы воспринимаем чувствами.
Сократ. Допусти же, что в наших душах в то же самое время обретается и другой мастер.
· Протарх. Какой?
· Сократ. Живописец, который вслед за писцом чертит в душе образы названного.
· Протарх. А каким образом и когда приступает к работе этот живописец?
· Сократ. Когда кто-нибудь, отделив от зрения или какого-либо другого ощущения то, что тогда мнится и о чем говорится, как бы созерцает в самом себе образы мнящегося и выраженного речью.
Платон. «Филеб» (Пер. Н.В. Самсонова).
Аристотель отводит воображению важную роль, помещая его между ощущением и рассуждением: воображение невозможно без ощущения, а рассуждение не может быть без способности воображать. Поскольку люди мыслят и действую на основании образов (обладают так называемым образным мышлением), постольку им свойственно ошибаться. Поэтому Аристотель видел идеал научного знания в формальной логике (аподектический силлогизм, по его мнению, является надежным источником безошибочного знания).
XX век: новый подход к воображению
Классическая философия оценивала воображение не очень высоко именно по той причине, что оно не способно нас привести к объективному знанию. Однако в конце XIX-начале XX века происходит смена парадигм и мыслители уже по-иному начинают расценивать соотношение объективного и субъективного. Появляется неклассическая наука, стандартны рациональности пересматриваются. Это привело к тому, что способностью воображения заинтересовались снова и предприняли новую попытку осмыслить ее место и роль в нашей жизни.
Французский философ экзистенциального направления Ж.-П. Сартр написал целую книгу «Воображаемое». В этой книге он выступил как наследник и последователь феноменологии Э. Гуссерля. Для обоих мыслителей особое значение имело понятие интенционального объекта (предмет в нашем сознании). Оба были согласны, что в интенциональные объекты появляются в нашем сознании двумя способами – благодаря чувствам и благодаря воображению.
Сартр предлагает нам простой пример: вообразите стул, тот который стоит у вас на кухне, например. Затем зайдите на кухню и посмотрите на него. В обоих случаях у вас в сознании будет некий образ стула. В первому случае менее четкий, во втором случае – более ясный и отчетливый. Но при этом в обоих случаях сам стул не находится в вашем сознании, там есть лишь его интенциональный двойник, ментальный образ.
Исследовав природу воображения, Сартр приходит к выводу, что «реальность образного сознания не сводима ни к какой другой». Что это значит? Это значит, что воображение и его продукт, рассматриваемые сами по себе, не могут сводиться к ощущению или мышлению, это не просто отражение объективного мира, но мир особенный, со своими законами и правилами.
Как разъясняет отечественный философ Я.А. Слинин, «когда я воспринимаю какой-нибудь объект при помощи органов ощущений, то ясно, что он реально существует в данный момент и в данном месте. Воображение же, согласно Сартру, дает только такие объекты, которые не присутствуют в реальности в данное время и в данном месте. Таким образом, согласно Сартру, чувственное восприятие и воображение являются взаимоисключающими и взаимодополняющими интуициями. Когда какой-нибудь индивидуальный объект присутствует здесь и теперь, я могу его воспринять чувственно, но не могу вообразить; когда же он здесь и теперь не присутствует, я могу его вообразить, но не могу воспринять при помощи органов ощущений» (Слинин Я. А. На подступах к экзистенциализму: Размышления Ж.-П. Сартра о воображении и воображаемом).
В своей книге Сартр ставит фундаментальный философский вопрос: является ли воображение неотъемлемой характеристикой нашего сознания? И если да, то какие характерные черты мы должны приписать сознанию, чтобы оно было способно воображать? Отвечая на эти вопросы, он снова приводит пример: посмотрите на кресло, вы видите лишь его часть, задние ножки скрываются от вас, но вы предполагаете (воображаете), что они там есть. Ножки кресла «существуют реально внизу, под креслом, и именно там, внизу, я нацеливаюсь на них, но, я нацеливаюсь на них именно там, где они не даны, я схватываю их как некое небытие в отношении меня. Стало быть, акт воображения есть в одно и то же время конституирующий, изолирующий и уничтожающий акт». Воображающее сознание характеризуется тем, что оно допускает небытие, оно содержит в себе категорию отрицания.
«Полагать некий образ — значит конституировать некий объект за пределами тотальности реального и, следовательно, держать реальное на расстоянии, избавляться от него, одним словом, его отрицать» (Сартр Ж.-П. Воображаемое).
Если вернуться назад к Платону и Аристотелю и сравнить их мировосприятие с мировосприятием Сартра, то мы увидим насколько изменился образ мышления. Раньше способность воображения была приложение к реальности и блеклым братом-близнецом реального мира, теперь – воображение выступает вперед, набирает силы и отменяет собою реальность. Познание вслед за этим преобразуется и уже не расценивается как просто копирование действительности, но понимается как конструирование действительности.