Обзор американских медиа
🗞(+)The New York Times в статье «Всегда ли антисионизм является антисемитизмом? Непростой вопрос на данный момент» рассказывает, что от залов Конгресса до улиц и университетов Америки, некогда в значительной степени академический вопрос будоражит национальные дискуссии, вызывая обвинения в фанатизме и встречные обвинения в буллинге. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Жестокое пролитие еврейской крови 7 октября, за которым последовало безжалостное военное нападение Израиля на Газу, выдвинуло на первый план непростой вопрос в момент всплеска фанатизма и внутриполитических игр: является ли антисионизм антисемитизмом по определению?
Этот вопрос глубоко расколол демократов в Конгрессе на прошлой неделе, когда лидеры республиканцев, стремясь вбить клин между американскими евреями и политической партией, которую три четверти из них называют своей, поставили его на голосование в Палате представителей. Он всколыхнул студенческие городки страны и отозвался на улицах городов, где протестующие сторонники Палестины скандируют призывы к освобождению Палестины от реки Иордан до Средиземного моря.
Она всплыла в среду на республиканских президентских дебатах, когда Никки Хейли, бывший губернатор Южной Каролины, сказала: «Если вы не считаете, что Израиль имеет право на существование, это антисемитизм» [да имеет он право на существование. Только в границах 1948-го года, определённых ООН — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. На следующий вечер, зажигая национальную менору за Белым домом, муж вице-президента Камалы Харрис, еврей Даг Эмхофф, предупредил: «Когда евреи становятся мишенью из-за их убеждений или идентичности, а Израиль выделяется из-за антиеврейской ненависти, это и есть антисемитизм».
Когда-то сионизм как концепция имел чёткое понимание: вера в то, что евреи, которые тысячелетиями терпели преследования, нуждаются в убежище и самоопределении на земле своих предков. Это слово до сих пор вызывает у многих евреев радостную гордость за государство Израиль, которое было создано 75 лет назад и неоднократно защищалось от нападений арабских соседей, стремившихся его уничтожить.
Если сто лет назад антисионизм означал противодействие международным усилиям по созданию еврейского государства на территории, которая в то время находилась под контролем Великобритании и называлась Палестиной, то теперь он предполагает ликвидацию Израиля как суверенной родины евреев. Это, по мнению многих евреев в Израиле и диаспоре, неотличимо от ненависти к евреям в целом, или антисемитизма.
Однако некоторые критики Израиля говорят, что приравнивают сионизм к постоянному проекту расширения еврейского государства. Эти усилия вдохновляют израильское правительство, стремящееся заселить всё новые части Западного берега, которые некоторые израильтяне, а также Соединённые Штаты и другие западные державы предлагали сделать отдельным государством для палестинского народа. Расширение этих поселений вызывает у критиков Израиля образы «поселенцев-колонизаторов» и угнетателей в стиле апартеида.
Поэтому для некоторых евреев ответ на вопрос очевиден. Конечно, антисионизм - это антисемитизм, говорят они: около половины евреев мира живут в Израиле, и его уничтожение или лишение статуса убежища, где им гарантировано самоуправление, поставит под удар народ, который снова и снова сталкивается с проблемой уничтожения.
«Нет никаких дебатов», - сказал Джонатан Гринблатт, глава Антидиффамационной лиги, которая определяет и отслеживает антисемитизм с 1913 года. «В основе антисионизма лежит одна концепция - отрицание прав одного народа».
Многие палестинцы и их союзники реагируют так же яростно: приравнивание оппозиции еврейскому государству на некогда арабской земле - или оппозиции его расширению - к фанатизму означает замалчивание их национальных устремлений, заглушение политического инакомыслия и принижение 75 лет их страданий.
Лайла эль-Хаддад, палестинская активистка и писательница, назвала это «леденящей душу попыткой наказать и заставить замолчать голоса, критикующие политику Израиля».
Но, пожалуй, нигде этот вопрос не стоит так остро, как среди самих евреев. Молодые леворадикальные евреи, проникшиеся идеями антирасизма и терминами вроде «поселенческий колониализм», всё чаще ищут еврейскую идентичность, основанную скорее на религиозных ценностях, таких как стремление к справедливости и исправлению мира, чем на коллективном национализме, привязанном к земле Израиля.
Многие пожилые либеральные евреи также испытывают трудности в связи с уходом израильского правительства в крайне правые круги, но они считают Израиль центральным элементом и гарантом дальнейшего существования евреев во всё более секуляризованном мире.
«Мы живем во всё более пострелигиозную эпоху, и любая еврейская община, которая уходит от еврейского народа и его самого яркого выражения нашего времени - еврейского государства, государства Израиль, - уходит от своего собственного будущего», - сказал Аммиэль Хирш, старший раввин Свободной синагоги Стивена Уайза на Манхэттене и основатель организации Amplify Israel, которая стремится подчеркнуть значение еврейского государства в еврейском богослужении.
Для республиканцев вопрос прост и удобен. Поднятие темы антисионизма в дебатах об антисемитизме на фоне войны между Израилем и ХАМАС отодвигает на второй план присутствие белых националистов-фанатиков на задворках республиканской коалиции - таких как Ник Фуэнтес, ярый неонацист, который в прошлом году обедал с Канье Уэстом [неонацист, мирно обедавший с негром — это что-то! 😁— прим. «М.П.»] и бывшим президентом Дональдом Трампом, - и вместо этого заставляет демократов защищать сторонников ХАМАСна задворках их собственной коалиции.
Поэтому во вторник, когда лидеры G.O.P. во главе с представителем Дэвидом Кустоффом из Теннесси, одним из двух еврейских республиканцев в Палате представителей, поставили на голосование резолюцию, осуждающую все формы антисемитизма и категорически заявляющую, «что антисионизм - это антисемитизм», в число 216 республиканцев, проголосовавших «за», вошли два обвинённых в антисемитизме и бело-националистических заигрываниях представителя - Пол Госар из Аризоны и Марджори Тейлор Грин из Джорджии. (Единственный республиканец, проголосовавший против, представитель Кентукки Томас Масси, теперь заклеймён Белым домом как антисемит).
Для широкой демократической общественности, напротив, дебаты были изматывающими, натравливая союзников друг на друга и откалывая более консервативных еврейских демократов, которые абсолютно уверены, что антисионизм - это антисемитизм, от прогрессивных демократов, особенно цветных, которые столь же решительно выступают за свободу критики Израиля, и оставляя огромную середину, не желающую проводить четкие границы.
Тринадцать демократов проголосовали «нет», включая самых яростных критиков Израиля в Конгрессе - Ильхана Омара из Миннесоты, Рашиду Тлаиб из Мичигана и Александрию Окасио-Кортез из Нью-Йорка. 95 проголосовали «за», но 92 демократа проголосовали «против», среди них такие видные евреи, как Джеррольд Надлер из Нью-Йорка, Джейми Раскин из Мэриленда и Джен Шаковски из Иллинойса.
«Друзья, это не сложно: БОЛЬШИНСТВО антисионистов - тех, кто призывает к уничтожению Израиля, отрицая его право на существование, - являются антисемитами. Этот тип используется для маскировки ненависти к евреям», - написал г-н Надлер в социальных сетях после голосования. «Некоторые виды антисионизма таковыми не являются. Таким образом, называть ВЕСЬ антисионизм антисемитским просто неточно».
На самом деле, всё очень сложно. Джонатан Якоби, директор Nexus Task Force, группы учёных и еврейских активистов, связанных с Бардовским центром по изучению ненависти, сказал, что группа уже несколько лет бьётся над этим вопросом, пытаясь найти определение антисемитизма, которое бы отражало, когда антисионизм переходит от политических убеждений к фанатизму. Он предупредил, что если кричать о том, что любые политические действия, направленные против Израиля, являются антисемитскими, то евреям будет сложнее выявлять реальный антисемитизм, а честные разговоры о правительстве Израиля и политике США в отношении него будут затухать [абсолютно справедливо. Давно говорю ровно об этом — прим. «М.П.»].
Определение антисемитизма, разработанное Международным альянсом памяти жертв Холокоста и принятое Белым домом Трампа, включает фразы, которые, по мнению критиков, подавляют политическую речь, а не речь о ненависти:
— Отрицание права еврейского народа на самоопределение, например, утверждение, что существование государства Израиль - это расистская затея;
— Применение двойных стандартов, требуя от Израиля поведения, которого не ожидают и не требуют от любой другой демократической страны;
— Сравнение современной политики Израиля с политикой нацистов;
Определение Nexus соглашается с тем, что возложение ответственности за действия израильского правительства на евреев всего мира, как это сделали на прошлой неделе пропалестинские протестующие у израильского ресторана в Филадельфии, является ненавистью к евреям. В нём также говорится, что антисемитом является отрицание права евреев самостоятельно определять себя как народ и осуществлять самоопределение, как это делают некоторые левые, утверждая, что евреи - это религия, а не нация [минуточку! Так это ж в Конституции Израиля вроде бы прописано! 🤔 — прим. «М.П.»].
Однако Nexus резко опровергает некоторые аспекты определения I.H.R.A., заявляя: «Непропорциональное внимание к Израилю и отношение к нему иначе, чем к другим странам, не является prima facie доказательством антисемитизма» и «Оппозиция к сионизму и/или Израилю не обязательно отражает конкретную антиеврейскую враждебность» [в точку! — прим. «М.П.»].
Иегуда Курцер, президент Института Шалом Хартман, еврейской исследовательской организации, сказал, что иудаизм всегда содержал в себе элементы религии и государственности и что еврейская идентичность колебалась между ними на протяжении тысячелетий. Неудивительно, что эти два направления могут казаться непонятными, сказал он.
С тех пор, как в политическом движении г-на Трампа началось усиление белого превосходства, еврейские интеллектуалы рассматривают правый антисемитизм «как опасный для еврейской сущности», - продолжает г-н Куртцер. Резня в синагоге Питтсбурга в 2018 году, унёсшая жизни 11 евреев, была совершена приверженцем теории «великой замены» - конспирологической выдумки, призванной вызвать расовую ненависть, утверждая, что евреи импортируют чёрных и коричневых людей, чтобы вытеснить белых американцев [ну, не одни только евреи, будем справедливы — прим. «М.П.»].
По его словам, на фоне такой бойни левый антисемитизм, движимый противниками еврейского государства, рассматривался как нечто более академическое, как угроза еврейской идентичности, но не еврейской безопасности.
Но, по словам г-на Куртцера, эти различия исчезли с массовым убийством около 1200 израильских евреев в октябре - потому что действия ХАМАС были конечным результатом отрицания права Израиля на существование. «7 октября должно подействовать так, чтобы сказать, что абсолютная ненависть к иудаизму за наши национальные претензии является жестокой и узаконивает насилие», - сказал он.
Другими словами, ярый антисионизм и ярый антисемитизм в конечном итоге пересекаются, причём в очень плохом для евреев контексте.
Тем не менее демократы опасаются, что в ходе дебатов стирается грань между политической речью и языком вражды. Тибетцы, требующие свободы от китайцев, считаются в Пекине несерьёзными или даже отвратительными, так же как активисты из числа коренных американцев, требующие вернуть часть территории Соединённых Штатов, могут быть таковыми для владельцев этих земель. Но являются ли они фанатиками?
Г-жа Омар заявила, что резолюция республиканцев, против которой она выступала, «смешивает критику израильского правительства с антисемитизмом» и «выставляет критиков израильского правительства антисемитами».
Для молодых еврейских активистов левых групп, таких как IfNotNow и Jewish Voice for Peace, которые сами были обвинены в антисемитизме, поиск еврейской идентичности, не укоренённой в земле, не является чем-то сложным. Евреи, в конце концов, выживали без государства почти 2 000 лет после того, как римляне разрушили Второй храм в Иерусалиме и рассеяли жителей Святой земли по четырём углам земли.
Ева Боргвардт, 27-летний политический директор организации IfNotNow, говорит, что окончила школу с желанием стать раввином. Теперь она говорит о возрождении еврейской идентичности в США, о «диаспорной» куриной ферме, о гомосексуалистах, изучающих Талмуд, и об иудаизме, основанном на добрых делах - в том числе на обеспечении равных прав и защиты для палестинцев.
«Для евреев, сомневающихся в сионизме, вопрос заключается в защите прав меньшинства от государства, которое намерено их уничтожить», - сказала она. «Что может быть более еврейским, чем это?»
Г-н Гринблатт, представитель Антидиффамационной лиги, гневно отреагировал на этот аргумент.
«Только не говорите мне, что мой дед, вся семья которого была сожжена в Освенциме, хотел вернуться в диаспору», - сказал он.
На что более молодые и левые евреи могли бы ответить вопросом, что вообще значит предлагать, чтобы американская политика была направлена на обеспечение безопасного убежища для евреев за рубежом, когда Первая поправка гарантирует, что Соединённые Штаты являются таким убежищем.
Во всём этом ощущается разрыв между поколениями. Пожилые евреи пережили испытания и триумфы раннего еврейского государства. Евреи среднего возраста помнят надежду на мир, признающий законные чаяния еврейского и палестинского народов, воплощённую в соглашениях Осло 1990-х годов, и дипломатический процесс, который энергично продолжался до начала XXI века.
Молодые евреи, присоединившиеся к пропалестинским демонстрантам в последние два месяца, знают только Израиль, который они считают могущественным, жестоким по отношению к палестинцам и управляемым лидерами гораздо правее их.
«Я родилась после того, как соглашения в Осло развалились», - говорит г-жа Боргвардт. «Я никогда не знала никакой реальной надежды на сионизм, который не требует оккупации, апартеида и угнетения палестинцев для реализации идентичности еврейского государства».
Распространённость этой точки зрения крайне беспокоит видных евреев и раввинов. По словам г-жи Шаковски, конгрессмена-ветерана, навешивание ярлыка антисемита на евреев, ставящих под сомнение центральную роль сионизма, никак не помешает им полностью отказаться от иудаизма.
«Я думаю, что существует презрение к активным, деятельным американским евреям, которые считают, что дело не только в существовании Израиля», - сказала она, - «но и в том, что Израиль существует в контексте, включающем палестинцев».
Автор: Джонатан Вайсманн. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: где тут у вас в антисионисты записывают? Запишите меня! 😀