Найти тему
PHOTAR

Эстетика жизни в фотографии Юрген Теллер

   фото: Juergen Teller
фото: Juergen Teller

Юрген Теллер (Juergen Teller) – артист, отличающийся неидеальной, но привлекательной эстетикой в фотографии. Он занимает одну из провокационных позиций в мире моды и фотографии. Теллер подверг традиционное представление о модной фотографии, создавая свой уникальный визуальный язык. Его работы вызывают разнонаправленные эмоции – кто-то ненавидит их, а кто-то восхищается ими. Чувствуя образ, он переносит эстетику «гранжа» 90-х в современное искусство, делая свои работы более личными.

Его фотографии, характеризующиеся яркой вспышкой, засветками, заваленным горизонтом и отсутствием ретуши, представляют собой простые позы, порой включая ноги и руки самого фотографа. На первый взгляд, они могут показаться любительскими, но это впечатление обманчиво: за мимолётной эстетикой скрывается точная постановка и взвешенная авторская идея. Рекламные кампании Теллера даже выставляются в музеях, подчёркивая, что граница между искусством и коммерцией стирается, когда за работу берётся истинный художник.

Теллер выражает яркое мнение о глянцевой моде, подчёркивая свою преданность подлинности и отвергая ретушь. Его работы не идеализируют людей, а показывают их в разных ситуациях – красивых, трагичных, порой грубых. Он стремится к запечатлению настоящего, призывая быть собой.

    фото: Juergen Teller
фото: Juergen Teller

Снимая моделей в «случайных» позах и раздевая их, Теллер высмеивает тщеславие. В начале своей карьеры в 90-е годы, когда глянцевая эстетика гламура олицетворяла модные дома, работы Теллера казались «грязными» и анти-модными. Его оригинальный талант отталкивал, но со временем стало ясно, что он – не просто фотограф, но и концептуалист.

    фото: Juergen Teller
фото: Juergen Teller

Юрген Теллер, бежавший из баварского городка в Лондон в поисках свободы от армейской службы, стал ключевой фигурой в мире моды. Его искусство началось с обложек пластинок, а затем расширилось на работы с такими артистами, как Шинейд О’Коннор, Бьорк и Моррисси. Путешествие с группой Nirvana в 1991 году подтолкнуло его к фотографии для британских изданий, а вдохновение от девушки, стилиста Венеции Скотт, ввело его в мир моды. Своим особым взглядом и любовью к искусству он завоевал уважение в этой сфере, став одним из влиятельных фотографов своего времени.

    фото: Juergen Teller
фото: Juergen Teller

«То, чем мы занимались тогда, было немного шокирующим для людей из Vogue», — отмечал фотограф Юрген Теллер. «Мы были свободолюбивыми, хипповатыми, мечтательными. Часто мы использовали винтажную одежду, потому что крупные дизайнерские дома, такие как ‘Пуччи Гуччи’, не желали сотрудничать с нами. Но сила была слишком велика, чтобы нас не заметили. Мне удалось придать человечности тем, кто носил их одежду».

Встреча с австрийским дизайнером Хельмутом Лангом открыла Теллеру двери в мир моды и привела к долгосрочному сотрудничеству. «Я был одиноким немецким парнем, который встретил ещё одного интересного талантливого парня, выделяющегося в этом мире, создавая отличную моду, от которой все были в восторге. Мы стали друзьями».

Марк Джейкобс привлёк его общими интересами к культуре и людям. Они подружились, и в начале своего сотрудничества Теллер согласился фотографировать для Джейкобса бесплатно. Для него было важно иметь доверие и творческое самовыражение, полный контроль над рекламой. В конечном счёте Теллер создавал рекламные кампании для Джейкобса на протяжении пятнадцати лет. Он снял скандальную декадентскую рекламу с обнажённой Шарлоттой Рэмплинг, присоединившись к ней в постели отеля в стиле Людовика XV. Теллер тогда даже не пробовал одежду, предоставленную для съёмки, кроме пары серебристых шорт. «Я подумал, чёрт возьми, я даже не влезаю в эту одежду!»

Впоследствии он часто сам позировал обнажённым и просил своих моделей раздеваться. Для французского журнала «Paradis» Теллер снял свою любимую модель Рэмплинг и немецкую супермодель Ракель Циммерманн, гуляющих обнажёнными по Лувру. В окружении античных статуй и древних шедевров они не вызывали возмущения, а показывали, насколько естественной может быть нагота, свободная от предрассудков. Теллер создал множество своих обнажённых портретов. Скандальное фото «Водораздел», сделанное на могиле отца, где Теллер был обнажён, держа в руках банку пива, сигарету и футбольный мяч, вызвало недовольство семьи фотографа, в частности, матери, но он решил опубликовать его. Отец Юргена был мастером по скрипке, часто пил, бил своего сына и закончил свою жизнь самоубийством. Теллер признаётся, что это фото было попыткой понять жизнь и поступки отца. Он чувствовал в себе те же нездоровые тенденции и хотел разобраться с ними.

    фото: Juergen Teller
фото: Juergen Teller

Грани между личным и коммерческим в творчестве Теллера условны. Он остаётся верен своему видению от съёмки к съёмке. Неважно, кто стоит перед его объективом — это всегда частично автопортрет. «У Юргена очень сильный индивидуальный голос», — говорит о нём Хельмут Ланг. «В наши дни это довольно редкое явление. Мне нравится его способность высказывать вслух то, о чём другие даже боятся думать». «Я снимал для Джейкобса семнадцать лет, с Вивьен Вествуд мы сотрудничаем долгие годы, я работал с Фиби Файло с тех пор, как она начала работать в Селин. С моделью Кристен Макменами мы сотрудничаем двадцать пять лет. Мне неинтересно бегать от одной съёмки к другой, мне интересна дружба».

    фото: Juergen Teller
фото: Juergen Teller

Благодаря своей бескомпромиссной эстетике, Юрген Теллер сыграл ключевую роль в переосмыслении модной фотографии. Многие фотографы и издания стали не просто подражать, но и активно воспроизводить и популяризировать его характерный стиль съёмки. В 1993 году его фотографии были удостоены высшей награды на фестивале моды в Монако. В 2003 году Теллер был удостоен престижной премии Citibank в области фотографии, а в 2018 году ему вручили особую награду от Международного центра фотографии Infinity Award. Его фотографии и рекламные кампании не только пользуются популярностью в галереях и музеях мирового уровня, но также находят своё место в частных коллекциях.

    фото: Juergen Teller
фото: Juergen Teller

Помимо своего художественного вклада, Теллер успешно занимается преподаванием фотографии в Нюрнбергской академии изящных искусств. Его методика включает множество практических заданий, поскольку он утверждает, что искусство фотографии невозможно полностью освоить из теоретических пособий. Помимо этого, в галерее Serpentine он руководит проектом 89plus, предоставляя площадку для творчества художников и фотографов, родившихся после 1989 года — поколения, взросшего в эпоху цифровых технологий. Этот проект олицетворяет идею Фабрики Уорхола, предоставляя молодым талантам возможность проявить себя.

«То, чему я действительно хочу научить, — это использовать свою энергию и энтузиазм в фотографии, чтобы развить творческий потенциал студентов. Моя цель — вдохновить их, подарив им страсть к творчеству. С самого начала курса я подчёркиваю, что искусство фотографии должно быть пропитано любовью к жизни. Ведь только любя жизнь, можно достичь выдающихся результатов в фотографии — запечатлеть всё что угодно!»

    фото: Juergen Teller
фото: Juergen Teller

Фотограф говорит, что важно жить в гармонии с собой. Вопросы «Кто я?» и «Чего я хочу?» становятся центральными в принятии решений, опирающихся на чувства, эмоции и внутреннюю гармонию. Выбор, основанный на интуиции и внутреннем чувстве гармонии, выступает противоположностью принятия решений, опирающихся на логику, устоявшиеся правила и личную выгоду. Важно помнить, что истинные намерения могут проявиться только через искреннюю любовь к тому, что мы делаем.

«Я стремлюсь донести до своих учеников, что деньги следует зарабатывать, занимаясь тем, что истинно любишь».

Ещё больше работ по ссылке: lehmannmaupin.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube