Найти в Дзене

МХН 38. Подкласс гнетовые. Род Эфедра (Ephedra)

Эфедра имеет огромное значение для хвойной темы. Нет, не потому, что она важна в природе или в хозяйстве. Совершенно не важна. Больше того, по российским законам, ее вообще не разрешается выращивать. Почему, обсудим чуть ниже. Огромное значение для хвойной темы она имеет по совсем другой причине. А именно потому, что в словарях и учебниках ее называют «хвойником». Называют так же, как наш народ и значительная часть профессионального садового сообщества называют садовые хвойные. К народному слову «хвойник» в этом последнем значении, а также к тем, кто его таким образом употребляет, часть продвинутых знатоков испытывает лютую ненависть. На некоторых форумах и в некоторых сетевых сообществах за употребление слова «хвойник» как замену слова «хвойные» полагается презрение и пожизненный бан. Сам я, конечно, ни разу в жизни это слово в этом смысле не употреблял. И не буду. Но только потому, что у меня тонка кишка, как у представителя интеллигенции. Ведь слово-то яркое, сочное, точное, красиво

Эфедра имеет огромное значение для хвойной темы. Нет, не потому, что она важна в природе или в хозяйстве. Совершенно не важна. Больше того, по российским законам, ее вообще не разрешается выращивать. Почему, обсудим чуть ниже. Огромное значение для хвойной темы она имеет по совсем другой причине. А именно потому, что в словарях и учебниках ее называют «хвойником». Называют так же, как наш народ и значительная часть профессионального садового сообщества называют садовые хвойные.

К народному слову «хвойник» в этом последнем значении, а также к тем, кто его таким образом употребляет, часть продвинутых знатоков испытывает лютую ненависть. На некоторых форумах и в некоторых сетевых сообществах за употребление слова «хвойник» как замену слова «хвойные» полагается презрение и пожизненный бан. Сам я, конечно, ни разу в жизни это слово в этом смысле не употреблял. И не буду. Но только потому, что у меня тонка кишка, как у представителя интеллигенции. Ведь слово-то яркое, сочное, точное, красивое, одним словом, народное. Между прочим, народ почти не употребляет его в единственном числе. Только во множественном. Подозреваю, потому, что имеет значительно более тонкое разумение, чем можно было бы предположить.

Увы, интеллигенции редко бывает по пути с народом. Но в таких, языковых, делах почти всегда побеждает в итоге народ. Не зря ведь древние говорили: Vox populi vox Dei. Если бы побеждала интеллигенция, которая сугубо правильно употребляет все слова, мы бы до сих пор разговаривали на том языке, которым написано «Слово о полку Игореве». Но мы разговариваем на другом: живом и динамичном. Кстати, я в науке уже 45 лет, но ни разу не видел ни одного профессионального ботаника, который называл бы эфедру хвойником. Все они называют эфедру эфедрой. Видимо потому, что тоже имеют тонкое разумение. Этим ограничусь. Иначе не избежать мне погребения под тухлыми яйцами и гнилыми помидорами.

Латинское название, которое дал этому роду К. Линней в 1753 г., идет от «Естественной истории» древнеримского автора Плиния Старшего (Plinius Maior, 1-й век новой эры). Это название имеет древнегреческую основу ("epi" – на, поверх и "pedra" – сидение), т.е. сидящее на чем-то, поверх чего-то. Это кажется странным: на чем может сидеть эфедра, если не на земле? Оказывается, очень даже может, например, на дереве! Среди видов эфедры есть так называемые лианоиды: не совсем настоящие лианы. Например, Ephedra foeminea (эфедра слабая). Она называется так потому, что сама стоит плохо: любит опереться на другое дерево, а то и забраться на него.

В данном случае, ей попался на жизненном пути кипарис вечнозеленый (Cupressus sempervirens)
В данном случае, ей попался на жизненном пути кипарис вечнозеленый (Cupressus sempervirens)

Ссылка на источник изображения

Этот вид эфедры распространен как раз в Восточном Средиземноморье. Его хорошо знали и древние греки и сам Плиний Старший.

Карту ареала эфедры мы уже показывали. Из нее понятно, что эфедра распространена в горах и аридных областях всех материков, за исключением Австралии. Есть она также в степной части Европейской России, на Кавказе и в Сибири. Отсюда и «хвойник». Непонятно, откуда взялось это название. Ведь если она и похожа на хвойные, то отнюдь не на наши, а на некоторых откровенно заграничных представителей семейства кипарисовые. Из наших растений она больше всего напоминает хвощ. Получается, русский народ как-то интуитивно понял, кому она, на самом деле, родня. Не исключено, что тут сыграл свою роль хвойный запах эфедры. Кстати, английское название эфедры тоже имеет хвойную основу: jointfir или jointpine = составная пихта или сосна (из-за членистого строения побегов).

Как и все гнетовые, эфедра сильно отличается от остальных голосеменных устройством и функциональностью генома. Геном эфедры лабилен настолько, насколько стабилен геном других голосеменных. Так число хромосом (2n) варьирует от 14 до 56 шт. Это примерно как у остальных голосеменных вместе взятых. Если исключить эфедру, то среди голосеменных полиплоидные виды можно посчитать на пальцах одной руки. У эфедры полиплоидны 69% из 52 изученных в этом отношении видов. Кстати, 52 – это для голосеменных очень хорошая «цифра». Которая показывает процветание эфедры. Скорее всего, в эволюционных успехах эфедры лабильность генома сыграла не последнюю роль.

Где и как живет эфедра.

Экология

Эфедры живут, главным образом, в бедных водой биомах – степях, полупустынях и пустынях, а также в горах на каменистых и известковых почвах. Все они адаптированы к жесточайшей экономии воды. В тропических и субтропических регионах земного шара (Анды, Гималаи) они встречаются до высоты 4500–5300 м над ур. м. Севернее, например, в горах Центральной Азии, верхний предел их распространения снижается до 3500-4000 м. В бореальной зоне (Южная Сибирь) они не поднимаются выше 2000-2500 м. Еще севернее, на гольцах Станового нагорья, верхний предел их распространения 1000-1500 м. Наконец, в Якутии, где на прибрежных галечниках и карбонатных остепненных склонах есть только один вид эфедры (E. monosperma), он встречается лишь до высоты 400 мнад ур. м.

Эфедры – исключительно светолюбивые растения, готовые ради высокой освещенности переносить и жар, и холод, и острый дефицит воды. Поэтому эфедре предположительно принадлежат, по крайней мере, два голосеменных рекорда. Оба они связаны с горами. Выше всех в горы забирается E. gerardiana: до 5300 мна подветренном макросклоне Гималаев.

На снимке, конечно, не рекордная высота над уровнем моря. Поэтому растение довольно крупное
На снимке, конечно, не рекордная высота над уровнем моря. Поэтому растение довольно крупное

Фото Sun Hang.

Второй рекорд – в номинации «широта высотного диапазона». Он принадлежит E. intermedia, центральноазиатскому виду с обширным ареалом. Этот вид, как впрочем и E. gerardiana, крайним севером своего ареала заходит к нам в горы Южной Сибири. На юге ареала он распространен в диапазоне абсолютных высот от 100 до 4600 м (Fu Liguo, Yu Yong-fu and Riedl, Harald. 1999. Ephedraceae // Wu Zheng-yi and Peter H. Raven (eds.). Flora of China, Volume 4. Beijing: Science Press; St. Louis: Missouri Botanical Garden).

На снимке показан этот вид в Тянь-Шане, на южном берегу Иссык-Куля. Фото автора
На снимке показан этот вид в Тянь-Шане, на южном берегу Иссык-Куля. Фото автора

В горах, в том числе, высоких, эфедра любит «взгромоздиться» на камень и отлично себя чувствует там: почти без воды, круглый год открытая всем ветрам и яркому солнцу.

На снимке E. equisetina в горах Таласского Алатау. Январь, каменистый восточный склон, высота над уровнем моря 1400 м
На снимке E. equisetina в горах Таласского Алатау. Январь, каменистый восточный склон, высота над уровнем моря 1400 м

Фото Федора Шакулы.

Сколько на нашей планете видов эфедры, известно одному богу, да и то вряд ли. Разные источники называют «цифры» от 50 до 75. Дело в том, что виды очень похожи друг на друга. Некоторые из них по вегетативным органам различить в принципе невозможно. К тому же в этом роде наблюдается буквально «разгул» полиплоидии и межвидовой гибридизации. Поэтому вопрос о численности видов в том или ином регионе больше зависит не столько от реального разнообразия, сколько от желания исследователей их находить.

Приведу такой пример. Сибирь в силу своих суровых климатических условий явно не может быть мировым центром разнообразия эфедры. Поэтому никого не удивляло, что тут встречаются всего 3 вида. Однако, стоило появиться энергичному исследователю этого вопроса, Галине Александровне Пешковой, как число обнаруженных видов стало быстро расти и к 2005 г. достигло 12 (Г.А.Пешкова. Семейство эфедровые во флоре Сибири // Turczaninowia. 2004. 7(2): 58–68). Эфедра распространена в самых сухих районах Сибири. Это степной юг Западной Сибири, Центральный Алтай, межгорные котловины в Саянах, Забайкалье.

Общая характеристика эфедры дана выше. Поэтому в следующий раз перейдём к ее филогении и внутриродовой систематике.