Нанесение самоповреждений очень распространено среди подростков. Странное поведение и порезы пугают родителей. В таких случаях им стоит проявить тактичность, поддержку и предложить ребенку психотерапию.
Раны на душе
Многие взрослые люди думают, что, нанося себе порезы лезвием бритвы, канцелярским ножом или другими острыми предметами, подростки хотят привлечь к себе внимание. Психологи придерживаются другого мнения, считая самоповреждения способом справиться с трудно контролируемыми болезненными чувствами. С помощью чувствительной физической боли ребенок вытесняет мучительные воспоминания и невыносимые мысли.
Широкий круг действий, связанных с намеренным повреждением собственного тела без суицидальных намерений был описан в 1990 году исследователями Armando R. Favazza и Richard J. Rosenthal. Они выделили признаки, среди которых есть хотя бы один, который сопровождает серфхарм:
1. трудности в коммуникации, негативные эмоции и мысли (угнетенное состояние, тревога, напряжение, гнев, самокритика, стресс);
2. трудно контролируемое желание нанести себе повреждения;
3. часто возникающие мысли о самоповреждении, которые не всегда осуществляются.
Трудный разговор
Слишком тревожная реакция взрослого может напугать ребенка. Предложив поговорить, выберите доверительную интонацию и ни в коем случае не осуждайте! Выразите, что понимаете и сочувствуете. И дайте понять, что вы рядом и готовы помогать и участвовать в его жизни.
Если ребенок спокойно воспринимает разговор, напомните, что вам в нем нравится. Вспомните несколько историй, когда ему удалось справиться с трудностями. Старайтесь не перегружать и не обсуждать все сразу. Что-то можно оставить для другого разговора.
Советы родителям
Происходящее с ребенком пугает, но родителям надо найти в себе силы, чтобы успокоится. Потому что ребенок находится в очень уязвимом, беззащитном состоянии. Резкие, сказанные в эмоциональном запале слова, навредят ему. Недопустимы фразы: возьми себя в руки, забей, не сходи с ума, почему ты не такой как все?
Не уместны критика, обвинения и игнорирование проблемы. Не стоит обесценивать чувства ребенка и ставить «вопросы ребром». Это может усилить его замкнутость и отчужденность.
Родителям необходимо понять, почему сын или дочь не справляется с неприятностями, негативными эмоциями, и что вообще творится в его или ее жизни. Возможно, ребенок переживает стресс из-за нездоровых отношений в семье. Или из-за непомерных требований, которые предъявляют к нему некоторые люди (родители, преподаватели).
Вопросы, почему ваш Петя в чем-то хуже, чем соседский Вася, вообще лишены смысла. Все люди разные, и имеют свои сильные стороны. Постоянные укоры и сравнения заставляют подростка бояться разочаровать свою семью. Грусть превращается в злость на себя, а злость — в чувство отчаяния. Тогда-то подросток и решает нанести себе повреждения.
Как ни странно, селфхарм может успокоить. Но ненадолго. Если внутренние проблемы не разрешаются, одним эпизодом, как правило, не обходится.
Как помочь подростку
Чтобы избавить ребенка от навязчивых мыслей, стоит обсудить способы, которые помогут отвлечься и переключить внимание на что-то другое.
Для этого надо тактично узнать, в каких ситуациях у ребенка приходят мысли о самоповреждениях. Выявив триггеры, попробуйте обсудить другие варианты действий во время тревожных состояний.
Договоритесь, что в кризисной ситуации он может позвонить вам или другому близкому человеку. Обсудите круг людей, кому можно довериться в таких случаях.
Успокоится поможет «место силы» — парк, спортивная площадка или другая локация, где ребенку хорошо и спокойно. Поговорите с подростком о любимых местах.
Снабдите сына или дочь телефоном кризисного центра или психотерапевта. Некоторым тинейджерам в трудную минуту проще излить душу человеку не из ближнего круга.
Работа психотерапевта может занять длительный срок. Родителям надо объяснить ребенку, что изменения и улучшения обязательно произойдут, но процесс займет какое-то время.
Терапия предполагает подробное изучение обстоятельств эпизодов самоповреждений и мотивации подростка. Вместе с пациентом психотерапевт рассматривает эмоциональные, поведенческие и когнитивные предпосылки (сложности в эмоциональном контроле, трудности принятии решений, негативное мышление, навязчивые мысли). Для лечения и профилактики используется когнитивно-поведенческая терапия.
В результате подросток избавляется от негативных паттернов поведения, может контролировать эмоции и не поддаваться импульсам. Помимо устранения опасности повторного самоповреждения, у ребенка снижается тревожность и улучшаются навыки социальной адаптации и качество жизни.