Есть на авианосцах так называемые ready rooms, которые приблизительно можно назвать "помещения для предполётной подготовки". Хотя в них также производилось и подведение итогов выполненных полётов. Они выглядели раньше примерно так:
Здесь пилоты получали полётное задание и общий инструктаж по плану его выполнения. А теперь представьте, что в это помещение влетает хотя бы 250-килограммовая бомба, а то и самолёт камикадзе. Потеря большого количества лётчиков, на подготовку которых ушли годы - очень чувствительный удар по боеспособности авианосца.
А именно так начало происходить, когда за американские авианосцы взялись японцы и особенно камикадзе
Вся беда была в том, что ready rooms находились непосредственно под полётной палубой, чтобы сократить путь пилотов к самолётам. А палубы на американских авианосцах тогда практически были небронированные. В отличие от мудрых англичан, у которых уже авианосцы типа "Илластриес" постройки 1937-40 годов имели броню на полётных палубах толщиной 7,5 см.
Американцы взялись за голову только при постройке авианосцев типа "Мидуэй", получившие бронированные полётные палубы, как и следующие проекты, но война к тому времени кончилась. Учитывая горький опыт и понимая, что броня бронёй, но и она не панацея, ready rooms были перенесены вглубь корпуса корабля.
Однако появилась новая проблема - быстро подняться к самолётам во всей той сбруе, которая навьючена на морского лётчика, было не так-то просто. И тогда пришла идея оснастить авианосцы эскалаторами для них. На вид они были совершенно такими же, как в метро или каком-нибудь супермаркете
Пилоты на нём:
Более дюжины авианосцев типов «Эссекс » и «Тикондерога» были глубоко модернизированы после Второй мировой войны, с установкой этого оборудования.
Гораздо более крупный тип "Китти Хок" также был построен с этой особенностью, даже с двумя эскалаторами, одним носовым и одним кормовым, чтобы вместить лётчиков более крупного авиакрыла. Есть даже некоторые сообщения о том, что изначально в «Китти Хок» был встроен третий эскалатор для перемещения высокопоставленных офицеров с нижних палуб на мостик корабля. Остается неясным, были ли эскалаторы на авианосцах типа "Форрестол", но похоже, что они были, по крайней мере, какое-то время.
После типа "Китти Хок" ready rooms были вновь перенесены ближе к полётной палубе и нужда в лифтах отпала. Возможно, потому, что при современных видах оружия нападения на авианосце вряд ли удастся спрятаться хоть где-нибудь.
Вот несколько воспоминаний об эскалаторах моряков, служивших на этих авианосцах в более позднее время:
"...На авианосце «Китти Хок» у нас было два эскалатора: один в носовой части, другой в кормовой . Передний эскалатор был красивым и удобным для доступа к передним столовым с уровня 03 и часто использовался (но только как очень длинная лестница, их никогда не включали). Кормовой эскалатор открывался в гораздо менее удобную часть второй палубы, и люди, жившие в верхних частях корабля, такие как я, просто использовали его, чтобы спускать вниз мешки с бельем нашего подразделения, поскольку он находился недалеко от корабельной прачечной."
"...В период с 1970 по 1972 год я пользовался эскалатором много раз в день на авианосцах Hornet, Wasp и Ticonderoga. Работая специалистом по устранению неполадок в самолёте, я носил с собой на поясе необходимые инструменты."
"...Я провел 3 года на авианосце «Индепенденс» (CV-62), и там был эскалатор (я знал только один). Даже среди ветеранов «Инди», намного старше меня, немногие могут вспомнить, чтобы он когда-либо работал..."
"...Да, они у нас были. Они шли из ангарной палубы на уровень 03 (чуть ниже полетной палубы). Один поднялся, другой опустился. Но они работали только четверть всего времени, а когда мы выходили в море, чинить их было некому, поэтому мы просто ходили по ним. С тем же успехом это могли быть лестницы".
"... У нас на "Constellation" тоже были эскалаторы. На нём пробыл почти 2 года в море, и видел, как они работают только дважды."
Ну, вот как-то так.
И ещё немного об эскалаторе, тоже косвенно связанном с морем. Берега нашей Южной бухты в Севастополе довольно крутые и высокие. Поэтому в 1983 году на Корабельной стороне был оборудован эскалатор, чтобы рабочие, живущие в этом районе, могли быстро попасть на территорию "Севморзавода", поскольку до этого им в больших количествах приходилось постоянно пересекать железную дорогу и пользоваться длинными крутыми лестницами.
Сейчас остаткам завода не требуется такое количество рабочих и эскалатор, который называли "севастопольским метро", заброшен. Ниже не кадры из фильма о постапокалипсисе, а пара снимков наших диггеров, которые забирались туда:
............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: