Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как японские камикадзе вынудили американцев устанавливать эскалаторы на авианосцах

Есть на авианосцах так называемые ready rooms, которые приблизительно можно назвать "помещения для предполётной подготовки". Хотя в них также производилось и подведение итогов выполненных полётов. Они выглядели раньше примерно так:

Здесь пилоты получали полётное задание и общий инструктаж по плану его выполнения. А теперь представьте, что в это помещение влетает хотя бы 250-килограммовая бомба, а то и самолёт камикадзе. Потеря большого количества лётчиков, на подготовку которых ушли годы - очень чувствительный удар по боеспособности авианосца.

А именно так начало происходить, когда за американские авианосцы взялись японцы и особенно камикадзе

-2

Вся беда была в том, что ready rooms находились непосредственно под полётной палубой, чтобы сократить путь пилотов к самолётам. А палубы на американских авианосцах тогда практически были небронированные. В отличие от мудрых англичан, у которых уже авианосцы типа "Илластриес" постройки 1937-40 годов имели броню на полётных палубах толщиной 7,5 см.

Американцы взялись за голову только при постройке авианосцев типа "Мидуэй", получившие бронированные полётные палубы, как и следующие проекты, но война к тому времени кончилась. Учитывая горький опыт и понимая, что броня бронёй, но и она не панацея, ready rooms были перенесены вглубь корпуса корабля.

Однако появилась новая проблема - быстро подняться к самолётам во всей той сбруе, которая навьючена на морского лётчика, было не так-то просто. И тогда пришла идея оснастить авианосцы эскалаторами для них. На вид они были совершенно такими же, как в метро или каком-нибудь супермаркете

-3

Пилоты на нём:

-4

Более дюжины авианосцев типов «Эссекс » и «Тикондерога» были глубоко модернизированы после Второй мировой войны, с установкой этого оборудования.

Гораздо более крупный тип "Китти Хок" также был построен с этой особенностью, даже с двумя эскалаторами, одним носовым и одним кормовым, чтобы вместить лётчиков более крупного авиакрыла. Есть даже некоторые сообщения о том, что изначально в «Китти Хок» был встроен третий эскалатор для перемещения высокопоставленных офицеров с нижних палуб на мостик корабля. Остается неясным, были ли эскалаторы на авианосцах типа "Форрестол", но похоже, что они были, по крайней мере, какое-то время.

После типа "Китти Хок" ready rooms были вновь перенесены ближе к полётной палубе и нужда в лифтах отпала. Возможно, потому, что при современных видах оружия нападения на авианосце вряд ли удастся спрятаться хоть где-нибудь.

Вот несколько воспоминаний об эскалаторах моряков, служивших на этих авианосцах в более позднее время:

"...На авианосце «Китти Хок» у нас было два эскалатора: один в носовой части, другой в кормовой . Передний эскалатор был красивым и удобным для доступа к передним столовым с уровня 03 и часто использовался (но только как очень длинная лестница, их никогда не включали). Кормовой эскалатор открывался в гораздо менее удобную часть второй палубы, и люди, жившие в верхних частях корабля, такие как я, просто использовали его, чтобы спускать вниз мешки с бельем нашего подразделения, поскольку он находился недалеко от корабельной прачечной."

"...В период с 1970 по 1972 год я пользовался эскалатором много раз в день на авианосцах Hornet, Wasp и Ticonderoga. Работая специалистом по устранению неполадок в самолёте, я носил с собой на поясе необходимые инструменты."

"...Я провел 3 года на авианосце «Индепенденс» (CV-62), и там был эскалатор (я знал только один). Даже среди ветеранов «Инди», намного старше меня, немногие могут вспомнить, чтобы он когда-либо работал..."

"...Да, они у нас были. Они шли из ангарной палубы на уровень 03 (чуть ниже полетной палубы). Один поднялся, другой опустился. Но они работали только четверть всего времени, а когда мы выходили в море, чинить их было некому, поэтому мы просто ходили по ним. С тем же успехом это могли быть лестницы".

"... У нас на "Constellation" тоже были эскалаторы. На нём пробыл почти 2 года в море, и видел, как они работают только дважды."

Ну, вот как-то так.

И ещё немного об эскалаторе, тоже косвенно связанном с морем. Берега нашей Южной бухты в Севастополе довольно крутые и высокие. Поэтому в 1983 году на Корабельной стороне был оборудован эскалатор, чтобы рабочие, живущие в этом районе, могли быстро попасть на территорию "Севморзавода", поскольку до этого им в больших количествах приходилось постоянно пересекать железную дорогу и пользоваться длинными крутыми лестницами.

Сейчас остаткам завода не требуется такое количество рабочих и эскалатор, который называли "севастопольским метро", заброшен. Ниже не кадры из фильма о постапокалипсисе, а пара снимков наших диггеров, которые забирались туда:

-5
-6

............................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: