Найти тему
ForPost. Лучшее

«Эх вы, серость! Это же бубль-гум!» За какие товары россияне готовы отдавать любые деньги?

Оглавление

«Западные бренды как были маркером социального благополучия, так и остались»?

Фото: коллаж ForPost
Фото: коллаж ForPost

Несмотря на введение странами Запада и их союзниками тотальных санкций в отношении России, наши сограждане смогли адаптироваться к такой политико-экономической действительности.

Российский бизнес нашёл обходные пути для поставок импортных товаров, а потребители как покупали эти товары, так и продолжают их покупают.

Почему же наш народ до сих пор с лояльностью относится к продукции западных производителей и насколько это вредно для нашей страны попытался разобраться ForPost.

Просто адаптировались

Согласно результатам опроса, который провела компания Б1, выяснилось, что в этом году россияне гораздо меньше искали аналоги зарубежных брендов, чем в прошлом году.

Многие люди приобретают привычные для них товары посредством интернет - магазинов. И довольно большое число покупателей стали меньше покупать товары зарубежных производителей, поскольку в России сократилась их реклама, да и их стоимость стала значительно выросла.

Таким образом, можно сделать вывод, что россияне уже привыкли к новым экономическим условиям. А переход на более доступные бренды и расширение онлайн-торговли вместе с развитием параллельного импорта, который одобрило федеральное правительство в 2022 году, способствовали этому, отметили аналитики Б1.

Запад «завоевал» отечественного потребителя

Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социального моделирования Центрального экономико-математического института РАН Сергей Гатауллин напомнил о том, что зарубежные производители десятилетиями создают лояльность потребителей к своей продукции.

В отличие от российской лёгкой промышленности, которая производила только то, что умела, западные компании в полном смысле этого слова завоёвывали внешние рынки, годами, изучая предпочтения покупателей и оттачивая на этом свои продуктовые линейки.

В жёсткой конкуренции за конечного потребителя зарубежные производители одержали уверенную победу. Так было ещё с периода СССР, добавил Гатауллин.

С ним согласился и кандидат экономических наук, профессор факультета рекламы Университета «Синергия» Сергей Зайнуллин, добавив:

«В сравнении с крупнейшими транснациональными корпорациями небольшие российские компании имеют намного меньшие бюджеты на рекламу и продвижение своих брендов, начиная вывесками в бутиках и заканчивая продакт-плейсментом в мировых кинопремьерах, клипах и так далее».

Вместе с тем не надо забывать ещё и то, что многие западные корпорации всего лишь инсценировали свой уход из нашей страны.

На самом деле они либо формально продали бизнес своим же франчайзи, топ-менеджерам или партнёрам, либо, недолго думая, перевели названия своих компаний на русский язык, обратил внимание Зайнуллин.

При этом не стоит забывать о существенном технологическом отставании российского производства непродовольственных товаров, посетовал эксперт.

Кроме всего прочего, после того, как Запад ввёл свои санкции, наши восточные партнёры не смогли полностью наполнить российский внутренний рынок необходимой потребителям продукцией. Именно поэтому параллельный импорт и онлайн-сервисы покупок западных товаров оказались существенно востребованными у россиян.

«Для изменения ситуации нужны полные циклы отечественного производства товаров народного потребления высокого качества, от создания технологий и опытных образцов до промышленного масштабирования в условиях высокой конкуренции», — заключил Гатауллин.

С чего-то надо начать

По мнению политолога, генерального директора ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадима Сипрова, отечественный производитель находится сейчас в очень сложной ситуации.

Речь идёт о том, что у него нет нормальной производственной базы, а взять кредит для того, чтобы развивать своё производство, он не может из-за высокой ключевой ставки Центробанка. К тому же многие потребители считают, что если это «отечественное — значит оно плохое».

«Власть может сколько угодно повторять мантру о поддержке отечественного производителя, но до тех пор, пока жёны чиновников не прекратят ныть, что теперь воскресный шопинг в Милане стал менее доступным, чем до начала СВО, рассуждения чиновников о развитии российской лёгкой промышленности будут отдавать лицемерием», —полагает наш эксперт.

Решить эти проблемы, полагает он, можно лишь при комплексном подходе. Для этого можно целевые государственные инвестиции сформировать в отдельные сектора и предприятия лёгкой промышленности, а так же поддержать бизнес государственными и региональными грантами.

Кроме этого, нужна продуманная гибкая протекционистская политика и создание совместных производств со странами БРИКС.

К тому же необходимо поработать и с ментальной травмой нескольких поколений. Россиянам надо объяснять, по каким причинам произошла такая зависимость от западных брендов. При этом необходимо запретить масс-медиа глумиться над российским производителем.

И, конечно же, делать всё это надо ненавязчиво, потому что получим совершенно противоположный результат. А лидерам общественного мнения лучше всего высказываться более скромно.

Страна и мир очень переменчивы, и кто знает, возможно, очень скоро именно в России скромность снова станет украшением человека, заключил политолог.

Скоро всё изменится

Кандидат экономических наук, профессор факультета рекламы Университета «Синергия» Сергей Зайнуллин полагает, что зависимость России от товаров с Запада совсем не велика. Исключение составляют лишь некоторые медпрепараты, запчасти и расходные материалы к технике.

Впрочем, этот сегмент вполне заменим импортными товарами из стран Юго-Восточной Азии и Индии. Да, и нашими собственными препаратами. Их доля составляет сейчас по многим позициям до 50 процентов, уточнил он.

Вместе с тем, если тот или иной бренд не поддерживается постоянной рекламой, гарантийным обслуживанием и спецмероприятиями, то вполне закономерно, что многие почитатели несколько охладевают к нему. И завоёванные брендами на протяжении 20-30 лет позиции могут быть утеряны практически за два-три года.

При этом наши производители начнут старательно вытеснять западных конкурентов со своего внутреннего рынка, добавил экономист.

По его словам, примером тому может быть фастфуд «Вкусно и точка». По сути, это ребрендинг «Макдональдса». И в случае, если наши компании вдруг не смогут заместить товары западного производителя, то на наш внутренний рынок придёт продукция из нейтральных стран.

Уже сегодня авторынок России завоёвывает Китай. Парфюмерный и косметический рынок осваивает Южная Корея, рынок гаджетов — Китай и Юго-Восточная Азия. Свою одежду к нам везёт Турция, привёл пример Сергей Зайнуллин.

И чем больше Запад будет создавать неудобств, то есть увеличивать сроки поставок, отказывать в гарантийном обслуживании и обновлении, тем быстрее люди перейдут на доступные, удобные и экономически выгодные бренды России и нейтральных стран, заключил профессор.

Ещё по теме: Бренды по-русски: что за год в России стали делать без помощи Запада

Понравилось? Поставь лайк и подпишись. В следующих публикациях ещё больше интересного!