Найти тему
Этобаза

Почему немецкие летчики якобы сбивали больше самолетов, чем советские? Объясняю на пальцах

Существует такой замечательный феномен асов Luftwaffe, где чуть ли не каждый третий немецкий летчик сбил за сотню советских самолетов. Например, тот же Эрих Хартман до конца дней своих козырял счетом в 352 воздушные победы. Герхард Бакхорн - 301. Гюнтер Раль - 250.

В то время как наши легенды Покрышкин или Кожедуб намного меньше. У первого - 59 воздушных побед. У второго - 64.

Так почему же наши фрицев меньше сбивали?
Так почему же наши фрицев меньше сбивали?

В чем же причина таких фантастических счетов геринговских асов? На самом деле, тут все крайне просто. Сейчас расскажу подробно, устраивайтесь поудобнее.

Начнем с того, что вообще-то в Люфтваффе велся командный счет победам. Проще говоря, если шестеро "Мессеров" толпой загоняли один советский "Ил-2" то палку с зачетом сбитого самолета писали всем шестерым немецким летчикам. Командиру штаффеля (эскадрильи) вообще в любом случае "палку" о сбитии писали - это ж типа как тренер в футболе...

В Люфтваффе, судя по откровенным послевоенным мемуарам многих немецких военных пилотов, вообще обожали заниматься приписками.
- Что ты, Ганс, сбил кого из Иванов за вылет? Да тридцать сразу! Как так? Да это ж русские, большевики, вообще летать не умеют, чего их жалеть то...

У нас в ВВС с системой подсчета очков и фрагов традиционно все намного строже было. Сбитый вражеский самолет записывали на счет лишь того пилота, что непосредственно на гашетки жал и фрица на землю отправлял. Если какой-нибудь один "Юнкерс" сбивали сразу несколько наших пилотов, то потом эскадрилья коллективно решала, кому же одному ту победу заветную зачесть. Обычно в таком случае приписывали, тому кто более всех рисковал в бою. Или последний выстрел делал.

Не стоит забывать, что в советских ВВС, в отличие от немецких, сбитый вражеский самолет это не просто очередная боевая награда, почет, уважуха, респект.
Это дополнительно еще и немалые деньги - по приказу Иосифа Виссарионовича с августа 1941-го года за уничтоженную вражескую технику в Красной армии неплохо так платили. До тысячи рублей за сбитый самолет полагалось. Так что тут принципиально важно было найти одного ТОГО САМОГО заветного героя и виновника торжества...
Покрышкину по немецкой системе приписали б наверно полторы тысяч воздушных побед
Покрышкину по немецкой системе приписали б наверно полторы тысяч воздушных побед

Еще одна немецкая хитрая тонкость подсчета очков. У них считали зачастую моторы, а не просто самолеты, как у нас. То есть, одномоторный Ил-2 сбитый это 1 воздушная победа. Двухмоторный ТУ-2 это уже сразу 2 победы, как бе.

Ну а американская "Летающая крепость" B-17 - то все четыре победы сразу... Согласитесь, какая-то логика в таком подсчете все же имеется - четырехмоторный самолет сбить куда сложнее одномоторного...

У нас же как говорится, хоть сорокомоторный сбей, все равно только одна победа в зачет пойдет.

Летающая крепость немецким истребителям шла сразу как 4 воздушных победы
Летающая крепость немецким истребителям шла сразу как 4 воздушных победы

В Люфтваффе не существовало особо строгих требований к подтверждению сбития вражеского пилота. Истинный пилот врать не может - так у немцев еще с первой мировой в военно-воздушных силах повелось. Потому верили просто на слово - самого летчика или же его пилотов его штаффеля (эскадрильи).

В советских военно-воздушных силах, как я уже выше говорил, привычки просто так награды и премии раздавать не существовало. Потому помимо показания летчика и его боевых товарищей, требовалась куча дополнительных подтверждений сбития. Данные с фотокинопулемета. И далее вплоть до свидетельства наземных сил, что да, мол такой-то самолет наш сбил такого-то фрица, вот он пленный летчик, а вон там его клятый мессер в овраге догорает.

Советскому летчику для подтверждения воздушной победы требовалось чуть ли не лично расписку у сбитого им фрица взять
Советскому летчику для подтверждения воздушной победы требовалось чуть ли не лично расписку у сбитого им фрица взять

В Люфтваффе и советских ВВС совершенно по-разному подходили к самому пониманию термина "воздушная победа" (Luftsieg). У нас таковой считалось только полное сбитие и уничтожение немецкого самолета с последующим триумфальным падением его на грешную землю - лучше всего за нашу линию фронта.

У фашистов же могли зачесть как победу, например, если их летчик просто подбил советскую машину. И та, чихая-кашляя, с легким дымком благополучно ушла на родной аэродром. Прямо в руки заботливых механиков-ремонтников.

В Luftsieg'и фрицам записывали и уничтоженные при налетах на советских аэродромах не взлетевшие наши самолеты. В то время как нашим пилотам нейтрализованные на земле вражеские боевые машины в зачет воздушных побед не шли.
Уничтоженные на земле немецкие самолеты как воздушные победы у нас не засчитывались обычно
Уничтоженные на земле немецкие самолеты как воздушные победы у нас не засчитывались обычно

Ну и наконец, немецкие летчики-истребители банально раньше наших начали. Лет так на пять. Немало асов Люфтваффе вели свой боевой счет еще с испанского неба 1936-го года. Наши же летчики-истребили в массе своей войну начали только в 1941-42 гг. То есть, когда фрицы уже 5-6 лет небо всей Европы коптили.

Увы, и что мне греха таить, в 1941-1943 гг, вплоть до самого неба Кубани еще не имели наши летчики достаточного боевого опыта. Были куда хуже обучены, обладали куда более слабой техникой. А потому по-первой, пока учились воевать, несли потери куда больше вражеских...

-7