Найти тему
Николаева Виктория

Селфхарм: попытка заглушить внутреннюю боль

Нанесение самоповреждений очень распространено среди подростков. Странное поведение и порезы пугают родителей. В таких случаях им стоит проявить тактичность, поддержку и предложить ребенку психотерапию.

Раны на душе

Многие взрослые люди думают, что, нанося себе порезы лезвием бритвы, канцелярским ножом или другими острыми предметами, подростки хотят привлечь к себе внимание. Психологи придерживаются другого мнения, считая самоповреждения способом справиться с трудно контролируемыми болезненными чувствами. С помощью чувствительной физической боли ребенок вытесняет мучительные воспоминания и невыносимые мысли.

Широкий круг действий, связанных с намеренным повреждением собственного тела без суицидальных намерений был описан в 1990 году исследователями Armando R. Favazza и Richard J. Rosenthal. Они выделили признаки, среди которых есть хотя бы один, который сопровождает серфхарм:

1. трудности в коммуникации, негативные эмоции и мысли (угнетенное состояние, тревога, напряжение, гнев, самокритика, стресс);

2. трудно контролируемое желание нанести себе повреждения;

3. часто возникающие мысли о самоповреждении, которые не всегда осуществляются.

-2

Трудный разговор

Слишком тревожная реакция взрослого может напугать ребенка. Предложив поговорить, выберите доверительную интонацию и ни в коем случае не осуждайте! Выразите, что понимаете и сочувствуете. И дайте понять, что вы рядом и готовы помогать и участвовать в его жизни.

Если ребенок спокойно воспринимает разговор, напомните, что вам в нем нравится. Вспомните несколько историй, когда ему удалось справиться с трудностями. Старайтесь не перегружать и не обсуждать все сразу. Что-то можно оставить для другого разговора. 

Советы родителям

Происходящее с ребенком пугает, но родителям надо найти в себе силы, чтобы успокоится. Потому что ребенок находится в очень уязвимом, беззащитном состоянии. Резкие, сказанные в эмоциональном запале слова, навредят ему. Недопустимы фразы: возьми себя в руки, забей, не сходи с ума, почему ты не такой как все?

Не уместны критика, обвинения и игнорирование проблемы. Не стоит обесценивать чувства ребенка и ставить «вопросы ребром». Это может усилить его замкнутость и отчужденность. 

Родителям необходимо понять, почему сын или дочь не справляется с неприятностями, негативными эмоциями, и что вообще творится в его или ее жизни. Возможно, ребенок переживает стресс из-за нездоровых отношений в семье. Или из-за непомерных требований, которые предъявляют к нему некоторые люди (родители, преподаватели). 

Вопросы, почему ваш Петя в чем-то хуже, чем соседский Вася, вообще лишены смысла. Все люди разные, и имеют свои сильные стороны. Постоянные укоры и сравнения заставляют подростка бояться разочаровать свою семью. Грусть превращается в злость на себя, а злость — в чувство отчаяния. Тогда-то подросток и решает нанести себе повреждения.

Как ни странно, селфхарм может успокоить. Но ненадолго. Если внутренние проблемы не разрешаются, одним эпизодом, как правило, не обходится.

-3

Как помочь подростку

Чтобы избавить ребенка от навязчивых мыслей, стоит обсудить способы, которые помогут отвлечься и переключить внимание на что-то другое.

Для этого надо тактично узнать, в каких ситуациях у ребенка приходят мысли о самоповреждениях. Выявив триггеры, попробуйте обсудить другие варианты действий во время тревожных состояний.

Договоритесь, что в кризисной ситуации он может позвонить вам или другому близкому человеку. Обсудите круг людей, кому можно довериться в таких случаях.

Успокоится поможет «место силы» — парк, спортивная площадка или другая локация, где ребенку хорошо и спокойно. Поговорите с подростком о любимых местах.

Снабдите сына или дочь телефоном кризисного центра или психотерапевта. Некоторым тинейджерам в трудную минуту проще излить душу человеку не из ближнего круга. 

Работа психотерапевта может занять длительный срок. Родителям надо объяснить ребенку, что изменения и улучшения обязательно произойдут, но процесс займет какое-то время. 

Терапия предполагает подробное изучение обстоятельств эпизодов самоповреждений и мотивации подростка. Вместе с пациентом психотерапевт рассматривает эмоциональные, поведенческие и когнитивные предпосылки (сложности в эмоциональном контроле, трудности принятии решений, негативное мышление, навязчивые мысли). Для лечения и профилактики используется когнитивно-поведенческая терапия. 

В результате подросток избавляется от негативных паттернов поведения, может контролировать эмоции и не поддаваться импульсам. Помимо устранения опасности повторного самоповреждения, у ребенка снижается тревожность и улучшаются навыки социальной адаптации и качество жизни.