Найти тему
Задача выжить

"Герань" выходит на новый уровень - беспилотник вновь модернизировали, но с необычной изюминкой.

Оглавление

За последние полтора года, а точнее период активного применения иранских беспилотников нашей армией, её модернизировали уже так много раз, что удивить, казалось бы, фактически нечем. Но не тут-то было - оказывается, работы эти ведутся постоянно, и сейчас от той, первой "Герани" уже мало что осталось, кроме, разве что, корпуса. И речь не столько про замену на отечественные комплектующие, сколько на радикально новый подход к концепции дрона в целом, о чём мы сейчас более подробно и расскажем.

Источник: Regnum.
Источник: Regnum.

Приветствую на канале!

И начнём с проблем. Во время разработки "Герани", а если быть точным "Шахеда", стояла чёткая задача - в условиях экономической и, можно сказать, технологической блокады, нужно разработать такой дрон, который смог бы в широкую серию. Для чего это нужно? Главный противник Ирана, как известно, обладает очень внушительной группировкой сил ПВО/ПРО. Вероятно, мощнейшей в регионе. И пробить всё это дело вряд ли выйдет - нужно много дронов, которые на первом этапе атаки истощат зенитные системы - знакомая всем концепция, ничего нового. И иранцам это удалось, пусть и с некоторыми оговорками - получился дешёвый, массовый и достаточно эффективный боеприпас, производство которого мы наладили уже у себя под наименованием "Герань". И поначалу эффект от ближневосточной "газонокосилки" был впечатляющий, отрицать бессмысленно, но с течением времени он стал понемногу спадать - первоначальный шок прошёл давным-давно, и противник потихоньку стал адаптироваться к нашей тактике. Яркий тому пример - немецкие зенитки "Гепард". Они оказались абсолютно бесполезны против основных ударных сил по типу крылатых ракет, особенно воздушного базирования ввиду наличия технологии "Стелс", но вот по низкоскоростным "камикадзе" их работа была довольно успешна. И проблема как раз-таки в скорости - она не превышает 300 км/ч, что оставляет операторам больше времени для реакции.

Источник: livejournal.com. Иранские реактивные вариации.
Источник: livejournal.com. Иранские реактивные вариации.

Как решить эту проблему? Самый очевидный способ - увеличить скорость. Но каким образом? В Иране этот вопрос решили путём установки малогабаритного реактивного двигателя. Причём конструктора пошли весьма изобретательным путём - за основу был взят движок от RC-моделей. Он дешёвый, простой и эффективный - всё согласно требованиям иранских ВС, да и наших тоже. Правда звуковое сопровождение теперь куда громче, как и ценник, но что уж тут поделать. Главное выросла скорость, а значит относительно простыми средствами уже не обойтись, и придётся тратить драгоценные ракеты-перехватчики, а не ПЗРК или снаряды "Гепардов". Пока что трудно ответить на вопрос чей именно двигатель установлен в "Герань", наш или иранский, однако сути это пока что не меняет. Но все мы любим детали, и здесь есть что сказать. Во-первых, согласно открытым источникам, и нашим, и с той стороны, скорость выросла практически двукратно - до 600 км/ч максимум, при крейсерской в районе 500. Попасть по такому объекту гораздо сложнее, особенно устаревшим средствам ПВО ближнего действия, а значит к своей цели доберётся куда больше "Гераней", чем было раньше. Во-вторых, приятным бонусом выступает увеличенный расход боекомплекта перехватчиков, с чем у противника явный дефицит и каждая ракета на вес золота. Ну и в-третьих, времени на подготовку к удару становится в два раза меньше. Пусть "Герань" даже в реактивном варианте летит довольно долго, но в сравнении с предыдущими вариациями она буквально ломает устоявшиеся временные рамки, и противник такой удар может "проспать".

Источник: REUTERS.
Источник: REUTERS.

Однако реактивный двигатель - лишь верхушка айсберга, которая активно в последние дни обсуждается. Второе и не менее важное решение - это оснащение, пока что в тестовом режиме, термобарической боевой частью весом в 40 килограмм. Это довольно много, даже на фоне "Буратино" и "Солнцепёка", где вес всей ракеты целиком варьируется в районе 200 кг, в зависимости от модификации. Так что налёт крупной стаи беспилотников, штук 20-30, вполне себе сравним с ударом тяжёлых огнемётных систем, вот только с дальностью, превышающей несколько сотен километров. Вообще, этот параметр является загадкой - никто доподлинно не знает, как далеко может лететь "Герань". Согласно иранским данным, чуть ли не до 2000 километров, но это звучит как-то сомнительно. Ряд источников утверждает, что параметр колеблется в диапазоне от 500 до 1000, максимум 1500 - точно знают только в МО. Но с приходом реактивной версии дальность упадёт - причина проста и кроется в существенно увеличенном расходе топлива. В любом случае, время покажет, насколько такая модернизация оказалась успешной, или же напротив. А пока что у нас в стране завершается строительство очень крупного завода, способного выпускать очень много "Гераней", самых разных версий и комплектаций. Согласно заявлениям западной разведки, пока что речь идёт о 200 дронах в месяц, или почти 2500 в год. С учётом того, что это далеко не единственная площадка, общее число по стране явно превысит 500. Причём новый завод рассчитан под более глубокую локализацию - даже двигатели будут наши. Игра в долгую, так сказать.

Источник: YouTube.
Источник: YouTube.

И это далеко не все, что можно было рассказать, просто по другим направлениям пока что крайне мало информации. Например, сейчас широко обсуждается "Герань", внутри которой нашли средства для работы с телефонными вышками. Пока что адекватно ответить, для чего это понадобилось, трудно, но ряд источников утверждает, что таким образом происходит "общение" дронов в стае, что серьёзно повышает эффективность прилёта по причине перенацеливания прямо в полёте. Само собой, человек так быстро отреагировать не успеет - вероятно при таком сценарии дрон сам решает куда ему прилететь. Что-то похожее реализовано с "Ланцетами", но там оптика различает что, куда и как. Также есть предположение о поиске таким образом зенитных средств и передаче информации оператору - предположений масса, но чёткого ответа нет. Но одно известно совершенно точно - даже не смотря на создание страхующего элемента в виде "Италмаса", отказываться от "Герани" и её огромного модернизационного потенциала, дешевизны и массовости нельзя ни в коем случае.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - нас больше 87 000. Спасибо каждому!