Сразу скажу, геологи показали одну из самых сильных на сегодня программ, но все-таки не самую. А замах был такой, что можно было ожидать именно самую. И сама литературная основа, на которой они построили свой концерт, и язык, на котором они заговорили еще до начала концерта, и атмосфера серьезности, которую они ухитрились создать – все это обещало в разы больше, чем мы в итоге получили. То есть, понимаете, о чем речь – один из самых сильных, да еще и обещавший в сто раз больше - представляете потенциал? А сдулись-то они на том же самом, на чем попадаются почти все – на истории, на понятной истории.
Но, если, например, географы просто не стали свою историю прописывать, детализировать и разрабатывать, то у геологов-то в голове все сложилось. Жаль, что донести до сцены это не удалось. Они просто выбрали прием подачи своей истории не совпадающий с самой историей, и это нужно пояснить отдельно.
На самом деле, есть довольно распространенный и известный прием, когда ты не рассказываешь историю, а говоришь со зрителем вокруг нее, общаясь по поводу своего к ней отношения. Это хороший прием, и может дать даже больше, чем правильное простраивание самого сюжета. Но это работает тогда, когда все в зале отлично знают сам сюжет, да еще и в деталях. А много ли в зале людей, которые не так давно перечитали у Стругацких Пикник на обочине, да еще и пересмотрели у Тарковского Сталкера? Вот то-то и оно. Даже в жюри таких людей почти не нашлось – один Дмитрий Васильевич, и то случайно. Нет, мы смотрели и читали, но давно, а для такого разговора стоило бы освежить в памяти-то, иначе многие намеки на детали просто пропадают. Или мы начинаем трактовать эти детали иначе, а это уже разрушает авторский замысел геологов, а в результате мы видим и понимаем в их программе что-то такое, чего они туда даже и не думали закладывать.
Собственно, других ошибок геологи не допустили, но у этой ошибки такие следствия, о которых стоит поговорить подробно. Начну вот с чего, только придется чуть и о самих первоисточниках поговорить – вы же не читали Стругацких и не смотрели Тарковского неделю назад. У Стругацких этот самый золотой шар – это такая штука, которая может выполнить самое сокровенное желание. И в этом сразу же заложен большущий конфликт, потому что большинство людей даже не подозревают о своих сокровенных желаниях. Они в подсознании. В книге, например, есть случай, когда один из сталкеров очень хотел спасти сына, погибшего в этой зоне. И он попросил золотой шар исполнить его желание, а из подсознания по факту выскочило другое – он вернулся из своего квеста богатым, но по-прежнему без сына. Мужик повесился в результате от презрения к самому себе. И сама зона, каждый шаг по которой грозит немыслимыми ужасами – это еще и место, где есть последний шанс разобраться в том, о чем же ты мечтаешь на самом деле.
Герой Тарковского никогда не заходил в комнату, где желания исполняются, он боялся, что они исполнятся. А ведь этакая жизнь в зоне – лучший способ возненавидеть мир, и как бы ты не думал усиленно о том, что всех готов спасти и собой пожертвовать, в подсознании-то может оказаться такая тьма, которой никому не пожелаешь. Сталкер геологов не просто загадал что-то, но еще и примерил терновый венец, который вообще-то никому, кроме Иисуса не по силам. Мы бы, наверное, и это могли бы принять, но нас же, даже читавших и смотревших нужно как тех экскурсантов-соискателей золотого шара к нему привести. Это жуткая, конечно, задача. И можно понять геологов, которые на это не решились. Или не подумали вовсе. Но ведь в результате-то и высказывание факультета в этой программе понять просто невозможно. Проще просто перекреститься, если вы христианин, или обратиться с мольбой к Аллаху, если вы мусульманин, да хоть к тому же золотому шару, если вы фанат Стругацких и попросить, чтобы не сбывалось то, что загадал сталкер геологов, ибо сталкер Тарковского по определению мудрей и даже праведнее, а он не решился.
Получается, что спрятанная геологами от нас история еще и путаницу в привычную картину мира вносит, начинает вспоминаться невольно та самая бабочка Рея Бредбери, из-за которой вся история человечества пошла наперекосяк.
Это одно следствие геологической ошибки в постановке своей программы, серьезное и даже пугающее следствие, но есть и другие, разрушающие уже не картину мира, а просто саму задумку ребят в этой программе. Тут тоже нужно напомнить или пояснить, что это за штука – зона Стругацких-Тарковского. У Стругацких в повести есть легенда, будто а этом месте как-то давным-давно приземлялись инопланетяне, провели пикничок, может шашлычки пожарили, может и выпили слегка, но когда улетели назад, тут всякая нечисть и завелась. Да еще так изощренно, что никакие карты и проверенные маршруты не помогают – нарваться на неприятности со смертельным исходом можно в любом месте, а одно так специально организовано, чтобы там непременно кто-то из группы обязательно погиб. А мимо не пройдешь, иначе до шара не доберешься. Жуткая история, жуткое место и жуткое состояние самих проводников-сталкеров, они же знают, что назад кто-то обязательно не вернется. Но вот у геологов этого не получилось, а получилось едва не наоборот. Первые же существа, танцующие а зоне, оказываются весьма привлекательными и в принципе безобидными. А дальше – больше, и мы уже с удивлением замечаем, что там совсем не так уж и плохо, а скорее даже хорошо. А история, я напомню, брошена. В результате, наблюдая исчезновение экскурсанта-журналиста, мы не понимаем, то ли он погиб, то ли просто за симпатичными девчонками увязался и решил остаться тут жить. Там же было за кем увязаться – девчонки оч зажигательно нам нечто в стиле латино станцевали, поманили прелестями огненными – кто бы не увязался, раз уж так карта легла. И это напрочь разрушает философскую основу самого исходника. Поэтому, когда сталкер без клиентов уже, в одиночку доходит и загадывает, это вызывает внутренний протест. А уж этого-то авторы точно не планировали.
Тем не менее, режиссеров похвалить стоит. И за мужество, и просто за попытку, ну и за весьма насыщенную программу самого концерта. Да, отсутствие истории, или, точнее, брошенная на полуслове история разрушила невероятно мощное обращение через ребят великих писателей и великого режиссера, смазали предупреждение великих мыслителей, не побоюсь этого слова, к нам с вами. Но вот желание перечитать или пересмотреть точно появилось. Во всяком случае у нас, у членов жюри. Возможно, и зрители с нами солидарны – а это уже результат. Не тот, который мог бы быть, если бы все непосильные задачи, которые ребята на себя навесили, таки решились бы, но результат.
В общем геологи показали весьма сильный концерт, зацепили, небывало сложную тему, поработали серьезно как только смогли, но все же замысел свой вывезти не потянули. С одной стороны жаль, с другой, если уж серьезно относиться ко всему, что они могли бы вытащить если бы не ошиблись в главном, может и к лучшему. Не уверен, что мы готовы увидеть то, что могло бы получиться, если бы все было сделано как задумано. Так что пусть уж лучше загаданное сталкером не сбывается, очень уж оно может оказаться похожим на самый обыкновенный апокалипсис. И разрушенная цельность и величие замысла геологов – не самая большая цена, за то, чтобы это все мимо нас прошелестело, не задевая.
А закончить хочется парадоксально. Мы частенько говорим о том, что нас очень огорчают мелкие и какие-то вроде вовсе чужие и надуманные темы, на которых строятся программы весен. И это - правда, огорчают. Но вот вам пример сверхсерьезной темы – и это тоже не очень хорошо, как выясняется. Такая глубина и такая степень серьезности тоже ломают программу. На этой теме ведь и Стругацкие с Тарковским общего понимания не нашли и остались друг другом не слишком-то довольными. А тут у нас не Тарковский со Стругацкими, а Аня Селиверстова и Вася Корякин – почувствуйте разницу, как говорится. Ребята большие молодцы, но, боюсь затея и не могла получиться в полной мере. Победа на собой, на своими страхами, да и вообще серьезный поступок, меняющий человека внутренне – это все есть, но в весне ведь и турнирная таблица имеет значение, а тут уж объективно не победа. Что важнее? Мы-то уверены, что первое, и в этом геологи безусловно в победителях, но мы в этом баттле не участники а наблюдатели, не нам решать что важнее, наше дело определить, чья программа самая цельная, качественная и с самым интересным художественным высказыванием. И с этой точки зрения на сегодня геологи вторые, а впереди еще есть умельцы, которые могут эту ступеньку и перепрыгнуть. Так что, друзья, наверное, все же и глубины и серьезности тоже должно быть в меру, столько, сколько можно поднять и понести и ни граммом больше. На пределе возможностей творить можно, за пределами, наверное, тоже, но, увы, не в условиях реального конкурса.